Петрищев Афанасий Борисович
Без фиговых прикрытий

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Безъ фиговыхъ прикрытій. Въ разгаръ учебнаго года неожиданно, безъ предупрежденія закрыта "частная" средняя школа въ с. Сосновкѣ, Моршанскаго у. 120 учащихся выброшено на улицу. Дѣло это у насъ очень обыкновенное. Но на сей разъ удалось совершить нѣчто замѣчательное даже при русскихъ условіяхъ. Закрытіе школы на полномъ ходу есть прежде всего тяжкое наказаніе дѣтей, которыя въ ней учатся; и ударъ по населенію цѣлаго района. Понятно, что каждую такую мѣру всюду, гдѣ можно, стараются оправдать ссылками на крайнюю необходимость, напр., бороться съ сепаратизмомъ, угрожающимъ государственному единству (такъ было при массовомъ закрытіи польскихъ школъ). Гдѣ крайнюю необходимость отыскать затруднительно, тамъ, не закрывая прямо намѣченную къ упраздненію частную школу, обыкновенно лишь принимаютъ мѣры къ "водворенію законнаго порядка": лишеніе извѣстныхъ правъ, назначеніе строгихъ экзаменаторовъ, энергическихъ учителей, распорядительныхъ инспекторовъ... Въ концѣ концовъ, если сами учредители школы и оказываются вынужденными закрыть ее, то они и виноваты. Начальство дѣтей не наказываетъ, населенію цѣлаго района ударовъ не наноситъ. Все происходитъ какъ бы само собою... Пусть это фиговый листокъ. Но его все-таки считалось нужнымъ сохранять. Теперь мы имѣемъ примѣръ болѣе усовершенствованной школо-искоренительной тактики.
   Сосновская школа такая же "частная", какъ и добрая половина другихъ "частныхъ" школъ. Тѣмъ временемъ, "когда начальство ушло" и не успѣло по настоящему вернуться, населеніе воспользовалось весьма разнообразно. Воспользовалось, между прочимъ, и для того, чтобы хоть какъ-нибудь удовлетворить потребность въ среднемъ образованіи. По мелкимъ городамъ и даже крупнымъ селамъ возникли кружки частныхъ лицъ; за невозможностью добиться открытія государственныхъ учебныхъ заведеній, они буквально изъ ничего создали довольно густую сѣть "частныхъ" среднихъ школъ. Открытіе послѣднихъ совпало какъ разъ съ тѣмъ моментомъ, когда начальство уже вернулось и приступило къ обширной ликвидаціи революціонныхъ своевольствъ. Громадное большинство кружковъ, позаботившихся объ открытіи школъ, при этомъ оказались всего только незаконными сообществами и, въ качествѣ таковыхъ, были вынуждены умереть, а открытыя ими учебныя заведенія живутъ кое-какъ, безпризорно. Кружокъ въ селѣ Сосновкѣ, Тамбовской губ., принадлежитъ къ числу тѣхъ немногихъ счастливцевъ, которымъ удалось своевременно легализоваться (по правиламъ 4 марта 1906 г.), превратиться въ уставное "общество устройства, среднеучебнаго заведенія смѣшаннаго типа для обоего пола". И сосновскій кружокъ не только открылъ "частную" школу, но и собралъ въ теченіе друхъ-трехъ лѣтъ десятки тысячъ рублей, обзавелся собственными на ново построенными зданіями и т. д. Между прочимъ, однимъ изъ виднѣйшихъ и дѣятельныхъ членовъ сосновскаго общества состоитъ мѣстный помѣщикъ графъ К. А. Бенкендорфъ. Его вліяніе и его связи дѣлали мало удобной тактику долговременной осады. Противъ затяжныхъ и хитроумныхъ средствъ гр. Бенкендорфъ, навѣрное, сумѣлъ бы найти защиту. И фортеціи народнаго образованія въ селѣ Сосновкѣ пришлось брать открытымъ штурмомъ: 12 января 1912 г. губернаторъ временно пріостановилъ дѣятельность сосновскаго общества, а затѣмъ 27 января оно "окончательно закрыто" губернскимъ по дѣламъ объ обществахъ присутствіемъ. Тѣмъ самымъ окончательно закрыта и содержимая обществомъ школа. Такимъ образомъ, администрація сама нанесла ударъ населенію, сама вышвырнула 120 дѣтей за бортъ, не проявивъ при этомъ никакихъ заботъ, чтобы хоть какъ-нибудь ихъ пристроить. И она же, стало быть, вынуждена объяснить: за что наказаны прежде всего дѣти и на какомъ основаніи?
   Оставимъ всякія газетныя и частныя свѣдѣнія. Обратимся къ строго оффиціальнымъ источникамъ. Передо мною нотаріальная копія журнальнаго постановленія тамбовскаго губернскаго по дѣламъ объ обществахъ присутствія отъ 27 января 1912 г. Изъ нея выясняется чудовищный и, казалось бы, совершенно невѣроятный принципъ. Чтобы временно удалить ребенка изъ школы или даже оставить его "безъ обѣда", нужны все-таки хоть какіе-нибудь мотивы и резоны. Но вышвырнуть за бортъ сразу 120 дѣтей можно, оказывается, и безъ мотивовъ, и безъ резоновъ. Ни губернаторъ, ни губернское присутствіе не предъявляютъ къ учащимся сосновской школы никакого хотя бы чисто формальнаго обвиненія. Губернаторъ и присутстіе кое въ чемъ обвиняютъ учителей, кое въ чемъ закрытое общество. И, такимъ образомъ, судьба 120 дѣтей подвергнута тяжкому потрясенію, во-первыхъ, за вину учителей (которые, однако, допускаются къ преподаванію не иначе, какъ съ разрѣшенія попечителя учебнаго округа, и дѣятельность которыхъ протекаетъ подъ непремѣннымъ наблюденіемъ правительственной инспекціи), а во-вторыхъ, за вину общества, которое только финансируетъ школу, и если можетъ имѣть вліяніе на чисто учебную часть, то лишь съ согласія и подъ контролемъ извѣстныхъ правительственныхъ учрежденій. Это даже не "дикая вира". Это -- просто фактически осуществляемая возможность безъ всякаго основанія, безъ тѣни юридическихъ мотивовъ топтать и калѣчить дѣтей. Но, быть можетъ, это дѣлается въ силу крайней необходимости? Быть можетъ, дѣти поставлены внѣ охраны закона и наказаны за чужую вину потому же, почему "при тушеніи пожара бьютъ стекла"? Быть можетъ, тамбовскія власти спасали государство отъ гидры сепаратизма, революціи, отъ непріятельскаго нашествія и лишь по спопутности раздавили дѣтей? Увы, тамбовская администрація освободила себя даже отъ такой мотивировки. Въ чемъ виноваты учителя? Губернское присутствіе вмѣняетъ имъ только одно преступленіе:
   
   посылку 7 ноября 1910 г. педагогическимъ совѣтомъ сосновскаго учебнаго заведенія... сочувственной телеграммы графинѣ С. А. Толстой съ выраженіемъ соболѣзнованія по случаю смерти графа Л. Н. Толстого, какъ "великаго учителя земли русской".
   
   Въ ноябрѣ 1910 г. это "преступленіе" не вызвало репрессій. И понятно: въ ту пору самъ попечитель харьковаго учебнаго округа (куда входитъ и Тамбовская губернія) "соболѣзновалъ". Впослѣдствіи же и самый составъ педагогическаго совѣта, виновный въ "соболѣзнованіи", измѣнился: одни преподаватели ушли, другіе вновь назначены. И вотъ, за давнопрошедшую "вину" прежнихъ, учителей наносится тяжкій ударъ населенію цѣлаго района, выбрасывается за бортъ 120 дѣтей.
   
   Въ чемъ-же провинилось общество?
   Его преступленія, оказывается, довольно многочисленны и разнообразны. Есть преступленія чисто формальныя (мелкія уклоненія отъ устава). Есть преступленія и по существу. Приведу для примѣра одно изъ самыхъ тяжкихъ. Общество имѣло своихъ представителей въ педагогическомъ совѣтѣ. Въ качествѣ представителей было избрано 4 лица. Изъ нихъ трое, по мнѣнію губернатора, политически неблагонадежны. Такъ, напр., у одного изъ нихъ, И. А. Медвѣдева,
   
   "въ октябрѣ мѣсяцѣ 1906 г... производился обыскъ, и, хотя вещественныхъ уликъ противъ него обыскъ этотъ, благодаря осторожности Медвѣдева, не далъ, тѣмъ не менѣе были добыты свѣдѣнія, свидѣтельствовавшія объ активныхъ выступленіяхъ Медвѣдева при агитаціи среди населенія, послѣ чего Медвѣдевъ, по подозрѣнію въ сношеніяхъ съ неблагонадежными лицами, въ апрѣлѣ мѣсяцѣ 1908 г.; снова подвергся обыску, окончившемуся для него, какъ и первый обыскъ, благополучно.
   
   Двукратно подвергался обыску, оба раза ничего предосудительнаго не найдено; послѣ того, какъ видно изъ дѣла, былъ съ надлежащаго утвержденія епархіальной власти ктиторомъ мѣстной Крестовоздвиженской церкви, въ февралѣ 1910 г. избранъ представителемъ общества въ педагогическомъ совѣтѣ, что не вызвало возраженій ни со стороны учебнаго начальства, ни со стороны общей администраціи. За всѣ эти "преступленія" нельзя наказать самого г. Медвѣдева, но можно уничтожить цѣлое просвѣтительное учрежденіе, выбросить на улицу болѣе сотни учащихся.
   Еще преступленіе -- и тоже изъ наиболѣе тяжкихъ. Оказывается, правленіе общества въ концѣ 1910 г. "предполагало чествовать, Л. Н. Толстого,-- проведеніемъ чтенія біографіи и нѣкоторыхъ разсказовъ его"; но мѣстный инспекторъ народныхъ училищъ "отсовѣтовалъ" дѣлать это, и правленіе отказалось отъ своей мысли; больше года прошло благополучно; а затѣмъ тамбовскимъ губернаторомъ усмотрѣнъ въ этомъ одинъ изъ признаковъ "ярко выраженнаго противоправительственнаго и антинаціональнаго" направленія. Заключается ли оно въ намѣреніи прочитать, испросивъ предварительно разрѣшеніе у начальства, біографію только что умершаго великаго писателя, или "ярко выраженная" противоправительственность и антинаціональность усматривается въ безпрекословномъ подчиненіи совѣтамъ инспектора народныхъ училищъ,-- въ журналѣ губернскаго присутствія не объяснено. Да и какія тутъ могутъ быть объясненія? Зачѣмъ они? Останавливаться на мотивахъ,-- значило бы не замѣчать основного и важнаго. Явились люди и завели цѣлую гимназію, -- да гдѣ? Въ русскомъ селѣ и при томъ не въ какой либо Вятской "мужицкой", а въ "благородной" Тамбовской губерніи! Развѣ это само по себѣ не "ярко выраженный" признакъ "противоправительственнаго, антинаціональнаго" направленія умовъ? Развѣ это не опасное "наслѣдіе революціи", которое должно быть ликвидировано,-- и чѣмъ скорѣе, тѣмъ лучше!
   И всѣ такія "частныя" школы исподволь ликвидируются. До сихъ поръ ликвидація производилась способомъ сложнымъ, разсчитаннымъ на то чтобы обходить разные деликатные вопросы. Теперь самъ г. Муратовъ, администраторъ, цѣнимый наравнѣ съ ялтинскимъ генераломъ Думбадзе, губернаторъ, котораго ставятъ другимъ въ примѣръ, показалъ, какъ надо дѣйствовать по-кавалерійски. Многое заставляетъ думать, что г. Муратовъ найдетъ достаточно подражателей. И если да, то "завоеваннымъ революціей" школамъ матъ. А попутно навѣрное удастся довести до большаго совершенства и общій административный принципъ, по сравненіи съ которымъ, повторяю, даже "дикая вира" -- продуктъ болѣе высокой правовой культуры.

А. Б. П.

"Русское Богатство", No 4, 1912

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru