Песковский Матвей Леонтьевич
В глуши. Повесть в трех частяхъ М. Л. Лесковского

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Въ глуши. Повѣсть въ трехъ частяхъ М. Л. Лесковскаго. Спб., 1893 г. Цѣна 1 рубль. Въ обращеніи Къ читателямъ авторъ говоритъ: "Я касаюсь (въ повѣсти) вовсе не того, чѣмъ могла и должна бы быть у насъ эта область просвѣщенія (обученіе сельскаго населенія), а только тѣхъ именно результатовъ, которые достигаются уже сельскою школой, несмотря даже на ея сильную захудалость". Далѣе авторъ указываетъ на огромное значеніе сельской школы и деревенскихъ учителей-тружениковъ, находящихся, по большей части, въ очень тяжелыхъ жизненныхъ условіяхъ, и добавляетъ: "Если моя слабая попытка сказать кое-что о трудахъ и житьѣ-бытьѣ народной школы и ея подвижниковъ, заронитъ нѣкоторый лучъ надежды хоть въ кого-нибудь изъ нихъ, хоть немного согрѣетъ и поддержитъ чью-либо наболѣвшую и усталую душу,-- цѣль моя будетъ достигнута". Мы не сомнѣваемся въ томъ, что повѣсть г. Песковскаго произведетъ на многихъ читателей то именно впечатлѣніе, какое желательно автору, и не имѣемъ основаній не вѣрить ему въ томъ, что онъ даетъ въ своей повѣсти "результаты, которые уже достигаются сельскою школой". Но мы думаемъ, что если гдѣ-либо и есть нѣчто похожее на описанное въ повѣсти, то это окажется крайне рѣдкимъ исключеніемъ, почти невѣроятнымъ для того, кто не видалъ его самолично. Изъ этого, однако, не слѣдуетъ, что наши сельскія школы не могли бы быть такими, какія описаны въ повѣсти г. Песковскаго. Наоборотъ, въ высшей степени желательно, чтобы наши школы уподоблялись изображеннымъ авторомъ, и такое желаніе вполнѣ осуществимо, когда общество отнесется къ сельской школѣ съ тѣмъ сочувствіемъ и довѣріемъ, какихъ требуетъ почтенный авторъ повѣсти, когда, съ одной стороны, равнодушіе, съ другой -- формализмъ и подозрительность, съ третьей -- невѣжество, непониманіе общественной пользы и своекорыстіе, боящееся свѣта знанія, уступятъ мѣсто гуманнымъ чувствамъ и разумнымъ взглядамъ на самыя насущныя потребности стомилліоннаго народа, живущаго "въ глуши", по деревнямъ и селамъ. Въ своей повѣсти авторъ разсказываетъ исторію сельскаго учителя Прахова, отдавшаго всѣ свои силы сельской школѣ, вложившаго всю душу въ святое дѣло служенія русскому народу на скромномъ поприщѣ деревенскаго учителя. Поразительные результаты, которыхъ достигъ этотъ необыкновенный труженикъ, представятся, быть можетъ, нѣсколько фантастическими читателямъ, видавшимъ сельскія школы зауряднаго и весьма невысокаго качества, соотвѣтствующаго "нормальному" типу, распространенному по всей Россіи. Но авторъ совершенію вѣрно указываетъ, что "норма" эта создана формалистикой и осуществляетъ собою лишь минимумъ, установленный для руководства преподавателей и дирекцій народныхъ училищъ. Подняться выше такого обычнаго уровня ничто не препятствуетъ, кромѣ индифферентизма однихъ, мнительной робости другихъ и дикости третьихъ, тѣхъ именно, кто держитъ теперь деревни въ своихъ загребистыхъ лапахъ подъ гнетомъ кабака и кулачества. Въ повѣсти г. Песковскаго разсказывается о превращеніяхъ посредствомъ доброй школы заморенныхъ нуждою и пропойствомъ селъ въ цвѣтущіе здоровьемъ и обиліемъ уголки, гдѣ юное поколѣніе, подъ вліяніемъ преданнаго дѣлу учителя, выростаетъ въ трудовой жизни, развивается нравственно,-- гдѣ школа вытѣсняетъ кабакъ, гдѣ кулачество вынуждено сторониться передъ наростающею силой знанія, гдѣ молодежь выучивается тому, "что взято прямо изъ жизни", и гдѣ учили ихъ "для жизни", не по печатной программѣ только, но въ разумной сообразности съ общими и съ мѣстными условіями народнаго быта. "Народная школа,-- говоритъ авторъ,-- занимая въ общей системѣ образованія самое незамѣтное мѣсто, оказывается, однако, могущественнѣйшимъ средствомъ для универсальнаго культурнаго подъема всего государства. Скудная своею программой, она, тѣмъ не менѣе, всемогуща, какъ факторъ, способный воздѣйствовать непосредственно на все трудовое населеніе, вести его къ всестороннему усовершенствованію въ моральномъ и матеріальномъ отношеніи". И г. Песковскій правъ безусловно,-- противъ этого немыслимо никакое возраженіе. Если же кто, прочитавши повѣсть Въ глуши, скажетъ, что учитель Прайсовъ -- "герой", едва ли возможный въ дѣйствительности, то на это и г. Песковскій, и мы можемъ отвѣтить, что въ средѣ русскихъ сельскихъ учителей такихъ героевъ не мало, и если подвиги ихъ не замѣтны и результаты ихъ самоотверженной дѣятельности не видны, то совсѣмъ не по ихъ винѣ, а потому, что на нихъ слишкомъ мало обращаетъ вниманія общество, слишкомъ пренебрежительно смотрящее "на великія и вѣчныя дѣла на пользу государства и общества", которыя они дѣлаютъ въ тиши и "въ глуши". Книжку г. Песковскаго мы прочли съ большимъ интересомъ и смѣло рекомендуемъ ее вниманію всѣхъ, кому дорогъ культурный ростъ нашего народа. Сельскіе учителя почерпнутъ изъ нея много полезныхъ указаній и, что того важнѣе, найдутъ въ ней поддержку бодрости духа, столь необходимой въ ихъ честномъ и тяжеломъ служеніи русскому народу.

"Русская Мысль", кн.XI, 1893

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru