Перевощиков Василий Матвеевич
Слово в день рождения ея величества благочестивейшия государыни, матери государя императора, императрицы Марии Феодоровны

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово
въ день рожденія ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА Благочестивѣйшія ГОСУДАРЫНИ, Матери ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, ИМПЕРАТРИЦЫ МАРІИ ѲЕОДОРОВНЫ.

Милосердую о народѣ семъ.
Матѳ. гл. 15, ст. 32.

   Сколь различенъ глаголъ Божій отъ слова человѣческаго! Неизмѣримое пространство между небомъ и землею есть искаженно-представляемая тѣнь, недостойное изображеніе слабаго сходства съ Творческимъ гласомъ Всемогущаго, отголоска бреннаго творенія. Какая рѣшительность въ намѣреніи, Какая правда въ предприятіи, какая точность въ исполненіи! Стоило только рещи Іисусу: милосердую о народѣ семъ {Матѳ. гл. 15, ст. 32.}: -- и приемъ хлѣбы и рыбы такожде, воздавъ хвалу, преломи, даде ученикомъ предложити народомъ {36.}; и ядоша вси, и насытитася, и взяша избытки укругъ, седмь кошницъ исполнь {37.}.
   Не такъ поспѣшно, слушатели, исполняется слово человѣческое! Часто мы разсуждаемъ о сострадательности къ бѣднымъ; часто въ сердцѣ своемъ милосердуемъ, и по видимому рѣшаемся на благотвореніе: но съ какими затрудненіями сопряжено наше сердоболіе! Нынѣ отвлекаютъ вниманіе наше купли житейскія {Лук. гл. 14, ст. 18.} заутра имѣемъ нужду изыти на село свое и видѣти е; теперь настоитъ потребность искусити купленныхъ воловъ а послѣди же торжествовать уготованную вечерю брака. И такъ нѣтъ времени приказать отъ распутій и стогнъ града пригласить, и бѣдныя, и нищія і и слѣпыя, и хромыя вкусить отъ трапезы нашея. Какая заматорѣвшая безчувственность! какое хладное равнодушіе! какой перевѣсъ пристрастнаго себялюбія!
   Удалимъ, слушатели, постыдныя сіи умопредставленія; не попустимъ въ сердцѣ нашемъ гнѣздиться черствому безчувствію и хладнокровности изженемъ; пагубное самолюбіе и ненавистную заключенность въ себѣ самихъ! Мы увѣрены, что никакія чувствія не возносятъ болѣе человѣка надъ прочими тварями, и не приближаютъ его къ Богу, какъ чувство сожалѣнія, подобное Творцу. устремимся, потечемъ въ слѣдъ Милосердія!
   Среди ужасныхъ бурь, до основанія потрясающихъ Гражданскія общества, какого слушатели, чаять снисхожденія отъ собратій нашихъ, когда возстаетъ языкъ на языкъ, и царство на царство, когда предаетъ братъ брата на смерть и отецъ чадо {Матѳ. гл. 24, ст. 7.}?-- Нѣтъ болѣе братства, нѣтъ родства, нѣтъ крови! Среди повсемственнаго востанія народовъ. Среди оглушающихъ громовъ всеоружій, при видѣ убійственныхъ стоновъ и смертоносныхъ терзаній, какого ожидать милосердія отъ ближнихъ нашихъ, когда мечь и огнь, жупелъ и духъ буренъ {Псал. 148, ст. 8.} истребляютъ земнородныхъ; когда {Матѳ. гл. 24, ст. 7.} глади, и пагубы, и труси разверсты подъ стопами нашими?-- Нѣтъ болѣе связи, нѣтъ единенія, нѣтъ взаимности! Се быстъ намъ скорбь велія {Матѳ. гл. 24, ст. 22.}, какова же не была отъ начала міра доселѣ.
   Боже милосердый, Источникѣ всякія утѣхи и благостыни! не ужели изсякнулъ кладезь благости Твоей неизсякаемой, не ужели {Марк. гл. 13, ст. 20.} избранныхъ ради не прекратятся горестные дни сіи? не уже ли и праведная кровъ, рѣками проливаемая, не вопіетъ на небо, -- къ Престолу Твоего милосердія?-- Нѣтъ, стези Господни правы, вси путіе Его милость и истина {Псал. 24, ст. 10.}! Богъ благъ, слушатели: онъ есть нѣжный отецъ созданія своего; {Іезек. гл. 33, ст. 11.} не хощетъ смерти грѣшника, но еже обратившися и живу быти ему. -- Чтожъ? не уже ли человѣкѣ измѣнился въ существѣ своемъ? не уже ли буйныя страсти его до остервененія звѣрскаго разсвирѣпѣли, и сердце мыслящей твари окаменѣло до безчувственности?-- Нѣтъ, оно богато въ сладостныхъ ощущеніяхъ, живо въ умиленіи, готово участвовать въ горестяхъ!
   Такъ, сердце человѣка избыточествуетъ въ разумѣ и во всякомъ чувствіи, {Къ Фил. гл. 1. ст. 9.} но еже искушати лучшая. Правда, тщетно бы, стали искать сего лучшаго, сего изящнаго въ мудрованіи вѣка сего. Здѣсь, конечно, представятся уму рѣзкія черты вымышленной красоты, очаровательныя картины несбыточнаго начертанія, лица одушевленныя на поприщѣ невозможнаго подвигоположничества.-- Тамъ, съ злобнымъ намѣреніемъ, изображается обольщенная невинность, дабы выставить ее на позорѣ міра, толика же поползновеннаго къ обольщенію; индѣ умышленное развращеніе краснорѣчивымъ ходатайствомъ оправдывается въ безнамѣренности поступковъ своихъ, и прикрывается личиною обыкновенной слабости человѣчества. Но сколько сіи изображенія хладны, безчувственны мертвы! Горе міру, его же ради приходятъ, соблазны {Матѳ. гл. 18, ст. 7.}!
   Corpѣяса {Псал. ст. 4.} сердце, -- и разгорѣся, яко огнь, рвеніе его: такъ выражается Псаломникъ, увлеченный изяществомъ сладостнаго сострастія. Пламенѣть чистою любовію къ ближнимъ, споспѣшествовать ихъ благосостоянію, съ безпритворнымъ усердіемъ стремиться къ призрѣнію, бѣдныхъ, къ защищенію напаствуемыхъ, съ утѣшенно страждущимъ; не прикрывать скаредности порода, повсюду выставлять любезность добродѣтели, горѣть рвеніемъ, коеже и скушати и лучшая, Какое богатства возвышенныхъ чувствій, какое изобиліе выспреннихъ печатлѣній! Спросите, слушатели, сердобольнаго Самарянина, которой, видѣвъ впадшаго въ разбойники, милосердова {Лук. гл. 10, ст. 33.} о немъ, и обяза ему струпы, всади его въ свой скотъ, и привезе. его въ гостинницу, и прилѣжа ему; спросите сего страннопріимца, какими тогда сердце его исполнилось чувствіями?-- На ето чувствовать только можно, а не выражать.
   Христіане не уже ли Самарянинъ превосхититъ честь чувствительности и степень состраданія Хрістіанскаго? Порожденіе, къ которому жидове, строгія блюстители закона Моисеева, считали за преступленіе прикасаться; отрасль {Мат. гл. 10, ст. 5.} града иноплеменнаго, въ которой Іисусъ запретилъ входить ученикамъ своимъ: сей иновѣрецъ превзойдетъ послѣдователя Хрістова въ человѣколюбіи?-- Нѣтъ? не упрекнетъ насъ пророчество Исаино, глаголющее; отолстѣ бо {Гл. 13, ст. 15.} сердце людей сихъ и ушима тяжка слышать, и очи свои смежища.-- Вы есте {Къ Кор. , гл. 14, ст. 12.} ревнителіе, духовомъ и дѣломъ добрымъ; въ васъ избыточествуетъ любы Хрістова, и жалость дому ближняго снѣдаетъ васъ.-- Вопитъ бѣдное дитя, брошенное на произволъ жестокаго рока; и вопль сей, проницая до раздѣленія {Къ Евр.. гл. 4, ст. 2.} души же и духа, членовъ же и мозговъ, потрясаетъ нѣжную чувствительность вашу до точки благотворнаго умиленія? Плачетъ несчастный отрокъ, безъ роду, безъ племени, скитающійся по стогнамъ и распутіямъ; и плачь сей возбуждаетъ отеческое сердоболіе ваше? Горькими слезами заливается теряющійся юноша, стремительно влекомый пылкими страстями и безразсудностію; и слезы сіи преклоняютъ вниманіе ваше къ его напутствованію? охриплымъ гласомъ рыдаетъ болѣзненный старецъ, издыхающій подъ тяжестію лѣтѣ своихъ; и рыданіе, сіе воспламеняетъ ревностное, соучаствованіе въ его немощи!
   А тамъ убогая вдовица желаетъ насытиться {Марк. гл. 12, ст. 42.} отъ крупицъ, падающихъ съ трапезы господей своихъ? А тамъ, съ горестнымъ истощаніемъ, дрожащій должникъ ожидаетъ отпущенія своего {Лук. гл. 7, ст. 43.}, яко не быти ему ввержену во тьму кромѣшную? А тамъ заблуждшійся сынъ ищетъ у отца своего быти, яко единъ отъ наемникъ его {Лук. гл. 15, ст. 19.}, созная себя недостойнымъ имяни сыновняго? А тамъ израненный воинъ, посѣдѣвшій на бранѣхъ кровопролитныхъ, злостраждетъ до смерти отъ мучительной боли, отъ изнуренія тѣлесныхъ силъ, и, по слову Евангельскому, отъ хищенія насущнаго хлѣба? А тамъ?...-- Но да не оскорбится здѣсь нѣжная чувствительность истинныхъ друзей человѣчества!
   А тамъ; -- не въ однѣхъ смиренныхъ хижинахъ бѣдности и оскудѣнія, не подъ одною только соломенною кровлею осужденныхъ на терпѣніе страдальцевъ гнѣздится снѣдающая горесть и отчаяніе. Загляните, слушатели, въ великолѣпные чертоги богатства и пышности: какая скорбь, какое мрачное уныніе! Злосчастный узникъ подлаго металла, невольникъ корысти и стяжанія! грянулъ громъ надъ главою твоею: и сокровища твои возвѣялись, яко прахъ, его же возметаетъ вѣтръ отъ лица земли {Псал. 1, ст. 4.}. Вмѣсто довольства, вмѣсто пресыщенія, вмѣсто играющей на лицѣ веселости, алчущая нищета, блѣдный голодъ, пасмурная задумчивость, гложутъ, и яко червь подтачивая сердце твое, приближаютъ тебя по гробу?.. Воззрите безпристрастно на мнимыхъ счастливцевъ міра сего, представьте угрожаемыя имъ бѣды въ горахъ, бѣды въ вертепахъ, бѣды въ пропастяхъ земныхъ {Къ Кор. гл. 16, ст. 26.}. Востаетъ чреватая туча хитростныхъ сплетеній, разсядается надъ отвѣсною точною небрежной безпечности усыпленнаго Сибарита, ударяетъ змѣйчашая молнія въ самое сердце вознесенной гордыни; огнь спаде съ небесе и пожже вся {Іов. гл. 1, ст. 16.}; и человѣкъ благороднѣйшій, сущій отъ востокъ солнца, пораженъ гноемъ лютымъ отъ ногъ даже до главы. Чтожъ? не ужели то же равнодушіе, то же отвратительное презрѣніе, такое же хладнокровіе гнать и постигать будетъ сихъ низверженныхъ любимцевъ счастія?--
   Нѣтъ, слушатели, Богъ солнце свое сіяетъ на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и на неправедныя {Матѳ. гл. 5, ст. 45.}. Онъ, изливая рѣки милосердія своего на недостойныхъ рабовъ, узаконяетъ и намъ любить враговъ своихъ, и добро творишь ненавидящимъ насъ {Іоан. гл. 6, ст. 27.}. И сердце ли наше не будетъ готово подражать незлобивымъ стезямъ благостыни Его? Готово сердце наше въ Тебѣ, Боже {Псал. 26, ст. 8.}, готово сердце наше въ утѣшенію страждущаго человѣчества! Но слову благодатнаго искупленія Твоего, мы не сотворимъ {Къ Кор. гл. 3, ст. 13.} отмщенія ближнему своему въ слухъ глухаго міра, день, и нощь вопіющему: не станемъ, съ Фарисейскимъ тщеславіемъ, раздавать десятину всего елико притяжемъ; но что творитъ десница наша, да не увѣдаетъ шуйца {Іак. гл. 5, ст. 13.}. Злостраждетъ ли кто изъ насъ?-- Мы проліемъ благовонное мѵро исцѣляющее нравственныя раны его. Малодушествуетъ ли {Лук. гл. 18, ст. 12.}?-- Подкрѣпимъ его здравіями совѣтами. Болитъ ли кто? Поспѣшимъ его ободрить своимъ присутствіемъ. Хрістіане! неистощимая благость Божія милосердія, ради милости Хріста своего, повелѣваетъ намъ алчущаго напитать, {Мат. гл. 25, ст. 37.} напоить жаждущаго, страннаго ввести, нагаго одѣть, къ заключенному въ темницу пріити.-- И кто съ окаменѣніемъ богача лихоимнаго не послушаетъ гласа Евангельскаго; конечно, тотъ чуждъ всякой сострадательности, жестокъ и непреклоненъ, въ горестямъ подобныхъ себѣ: кто, съ хладнокровнымъ безчувствіемъ Левита проходитъ мимо, изувѣченнаго странника, и не удостоиваетъ его своимъ вниманіемъ. Пріидите ко мнѣ {Мат. гл. 11. ст. 28.}, взываетъ любы Хрістова, вси труждающіяся и обремененніи и Азъ упокою вы.
   Пріидите увѣчные воины, кровію своею, ранами, вѣрою и вѣрностію искупившіе насъ отъ клятвы кровожаднаго тиранна Европы, неистоваго врага человѣчества! признательное отечество, пріемля васъ въ распростертыя объятія свои, не на хладномъ только мраморѣ вырѣзываетъ великія имена ваши, на въ біющемся сердцѣ печатлѣетъ рвеніе ваше, на защиту Вѣры, отечества, законной Власти истощаемое, и съ благоговѣніемъ печатлѣть завѣщаетъ позднѣйщимъ сынамъ сыновъ своихъ, Пріидите, достойныя чада Славянскаго поколѣнія, и внидите въ радость Господа своего!-- Всеавгустѣйшій Государь, Императоръ АЛЕКСАНДРЪ Первый, чадолюбивый отецъ Сѣверныхъ Героевъ, ваши безпокойства, ваши утомительные труды, ваши знаменитые подвиги увѣнчаетъ отличительными знаками почестей, закроетъ раны ваши цѣлительнымъ бальзамомъ, льющагося отъ щедротъ Его изобилія, и обезпечитъ въ жизненныхъ потребностяхъ не токмо васъ самихъ, но и семейства ваши.-- Пріидите томящіеся страдальцы, отъ нашествія злобнаго врага лишившіеся мирныхъ виталищъ вашихъ и скитающіеся по дебрямъ и пустынямъ, пріидите подъ теплый покровъ любезной родины своей!-- Благотворительное общество согражданъ вашихъ, учрежденное подъ высокимъ предсѣдательствомъ Благочестивѣйшія Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСѢЕВНЫ, обеззабочивая васъ отъ житейскихъ попеченій и сокрушающихъ нуждъ, по мѣрѣ стяжанія своего отъ избытковъ всякаго сословія, болѣзненно печется о вашемъ утѣшеніи и щедрою рукою раздаетъ собранная.-- Пріидите, и вы, удрученные болѣзнями, отъ дряхлости и престарѣнія лишенные способовъ къ своему продовольствію, и вкусите отъ трапезы Хріста Господня! И вы невинные младенцы, сироты безпомощныя, приникните подъ мирную сѣнь, уготованную вамъ отъ излияній избыточествующаго въ благотвореніи чувствія, надежнымъ пристанищемъ и совершенною безопасностію васъ охраняющаго!-- Всеавгустѣйшая Виновница настоящаго торжества, Благочестивѣйшая Государыня, Императрица МАРІЯ ѲЕОДОРОВНА, высокая Попечительница всѣхъ Богоугодныхъ заведеній, съ Матернію привѣтлвостію приглашаетъ васъ въ радостный чертогъ Боговѣнчаннаго Сына своего, и съ нѣжнымъ попеченіемъ промышляетъ о вашемъ благосостояніи и невредимости. Милосердую, речетъ она, о народѣ семъ. -- Какой разительный примѣръ сострадательности къ человѣчеству! сколько побужденій влекущихъ къ умилительному покровительству!
   Отецъ щедротъ и всякія благостыни! согрѣй сердце ваше въ призрѣнію несчастныхъ; воспали рвеніе и жалость къ защищенію напаствуемыхъ! Но, Всемогущій Господи! запретивый вѣтромъ и морю страхованія, ужасъ и трепетъ удержати {Матѳ. гл. 8, ст. 26.}, возстани, запрети гражданскимъ вихрямъ волновать колеблющуюся Европу! всесильнымъ Твоимъ словомъ Повелѣвый быти тишинѣ веліей на морѣ, повели, да умолкнутъ молніеносные политическіе громы, до основанія потрясающіе вселенную! да людіе Твои, овцы пажити Твоея, среди мира и братолюбія Тобою вѣнчанныхъ и свыше помазанныхъ Главъ, въ тишинѣ ихъ, тихое и безмолвное житіе поживутъ, во всякомъ благочестіи и чистотѣ. Аминь.

Сказывано въ Каѳедральномъ Благовѣщенскомъ Соборѣ П. П. Б. П.

   14 октября 1813 года.
   Казань.

-----

   [Перевощиков В.М.] Слово в день рождения ея величества благочестивейшия государыни, матери государя императора, императрицы Марии Феодоровны / Сказывано в кафедральном Благовещенском соборе п. п. В.П. 14 октября 1813 года // Вестн. Европы. -- 1813. -- Ч.72, N 23/24. -- С.161-173.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru