Перес-Гальдос Бенито
Бенито Перес Гальдос: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


0x01 graphic

I.

   ПЕРЕС ГАЛЬДОС Бенито [Benito Pérez Galdos, 1843--1920] -- испанский романист. Р. на Канарских островах, окончил юридический факультет в Мадриде [1886], занимался журналистикой, но вскоре оставил ее и целиком отдался художественной лит-ре, издав в 1870 первый роман, за которым последовало множество других. Принимал некоторое участие в политической жизни страны и был избран депутатом кортесов от либеральной партии [1905].
   Из всех своих современников П. Г. был наиболее последовательным и стойким защитником идей буржуазного либерализма, выступая против католической церкви, против традиционных устоев государственных, социальных и моральных. Основное его произведение -- 46 томов "Национальных эпизодов" (Episodios nacionales), исторических романов, в которых последовательно отражены все перипетии социальных потрясений, политической борьбы, идеологических сдвигов и роста самосознания испанской буржуазии от начала Наполеоновских войн до поражения либералов и восстановления монархии [1805--1874]. Здесь в плане художественно-исторического повествования, истоки к-рого восходят к Вальтер Скотту, он дает картины как общественно-политического, так и частного семейного быта в его эволюции на протяжении трех четвертей века, яркие картины самодурства феодалов, революционных заговоров, монархических интриг, жестокости представителей церкви, политических кризисов, вовлечения все более широких слоев из разных классов в политическую борьбу: он создает огромную галерею типов, насчитывающую свыше тысячи представителей самых различных общественных групп нескольких поколений.
   Этот основной труд, над к-рым П. Г. работал с перерывами всю жизнь, не помешал ему написать в промежутках еще свыше трех десятков романов, из к-рых наибольший интерес представляют: "Doña Perfecta" [1876], "Gloria" [1877], "Fortunato y Jacinto" [1888], "Angel Guerra" [1891--1892]. И здесь автор трактует различные социальные проблемы, в частности вопрос о католической церкви, в свете идей либеральной буржуазии своего поколения. В "Сострадании" (Misericordia, 1897) он рисует картины мадридского дна, предвосхищая Пио Бароху.
   Написав несколько произведений, стоящих на грани между романом и драмой ("Casandra", 1905), приспособив некоторые романы для сцены ("Doña Perfecta", 1896), П. Г. отдал дань и драматургии в чистом виде ("Electra", 1901, "La de San Quintín", 1884), не отходя и здесь от своих идеологических позиций, но не подымаясь на ту художественную высоту, к-рая и в Испании и за ее пределами обеспечила ему имя первого испанского романиста второй половины XIX в.

Библиография:

   I. Произведения П. Г. существуют в многочисленных изданиях, в том числе и собрания сочинений. На русск. яз.: Собр. сочин., перев. М. Ватсон, изд. "Звено", М., 1910--1911 (т. I. Донья Перфекта; т. II. Золотой фонтан); Волонтер, СПБ, 1879; Хамелеон, СПБ, 1880; Друг Маисо, СПБ, 1880; Донья Перфекта, СПБ, 1882; Двор Карла IV, СПБ, 1893; Осада Сарагосы, СПБ, 1896; Желанный король, СПБ, 1900; Очарованный кавальеро, Л., 1923 (то же, Л., 1927), и др.
   II. Лесевич В., Этюды и очерки, СПБ, 1886; Шепелевич Л. Б., История Испании в исторических романах Переса Гальдоса, "Вестник Европы", 1908, No 6; Дионео, Современные испанские романисты, "Русское богатство", 1900, No 11; Menéndez y Pelayo M., Estudios de critica literaria, 5 serie, Madrid, 1908; Antondel Olmet L. y A. Garcia Carraffa, Galdos, Madrid, 1912; Alas L. (Clarin), Obras completas, t. I, Madrid, 1913; Andrenio, Novelas y novelistas, Madrid, 1918.

Д. Выгодский

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 534--535.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-5341.htm

II.

   ПЕРЕС ГАЛЬДОС (Pérez Galdós), Бенито (10.V.1843, Лас-Пальмас, -- 4.I.1920, Мадрид) -- исп. писатель. С 1889 -- академик. В юности примыкал к левым монархистам, позднее стал убежденным республиканцем. В конце жизни отдал дань идеям социализма. Неоднократно избирался депутатом кортесов., П. Г. -- крупнейший представитель критич. реализма в Испании, автор ок. 80 романов, 25 драм, мн. рассказов, статей. Начал с публицистики. П. Г. -- один из мастеров историч. и социального романа в исп. лит-ре. В первых романах -- "Золотой фонтан" ("La fontana de oro", 1870, рус. пер. 1881), "Смельчак" ("El audaz", 1871) -- рассказывается о революц. событиях нач. 19 в. Последующие историч. романы объединены в эпопею "Национальные эпизоды" ("Episodios nacionales", 46 тт. в 5 сериях, 1873--1912) и посвящены истории Испании с Трафальгарской битвы (1805) до поражения революции 1868--73. Подлинным героем эпопеи является исп. народ, отважно борющийся с тиранией. Рост нац. самосознания, героизм и самопожертвование народа особенно ярко показаны в романах 1-й серии, посв. войне за независимость против Наполеона: "Сарагоса" ("Zaragoza", 1874, рус. пер. 1896), "Хуан Мартин эль Эмпесинадо" ("Juan Martín él Empecinado", 1874, рус. пер. 1940) и др.
   Ряд романов П. Г. посвящен современности. В романах 70-х гг. "Донья Перфекта" ("Doña Perfecta", 1876, русский перевод 1882, 1956), "Глория" ("Gloria", 1876--77, рус. пер. 1884) и др. центр. место занимала критика помещичье-клерик. реакции, ср.-век. нравов, мракобесия, католич. фанатизма. Позднее в цикле "Современные испанские романы" ("Novelas españolas contemporáneas", ок. 25 романов, 1881--1915) острее звучит антибурж. тема; в серии повестей о ростовщике Торквемаде (4 части, 1889--95, рус. пер. 1958) создан образ преуспевающего капиталистич. дельца; в романе "Марианела" ("Marianela", 1878, рус. пер. 1888) П. Г. одним из первых изобразил жизнь рабочих; в романе "Милосердие" ("Misericordia", 1897) нарисованы картины мадридского дна; в других даны типичные образы мадридского мещанства, представителей среднего класса. В романах 90-х гг. ощущается влияние рус. писателей, прежде всего Л. Н. Толстого.
   Создатель исп. реалистич. романа, П. Г. положил начало также исп. социально-реалистич. драме: антиклерик. драма "Электра" ("Electra", 1901), "Дед" ("El abuelo", 1904) и др. Отличит. черты стиля П. Г.: динамизм в развитии сюжета, преобладание действия над описанием, нек-рая прямолинейность в обрисовке персонажей, публицистич. заостренность. П. Г. оказал воздействие на развитие исп. реалистического романа 20 в.
   Соч.: Obras completas, v. 1--6, Madrid, 1950--54; Doña Perfecta, [Предисл. К. В. Цуринова], Moscú, 1964; в рус. пер. -- Очарованный кавальеро, [Предисл. Б. А. Кржевского], [Л., 1927]; Трафальгар, [предисл. Ф. В. Кельина], М., 1961.
   Лит.: Лесевич В., Перес Гальдос. Совр. исп. романист, в его кн.: Этюды и очерки, СПБ, 1886; Шепелевич Л., История Испании в историч. романах Переса Гальдоса, "Вестник Европы", 1908, No 6; Чистякова В. В., Историч. драмы Гальдоса, в сб.: Записки о театре, Л. -- М., 1960; Walton L. B., Pérez Galdós and the Spanish novel of the nineteenth century, L. -- Toronto -- N. Y., 1927; Gutiérrez Gamero E., Galdós y su obra, v. 1--3, Madrid, 1933--35; Berkowitz H. C., Pérez Galdós. Spanish liberal crusader, Madison, 1948; Eoff S. H., The novels of Pérez Galdós. The concept of life as dynamic process, Saint Louis, 1954; Zambrano M., La España de Galdós, Madrid, 1960; Ricard R., Aspects de Galdós, P., 1963; Hinterhäuser H., "Los episodios nacionales" de B. Pérez Galdós, Madrid, 1963; Regalado Garsia A., B. P. Galdós y la novela histórica española: 1863--1912, Madrid, 1966.

В. К. Ясный.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 668--669.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-6682.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru