Павлович Михаил Павлович
Великие железно-дорожные и морские пути будущего

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Панамский канал


Великіе желѣзно-дорожные и морскіе пути будущаго.

Панамскій каналъ.

1). ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ИСТОРІЯ ПАНАМСКАГО КАНАЛА.

Пророчество Гете. Испанскіе проекты. Клейтонъ-Бульверскій трактатъ. Мексиканскіе планы Наполеона III. Французская Панама и Россія. Договоръ Гей-Поунсофета. Укрѣпленіе канала и американскій имперіализмъ.

   Среди геніальныхъ предвидѣній Гете нѣтъ, кажется, другого, столь интереснаго, какъ пророческое мнѣніе, высказанное безсмертнымъ нѣмецкимъ поэтомъ относительно прорытія Панамскаго канала. Объ этомъ удивительномъ предсказаніи любопытно напомнить именно теперь, когда мы стоимъ наканунѣ завершенія грандіознаго предпріятія, начатаго болѣе 30 лѣтъ тому назадъ великимъ и въ то же время несчастнымъ французскимъ инженеромъ Фердинандомъ Лессепсомъ.
   21 февраля 1827 г. Гете въ восторженномъ тонѣ бесѣдовалъ за столомъ о работахъ Александра Гумбольдта, который только что опубликовалъ свою книгу о Кубѣ и Колумбіи, гдѣ между прочимъ затронулъ вопросъ о возможности прорытія Панамскаго перешейка.
   "Несомнѣнно,-- сказалъ Гете,-- если бы удалось прорыть такой каналъ, черезъ который могли проходить изъ Тихаго океана въ Мексиканскій заливъ суда какой угодно величины, это имѣло-бы грандіозныя послѣдствія для всѣхъ цивилизованныхъ и нецивилизованныхъ странъ земного шара- Но меня очень удивило бы, если бы С. Штаты позволили взять это предпріятіе въ свои руки какой-либо другой странѣ. Принимая во вниманіе развитіе С. Штатовъ по направленію на западъ, можно предвидѣть, что эта молодая еще страна черезъ какія-нибудь 30--40 лѣтъ займетъ и заселитъ обширныя территоріи, лежащія къ западу отъ.
   Скалистыхъ горъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ очевидно, что на этомъ побережья Тихаго океана, гдѣ природа уже создала обширныя и надежныя гавани, разовьются великіе коммерческіе города, которые явятся посредниками въ товарообмѣнѣ между C. Штатами съ одной стороны, Китаемъ и Остъ-Индіей съ другой. При такихъ обстоятельствахъ было бы не только желательно, но и крайне необходимо, чтобы американскія военныя, равно какъ и торговыя суда могли вмѣсто тяжелаго, длительнаго и дорого стоющаго путешествія вдоль береговъ всей Южной Америки быстро очутиться на той или другой сторонѣ С. Штатовъ. Повторяю, что было бы необходимо Сѣверо-американской республикѣ установить быстрое сообщеніе воднымъ путемъ между Мексиканскимъ заливомъ и Тихимъ океаномъ, и я увѣренъ, что С. Штаты этого добьются. Я хотѣлъ бы дожить до этого момента, но увы, я не увижу осуществленія этого предпріятія" {"Gespräche mil Goethe in den letzen Jahren seines Lebens", Von Iohann Peter Ekermann. 9-ое изданіе. Leipzig. 1909. Стр. 475, 476.}.
   Не удивительно ли, что Гете почти сто лѣтъ тому назадъ такъ ясно провидѣлъ будущее Соединенныхъ Штатовъ? Онъ уже тогда предугадалъ неизбѣжное развитіе Тихо-океанскаго побережья великой республики съ могучимъ торговымъ портомъ С.-Франциско, онъ уже тогда предсказалъ то, чего до послѣдняго момента не видѣли современные намъ англійскіе, французскіе и испанскіе дипломаты,-- именно, что С. Штаты, несмотря ни на какія противодѣйствія, захватятъ въ свои руки будущій каналъ; онъ уже тогда опредѣлилъ все великое не только торговое, но и стратегическое значеніе этого канала. Не странно ли, что этотъ человѣкъ, который такъ понималъ всю чарующую красоту античной поэзіи и искусства. и такъ глубоко умѣлъ заглядывать въ прошлое, обнаружилъ въ то же время такую дальнозоркость въ пониманія экономическихъ судебъ сѣверо-американской республики.
   Въ интуиціи великаго поэта насъ больше всего поражаетъ, именно предсказаніе относительно того, кто въ концѣ-концовъ захватитъ, будущій каналъ въ свои руки. Въ самомъ дѣлѣ, въ ту пору, т. е. въ 1827 году, было очень трудно предугадать, какъ закончится вопросъ о соединеніи Тихаго и Атлантическаго океановъ каналомъ черезъ Центральную Америку,-- вопросъ, который давно волновалъ многихъ лицъ, заинтересованныхъ въ судьбахъ Новаго Свѣта. Уже Христофоръ Колумбъ мечталъ о такомъ каналѣ; уже испанскій король, мрачный фанатикъ Филиппъ И, внимательно перечитывалъ докладъ объ этомъ вопросѣ спеціальной комиссіи, составленной изъ изслѣдователей, побывавшихъ предварительно на перешейкѣ и изучившихъ условія прорытія подобнаго канала,
   Въ началѣ XIX столѣтія знаменитый нѣмецкій ученый Александръ Гумбольдтъ послѣ пятилѣтняго путешествія по Центральной и Южной Америкѣ (1799--1804) опубликовалъ на французскомъ языкѣ рядъ капитальныхъ произведеній, въ которыхъ изложилъ результаты своихъ наблюденій въ изслѣдованныхъ имъ областяхъ. Въ одномъ изъ этихъ трудовъ: "Essai politique sur le royaume de la Nouvelle Espagne" (Paris 1811, 2 volumes) Гумбольдтъ высказалъ сожалѣніе по поводу отсутствія свѣдѣній, которыя дали бы возможность рѣшить вопросъ о каналѣ. Основываясь на личныхъ изысканіяхъ, Гумбольдтъ высказался въ пользу проведенія канала въ направленіи черезъ озеро Никарагуа. Громадный авторитетъ, которымъ имя Гумбольдта пользовалось въ высшихъ кругахъ всей Европы, заставилъ испанское правительство выйти изъ обычной инерціи. Была встряхнута пыль, густымъ слоемъ покрывавшая въ архивахъ Симанкаса древній рапортъ о каналѣ, представленный Филиппу И, были потревожены и другіе документы. Въ апрѣлѣ 1814 года кортесы постановили о необходимости сооруженія канала черезъ перешеекъ для судовъ самаго большого тоннажа и обратились съ призывомъ къ капиталистамъ приступить къ этому грандіозному предпріятію. Однако, это рѣшеніе кортесовъ осталось безрезультатнымъ. Не прошло и десяти лѣтъ, какъ Испанія потеряла всякое вліяніе въ Центральной Америкѣ, гдѣ образовались независимыя республики, провозгласившія сверженіе чужеземнаго испанскаго ига.
   На панамериканскомъ конгрессѣ въ Панамѣ (22 іюня 1826) вопросъ о каналѣ былъ поднятъ знаменитымъ "освободителемъ" испано-американскихъ колоній, Симономъ Боливаромъ. Герой упорной 15-лѣтней войны съ Испаніей за освобожденіе Центральной и Южной Америки {Исторіи этой войны посвящена только что вышедшая капитальная работа: Jules Mancini. Bolivar ou Emancipation des colonies espagnoles. Paris. 1912., p. 606.} желалъ теперь объединить народы, боровшіеся съ оружіемъ въ рукахъ противъ общаго врага въ согласованномъ мирномъ трудѣ, въ совмѣстной работѣ надъ осуществленіемъ грандіознаго проекта. Будущій капалъ, который явился бы результатомъ общихъ усилій всѣхъ народовъ Америки, сдѣлался бы исключительно собственностью государствъ Новаго Свѣта и вмѣстѣ съ тѣмъ служилъ бы залогомъ братства всѣхъ американскихъ народовъ, свидѣтельствомъ ихъ энергіи и дружественныхъ узъ, палладіумомъ ихъ независимости, отнынѣ безусловной и неоспоримой по отношенію къ Европѣ. Такова была великая идея Боливара.
   Въ высшей степени любопытно, что именно правительство Соединенныхъ Штатовъ, которые теперь объявляютъ Панамскій каналъ своей исключительной собственностью, возстало въ ту пору противъ точки зрѣнія Боливара. Президентъ С. Штатовъ Адамсъ далъ комиссарамъ Андерсону и Саржану инструкціи, діаметрально противоположныя идеямъ Боливара.
   
   "Если проектируемое предпріятіе будетъ когда-либо осуществлено такъ, чтобы большія суда могли проходить по каналу изъ одного океана въ другой, выгоды этого предпріятія не должны достаться исключительно той или другой націи, но распространиться на всѣ части земного шара, конечно, подъ условіемъ соотвѣтствующей платы за пользованіе каналомъ! {"International American Conferences, 1889. Reports, t. IV.}.
   
   Это было за восемь мѣсяцевъ до того, какъ Гете предсказалъ, что каналъ будетъ сооруженъ и монополизировалъ именно Соединенными Штатами.
   Со времени упомянутаго выше Панамскаго конгресса 1826 г., т. е. съ того момента, какъ правительство С. Штатовъ впервые офиціально формулировало свою точку зрѣнія но вопросу о каналѣ черезъ Мексиканскій перешеекъ, политика сѣверо-американской республики относительно будущаго канала оставалась въ общихъ чертахъ неизмѣнной въ теченіе долгаго времени. Государственные дѣятели С. Штатовъ энергично отстаивали принципъ, согласно которому будущій каналъ не долженъ быть сооруженъ въ интересахъ одной какй-либо націи, наоборотъ, онъ долженъ пойти на пользу всѣмъ странамъ въ одинаковой мѣрѣ, и потому онъ долженъ быть отданъ подъ покровительство всѣхъ державъ.. Однимъ словомъ не должна быть допущена какая бы то ни была монополизація въ сооруженіи и эксплуатаціи новаго мірового пути, дабы послѣдній не сдѣлался въ рукахъ какой-либо державы орудіемъ борьбы противъ законныхъ интересовъ остального міра. Интернаціонализація канала на мѣсто возможной и опасной монополизаціи -- вотъ основной принципъ, котораго долгое время придерживалась американская буржуазія и американская дипломатія въ вопросѣ о будущемъ міровомъ пути черезъ Панамскій перешеекъ.
   Но гдѣ же лежитъ причина такого на, первый взглядъ непонятнаго образа дѣйствія С. Штатовъ въ вопросѣ о проектируемомъ каналѣ, образа дѣйствія, столь противорѣчащаго нынѣшней американской политикѣ по отношенію къ уже осуществленному Панамскому каналу? Дѣло въ томъ, что въ ту эпоху къ такой монополизаціи будущаго морского пути стремилась могучая и богатая Великобританія. Притязанія Англіи овладѣть Центральной Америкой датируютъ съ конца, XVII столѣтія. Начиная съ этого момента вплоть до половины XIX столѣтія Великобританія стремилась утвердиться въ этой области, имѣющей такое огромное значеніе въ экономическомъ и стратегическомъ отношеніяхъ.
   Послѣ долгой борьбы изъ-за гегемоніи на Мексиканскомъ перешейкѣ С. Штаты и Англія вынуждены были пойти на взаимныя уступки. Сила обстоятельствъ заставила американскую дипломатію измѣнить въ концѣ-концовъ свою политику въ данномъ вопросѣ и вступить въ отдѣльное соглашеніе съ Великобританіей. Первымъ англо-американскимъ договоромъ о каналѣ черезъ Мексиканскій перешеекъ явился такъ называемый Клейтонъ-Бульверскій трактатъ. Этотъ договоръ, подписанный въ Вашингтонѣ 19 апрѣля 1850 г. представителемъ С. Штатовъ Клейтономъ и англійскимъ посланникомъ Бульверомъ, явился компромиссомъ, завершившимъ упорную дипломатическую борьбу, которая велась обѣими державами изъ-за будущаго мірового пути и грозила, опасными конфликтами.
   Клейтонъ-Бульверскимъ договоромъ 1850 г. Великобританія и С. Штаты обязались гарантировать нейтралитетъ будущаго капала. Правительства обѣихъ странъ торжественно объявили о своемъ нежеланіи добиваться когда бы то ни было въ будущемъ исключительнаго господства надъ каналомъ. Съ этой цѣлью обѣ договаривающіяся стороны обязались: "не воздвигать никакихъ укрѣпленій вдоль капала или въ его окрестностяхъ, не занимать и не подчинять своему господству территорію Никарагуа, Коста-Рики, побережья Москито и вообще какой-либо части центральной Америки, не пользоваться какимъ-либо протекторатомъ или союзомъ для нарушенія этого обязательства" (пунктъ первый). Восьмымъ пунктомъ Клейтонъ-Бульверскаго договора Англія и С. Штаты обязались предоставить равныя права гражданамъ обоихъ государствъ въ пользованіи каналомъ и распространить тѣ же права въ ихъ полномъ объемѣ на подданныхъ всякаго другого государства, которое согласилось бы оказывать каналу то же покровительство, какое ему обѣщаютъ Англія и С. Штаты.
   Такимъ образомъ, этотъ договоръ 1850 г. долженъ былъ положить конецъ всякимъ попыткамъ монополизаціи будущаго международнаго пути какой-либо одной державой. Правда, этотъ договоръ вызвалъ скоро рядъ новыхъ дипломатическихъ недоразумѣній, но послѣдующими трактатами недоразумѣнія были какъ будто окончательно улажены, согласно заявленію президента Буханана въ посланіи 1860 т.
   Какія обстоятельства заставили Великобританію и Сѣверо-Американскую республику пойти на этотъ компромиссъ? Почему Англія отказалась вдругъ отъ своихъ плановъ захватить будущій каналъ, который при отсутствіи въ то время морского пути черезъ Суецъ, могъ сыграть въ ея рукахъ роль грознаго орудія въ борьбѣ за міровую гегемонію? Почему съ другой стороны С. Штаты. такъ боявшіеся связывать себя какимъ-либо исключительнымъ договоромъ съ отдѣльными европейскими государствами, повернули такъ круто фронтъ? Дѣло въ томъ, что въ это время на Мексиканскомъ перешейкѣ стала, усиливать свое вліяніе третья могучая держава, равно опасная, какъ Англіи, такъ и С. Штатамъ, именно Франція Наполеона III. Появленіе этого грознаго конкурента (въ мексиканскихъ водахъ должно было сильно встревожить англійскаго и американскаго хищниковъ.
   Закончивъ въ 1865 г. войну съ южными штатами, Вашингтонское правительство заговорило рѣшительнымъ языкомъ съ министрами Наполеона III и потребовало немедленной эвакуаціи Мексиканской территоріи французскими войсками. "Withdraw orlight", "удаленіе или война",-- таковъ былъ лозунгъ, который былъ брошенъ до адресу Франціи многими членами американскаго конгресса... Неудача Мексиканской экспедиціи, закончившейся казнью претендента на Мексиканскій престолъ французскаго ставленника эрцгерцога Максимиліана и отступленіемъ Наполеона III передъ натискомъ С. Штатовъ, знаменуетъ новую эру въ дипломатической исторіи Панамскаго канала. До войны (1861--1865) за освобожденіе негровъ С. Штаты, какъ сравнительно слабое государство, держались въ своей внѣшней политикѣ оборонительной тактики. Но съ 1866 г. правительство С. Штатовъ переходитъ въ наступательное положеніе по отношенію ко всѣмъ противникамъ, стремящимся помѣшать утвержденію гегемоніи сѣверной республики на всемъ побережья Мексиканскаго перешейка и въ водахъ Американскаго Средиземнаго моря, а тѣмъ болѣе на территоріи будущаго канала, Прогнавъ изъ этихъ областей французскаго орла, могучій американскій стервятникъ готовится вступить въ поединокъ съ британскимъ львомъ.
   
   Однако, какъ разъ къ этому времени французы, которые, очевидно, сразу стремились захватить въ свои руки оба великихъ пути въ Азіи, именно черезъ Суецкій и Мексиканскій перешейки, благополучно доводятъ до конца великое предпріятіе Лессепса. Пока вокругъ Суеца идетъ сложная дипломатическая и финансовая война между Франціей и Англіей, у С. Штатовъ оказываются руки развязанными по отношенію къ Мексиканскому перешейку. Но американцы и въ финансовомъ и инженерномъ отношеніи оказываются неспособными взять въ свои руки столь грандіозное предпріятіе. Наоборотъ, у французскихъ инженеровъ и французскихъ финансистовъ энергія съ неудержимой силой вырывается наружу. Выплативъ только вчера Германіи 5 милліардовъ, Франція легко собираетъ сотни милліоновъ франковъ на гигантское предпріятіе; только вчера закончивъ Суецкій каналъ, французскіе инженеры берутся за. новое титаническое сооруженіе: прорытіе канала Панамскаго. Я уже разсказалъ въ другомъ мѣстѣ, при какихъ обстоятельствахъ Лессепсъ, увлекавшійся идеей индо-европейскаго пути (Индо-европейскій путь. "Современникъ", кн. VIII, 1912 г.), вынужденъ былъ оставить эту мысль и принялъ предложеніе взять на себя руководство по сооруженію Панамскаго канала. 28 мая 18/8 г. группа предпріимчивыхъ французовъ получила отъ правительства Колумбіи концессію на сооруженіе Панамскаго канала. Эта концессія была уступлена Лессепсу. Подписка 1880 г. на сооруженіе канала имѣла блестящій успѣхъ во Франціи и была покрыта нѣсколько разъ. Но предпріятіе Лессепса было крайне недоброжелательно встрѣчено въ С. Штатахъ.
   Однако, оппозиція С. Штатовъ осуществленію проекта не проявилась съ достаточной энергіей и рѣзкостью. Причина осторожнаго дѣйствія американской дипломатіи по отношенію къ французской республикѣ заключалась отчасти въ томъ, что съ самаго же начала предпріятія общественное мнѣніе въ Америкѣ скептически отнеслось къ возможности осуществленія идеи Лессепса тѣми средствами, которыя могли быть предоставлены Панамской кампаніи частными обществами и путемъ публичной подписки. Извѣстно, какъ кончилось предпріятіе Лессепса, и многимъ еще хорошо памятенъ тотъ грандіозный скандалъ, который разразился въ связи съ этимъ дѣломъ и легъ пятномъ на репутацію цѣлаго ряда республиканскихъ свѣтилъ: Рувье, Флоке, Жюля Роша, Клемансо и другихъ. Однако, въ этотъ моментъ болѣе всѣхъ опозорили себя противники республики, бонапартисты, націоналисты, патріоты всѣхъ оттѣнковъ. Вмѣсто того, чтобы постараться сохранить въ рукахъ якобы дорогого имъ отечества великое національное предпріятіе, законченное уже наполовину, и спасти тонущее по винѣ преступнаго команднаго состава судно, политическіе противники республиканскаго режима, съ топорами, ломами, разрывными бомбами въ рукахъ бросились на гибнущій пароходъ и пустили его же дну, съ тайнымъ замысломъ увлечь туда же и самую республику. Республика къ счастью уцѣлѣла, но великое предпріятіе, которымъ вправѣ была гордиться Франція, было вырвано изъ рукъ страны... Захватъ Суецкаго канала и Панамская катастрофа имѣли громадное вліяніе на дальнѣйшее экономическое развитіе Франціи. Отнынѣ ея буржуазія отказывается отъ грандіозныхъ, но рискованныхъ предпріятій, отъ Наполеоновскихъ походовъ въ области индустріи и инженерной техники и предпочитаетъ отдавать накопленные капиталы въ ссуду правительствамъ разныхъ странъ подъ небольшой, но обезпеченный процентъ. Потерпѣвъ въ 1871 г. пораженіе на поляхъ военныхъ битвъ, неукротимая, всегда идущая впереди другихъ націй Франція, благодаря новымъ Бавенамъ, терпитъ, несмотря на блестящіе, безпримѣрныя побѣды ея удивительныхъ "инженерныхъ" войскъ, неожиданныя и болѣе страшныя, чѣмъ Седанская катастрофа, пораженія въ Суецкой и Панамской кампаніяхъ и сдаетъ завоеванныя французскимъ геніемъ и отвагой позиціи противнику. Великая мечта подчинить своему вліянію два новыхъ міровыхъ пути, идущихъ съ востока и съ запада къ берегамъ Индіи, Китая, всего азіатскаго континента съ его 800-милліоннымъ населеніемъ, и къ Австраліи, мечта, осуществленіе которой въ необычайной степени подняло бы международное политическое и экономическое значеніе Франціи, терпитъ полное пораженіе. Съ этого собственно момента, а не съ 1871 г. начинается упадокъ Франціи, какъ страны, державшей когда то не только политическую, но и промышленную гегемонію въ своихъ рукахъ.
   Въ тотъ моментъ, когда стало очевидно, что Панамское предпріятіе гибнетъ и, можетъ быть окончательно вырвано изъ рунъ Франціи, нѣкоторымъ лицамъ пришла своеобразная мысль спасти великое дѣло Лессепса съ помощью Россіи. То было время, когда Россія начинала сооруженіе Великаго трансъ-сибирскаго пути, и когда Императоръ Александръ III, вождь многомилліонной арміи, автократъ величайшей въ мірѣ державы, казался французскимъ рантье какимъ-то полубогомъ. Только этотъ титанъ могъ спасти идущее ко дну судно. И этотъ подвигъ, по мнѣнію нѣкоторыхъ французовъ, вполнѣ совпалъ бы съ интересами самой Россіи. Дѣло въ томъ, что Панамскій каналъ представляетъ собой такое же завершеніе великаго трансъ-сибирскаго пути, какимъ по отношенію къ трансъ-континентальнымъ сѣверо-американскимъ дорогамъ является каналъ Суецкій.
   И вотъ въ 1894 г. извѣстный французскій инженеръ Филиппъ Буно-Вариллья, сыгравшій такую видную роль въ исторіи Панамскаго канала, отправился въ Петербургъ, чтобъ узнать у Витте, не воспользуется ли Россія, въ виду создавшагося критическаго положенія для Франціи, удобнымъ случаемъ, чтобы "показать въ осязательной формѣ свои дружескія чувства по отношенію къ послѣдней" и помочь Франціи спасти судно, выбросившее уже сигналъ бѣдствія. Витте спросилъ прежде всего объ отношеніи французскаго правительства къ идеѣ Буно-Вариллья и сказалъ слѣдующее: "Каково мнѣніе на этотъ счетъ французскаго правительства? Если оно совпадаетъ съ вашимъ, въ такомъ случаѣ я могу лично сказать, не давая никакого обѣщанія отъ имени Императора, что всякое рѣшеніе, соотвѣтствующее французскимъ интересамъ въ данномъ вопросѣ, будетъ самымъ благожелательнымъ образомъ принято во вниманіе правительствомъ Его Величества".
   Вернувшись во Францію, Буно-Вариллья имѣлъ прежде всего свиданіе съ Казимиромъ Перье, бывшимъ въ ту пору президентомъ совѣта и министромъ иностранныхъ дѣлъ. Затѣмъ онъ отправился въ Аркашонъ для свиданія съ министромъ финансовъ Бюрдо. Черезъ нѣкоторое время Бюрдо, вернувшійся въ Парижъ, призвалъ однажды нашего импровизированнаго дипломата въ министерство финансовъ и заявилъ ему слѣдующее: "Я изучилъ вопросъ совмѣстно съ Казимиромъ Перье. Черезъ нѣсколько дней онъ пригласитъ васъ къ себѣ и сообщитъ, что французское правительство относится сочувственно къ идеѣ общихъ съ Россіей дѣйствій въ данномъ вопросѣ. Слѣдовательно, имѣется база для реорганизаціи Панамскаго предпріятія. Сегодня я говорю съ вами, какъ личный другъ. Черезъ нѣсколько дней вы получите офиціальный отвѣтъ".
   Но прежде чѣмъ Казимиръ Перье успѣлъ пригласить къ себѣ Буно-Вариллью, министерство пало (22. мая 1894). Правда, черезъ мѣсяцъ -- вслѣдъ за убійствомъ президента Карно анархистомъ Казеріо -- Казимиръ Перье былъ избранъ на постъ президента республики, но скоро онъ подалъ въ отставку при обстоятельствахъ, которыя отняли у него какую бы то ни было возможность имѣть отнынѣ вліяніе на государственныя дѣла.. Около итого же времени скончались Итераторъ Александръ III и Бюрдо. Нѣкоторыя другія лица, которыя были готовы оказать содѣйствіе Панамскому предпріятію, лишились власти и оказались парализованными.
   Въ настоящее время не существуетъ пока никакихъ печатныхъ документовъ, которые разъяснили бы, въ чемъ должны были заключаться совмѣстныя дѣйствія Россіи и Франціи для спасенія Панамскаго предпріятія, и въ какой именно формѣ могла бы проявиться помощь Россіи по отношенію къ ея вѣрной союзницѣ. По одной устной версіи русское правительство должно было заявить, что оно считаетъ сооруженіе Панамскаго канала великимъ культурнымъ дѣломъ, осуществленіе котораго не только будетъ соотвѣтствовать важнѣйшимъ экономическимъ интересамъ Франціи и Россіи, но и содѣйствовать въ необычайной степени развитію торговыхъ сношеній между всѣми странами, а, стало быть, и упроченію международнаго мира. Въ то же самое время наше правительство должно было указать на то, что подобное гигантское предпріятіе превышаетъ силы частной иниціативы и можетъ быть благополучно закончено только при прямомъ участіи правительствъ въ организаціи даннаго дѣла. Въ виду этого русское правительство предлагаетъ французскому совмѣстно закончить сооруженіе Панамскаго канала...
   Ясно, что всѣ средства, необходимыя для скорѣйшаго осуществленія этого проекта, были бы добыты тамъ же, гдѣ были найдены милліоны на сооруженіе трансъ-сибирскаго-пути, и т. д., т.-е., во Франціи, ибо несомнѣнно, что французскій рантье, отказывавшійся уже давать деньги Фердинанду Лессепсу, далъ бы ихъ съ радостью правительству Александра III-го.
   Насколько эта версія соотвѣтствуетъ дѣйствительности, въ настоящее время трудно сказать. Буно-Вариллья въ своемъ докладѣ не счелъ возможнымъ поставить точки надъ і. Остается подождать выхода въ свѣтъ мемуаровъ Витте или другого какого-либо французскаго или русскаго государственнаго дѣятеля, посвященнаго въ данный вопросъ, для выясненія роли Россіи въ данномъ эпизодѣ.
   Волненіе, вызванное во всей Европѣ перипетіями французской Панамы, обострило въ крайней мѣрѣ интересъ американскаго общества къ вопросу о каналѣ. Пресса С. Штатовъ все громче трубила о томъ, что каналъ долженъ быть американскимъ. Забыты были старыя фразы о нейтрализаціи, интернаціонализаціи и т. д. канала. 27 апрѣля 1898 г., т.-е. по странной случайности въ тотъ самый день, когда въ Парижѣ въ высшемъ кассаціонномъ судѣ, разбиравшемъ дѣло прокурора республики Кене де-Борепера, разыгрался послѣдній эпизодъ Панамской исторіи, С. Штаты начали военныя дѣйствія противъ Испаніи. Я уже разъяснилъ въ другомъ мѣстѣ (Россія и Америка. "Современникъ", 1912, кн. III, стр. 252), насколько С. Штатамъ съ точки зрѣнія американскихъ имперіалистовъ было важно овладѣть Кубой, этимъ ключомъ къ Панамскому перешейку, и потому не будемъ останавливаться на этой сторонѣ вопроса. Война закончилась изгнаніемъ испанцевъ изъ Кубы и переходомъ послѣдней подъ фактическуіо власть С. Штатовъ, аннексіей Порто-Рико и завоеваніемъ Филипинъ. Позиція Америки на Мексиканскомъ заливѣ и въ Караибскомъ морѣ усиливается въ необычайной степени. Съ этого момента вопросъ о Панамскомъ каналѣ становится злободневнымъ вопросомъ въ американской прессѣ и пріобрѣтаетъ необычайную остроту. Въ своемъ посланіи отъ 7 декабря 1898 г. Макъ Кинлей заявляетъ: "Сооруженіе канала между океанами сдѣлалось нынѣ болѣе чѣмъ когда-либо необходимымъ въ интересахъ установленія быстраго сообщенія между восточнымъ и западнымъ побережьями нашей страны. Аннексія Гавайскихъ острововъ и перспектива расширенія нашего вліянія и нашей торговли на Тихомъ океанѣ, вся наша національная политика настойчиво требуютъ утвержденія нашей гегемоніи на каналѣ". Подобныя заявленія стояли въ рѣзкомъ противорѣчіи съ сущностью Клейтонъ-Бульверскаго договора, стремившагося помѣшать именно монополизаціи капала въ рукахъ какой-либо одной державы. Эти заявленія вызвали тревогу въ англійской прессѣ, и великобританское правительство обратилось за разъясненіемъ къ С. Штатамъ. Послѣдніе отвѣтили, что президентъ отнюдь не намѣренъ отвергнуть Клейтонъ-Вульверскую конвенцію и будетъ лойяльно слѣдовать ея условіямъ (Parliamentary Papers, mars 1901, cd. 438). Однако, было очевидно, что Клейтонъ-Бульверская конвенція отжила свой вѣкъ, что С. Штаты не сегодня-завтра монополизируютъ будущій міровой путь въ своемъ пунктѣ. Не только чрезвычайно усилилось стратегическое положеніе сѣверо-американской республики на Мексиканскомъ перешейкѣ, возрасла въ необычайной степени экономическая мощь С. Штатовъ, ихъ роль въ міровомъ хозяйствѣ. Въ 1870 году въ С. Штатахъ было 808 сталелитейныхъ и желѣзодѣлательныхъ заводовъ съ производствомъ въ 207 милл. долларовъ, въ 1900 г. было всего 700 такихъ заводовъ, но ихъ годовое производство равнялось уже 800 милліон. долларовъ, т.-е. учетверилось. Въ 1900 г. одни С. Штаты производили 20% потребляемой на. всемъ земномъ шарѣ пшеницы, 75%-- маиса, 85%-- хлопка, 30% міровой добычи угля, 84% чугуна, 37% стали. Страна, которая въ одно и то же время является хлѣбнымъ амбаромъ, желѣзнымъ и угольнымъ складомъ, хлопковымъ магазиномъ, откуда всѣ народы почерпаютъ эти столь нужные имъ продукты, не могла и не должна была, по мнѣнію американскихъ имперіалистовъ, остаться индифферентной ко всему, что дѣлается въ остальныхъ четырехъ частяхъ свѣта. Американская нація не могла уже болѣе замыкаться (въ старыхъ границахъ. Такимъ образомъ, имперіалисты С. Штатовъ не удовлетворились тѣмъ, что заставили Европу по отношенію къ американскому континенту подчиниться доктринѣ Мбироэ во всемъ ея объемѣ. Но самихъ себя американцы отнюдь не хотѣли связывать этой доктриной. Наоборотъ, согласно справедливой метафорѣ, сами янки, заполнивъ всю раму доктрины, надавили на ея края и заставили раму лопнуть.
   Обстоятельства, крайне благопріятствовали американскимъ имперіалистамъ. Въ 1899 г. вспыхнула, англо-бурская война. Великобританія увидѣла, себя въ этотъ моментъ совершенно изолированной. Отношенія съ Россіей и Франціей далеко не носили дружественнаго характера, а съ Германіей были очень натянуты. Этимъ моментомъ воспользовались С. Штаты, чтобы предложить Великобританіи внести нѣкоторыя поправки въ Клейтонъ-Бульверскій трактатъ. Англія согласилась вступить въ переговоры по данному вопросу, пошла на уступки, и, такимъ образомъ былъ подписавъ пресловутый Гей-Паунсефортскій договоръ 18 ноября 1901 г. По этому договору каналъ, оставаясь нейтральнымъ, переходитъ подъ исключительное покровительство С. Штатовъ и поступаетъ въ полное распоряженіе послѣднихъ. Численность англійскихъ гарнизоновъ на американскихъ островахъ была уменьшена, англійскія суда были уведены изъ прилетающихъ водъ. Однимъ словомъ, Великобританія признала американскую гегемонію въ этой области, къ завоеванію которой Англія когда то стремилась сама..
   Добившись этого важнаго результата, С. Штаты вступили въ переговоры съ Панамской кампаніей и купили у нея всѣ ея права на каналъ за 200 милл. фр. Послѣ этого осталось преодолѣть сопротивленіе со стороны республики Колумбіи, по территоріи которой проходитъ Панамскій каналъ. Сенатъ Колумбіи не призналъ договора, подписаннаго С. Штатами съ Панамской компаніей, и 12 августа 1903 г., отвергъ американскія притязанія. Въ виду этого правительство С. Штатовъ рѣшило вызвать революціонное движеніе въ Колумбіи и добиться отдѣленія провинціи Панамы отъ Колумбіи.
   Съ сентября мѣсяца во всѣхъ американскихъ газетахъ стали появляться свѣдѣнія о томъ, что въ Панамѣ что-то подготовляется, что вся область охвачена сильнѣйшимъ броженіемъ. Во главѣ революціоннаго движенія въ Панамѣ сталъ упомянутый выше французскій инженеръ Филиппъ Буно-Вариллья, который послѣ неудачной попытки спасти каналъ съ помощью Россіи, рѣшилъ предложить свои услуги правительству С. Штатовъ. Его предложеніе было охотно принято. 6 ноября въ Панамѣ вспыхнуло возстаніе противъ правительства Колумбіи. Исполнительный комитетъ назначилъ своимъ уполномоченнымъ передъ правительствомъ С. Штатовъ Филиппа Буно-Вариллью. Войскамъ Колумбіи подъ угрозой вмѣшательства со стороны С. Штатовъ не было позволено пустить въ ходъ оружіе для подавленія возстанія. 18 ноября 1903 г. авантюристъ Буно-Вариллья отъ имени временнаго правительства новообразованной республики Палама подписалъ договоръ, коимъ С. Штаты получили въ полную собственность каналъ съ его обоими выходами на Атлантическомъ и Тихомъ океанахъ и прилегающую къ каналу полосу земли, шириной въ 8 миль (16 километровъ). Экспропріированное, такимъ образомъ, правительство Колумбіи предложило могучему сосѣду передать вопросъ на разсмотрѣніе Гаагскаго трибунала, но Гей въ нотѣ отъ 5 января 1904 г. съ негодованіемъ отвергъ это предложеніе. Такъ была проведена, наконецъ, въ жизнь формула отца американскаго имперіализма президента Гранта: "Американскій каналъ, принадлежащій американскому народу и находящійся на американской территоріи".
   
   Договоръ, подписанный С. Штатами съ ново-образованной республикой Панамой, окончательно подпавшей подъ ихъ власть, является послѣднимъ крупнымъ эпизодомъ въ дипломатической исторіи канала и вмѣстѣ съ тѣмъ новымъ этапомъ въ развитіи америк. имперіализма. Имперіалистич. политика Штатовъ по отношенію къ каналу доведена нынѣ до своего логическаго конца резолюціей конгресса 27 февр. 1911 г., о необходимости укрѣпить Панамскій каналъ и голосованіемъ кредита въ 5 милл. долларовъ на первоначальныя работы по сооруженію военно-оборонительныхъ укрѣпленій вдоль канала.
   Въ своей рѣчи, произнесенной 21 января 1911 г. въ Pensylvania Society" въ Нью-Іоркѣ, "миролюбивый" президентъ Тафтъ, не желая отстать отъ Рузвельта, подвергъ критикѣ предложеніе пацифистовъ нейтрализовать каналъ путемъ международныхъ соглашеній и поставилъ слѣдующій вопросъ: "Послѣ того, какъ мы истратили 500 милліоновъ долларовъ на облегченіе національной обороны, неужели, мы должны отказаться наполовину отъ военной цѣнности канала, отдавая преимущество націи? которая захотѣла бы насъ уничтожить?" Въ миролюбіи, по словамъ Тафта, онъ никому не уступаетъ. Онъ готовъ добиться отъ другихъ государствъ согласія на заключеніе третейскихъ договоровъ, которые пошли бы въ своихъ нормахъ далѣе, чѣмъ всѣ до сихъ поръ ратифицированные договоры; но онъ все-таки не можетъ не признать возможности войны: еще не пришло время, когда можно было бы разсчитывать на разрѣшеніе всѣхъ международныхъ споровъ третейскимъ судомъ. Стало -быть, каналъ долженъ быть укрѣпленъ... {Тѣ же самыя мысли Тафтъ развивалъ въ спеціальномъ посланіи Сенату о необходимости укрѣпить каналъ.}. Энергичная агитація Тафта въ пользу укрѣпленія канала увѣнчалась успѣхомъ. Спеціальная комиссія конгресса по Панамскому каналу опредѣлила, что на укрѣпленіе канала потребуется якобы всего 19 1/2 милліоновъ долларовъ. Будетъ создано шесть фортовъ, два на Атлантическомъ побережья, въ окрестностяхъ города Панамы, и шесть на Тихоокеанскомъ побережья, около гор. Колонна. Гарнизонъ канала будетъ состоять изъ 18 ротъ артиллеріи, 4 полковъ пѣхоты и эскадрона кавалеріи. Итакъ, у входа въ каналъ будутъ воздвигнуты сильнѣйшія укрѣпленія, которыя будутъ вооружены гигантскими дальнобойными орудіями. Цѣлая армія -будетъ охранять этотъ "нейтральный" каналъ, который, такимъ образомъ, сдѣлается вторымъ Гибралтаромъ въ рукахъ янки {Изъ доклада профессора Джонсона сенаторской комиссіи явствуетъ, что ежегодные расходы по содержанію этой арміи и вообще оборонѣ канала обойдутся въ 15 милліон. долларовъ.}. Кромѣ того, чтобы захватить въ свои руки всѣ пути къ Панамскому каналу, правительство С. Штатовъ съ помощью подставного лица пріобрѣло значительныя земельныя концессіи на Галапагосскихъ островахъ, принадлежащихъ Эквадорской республикѣ и расположенныхъ на Тихомъ Океанѣ, недалеко отъ Панамскаго канала. Однако", правительство Эквадо-рской республики отказалось формальнымъ актомъ отрѣшиться отъ своихъ верховныхъ правъ на Галапагосскіе острова и уступить послѣднія за 15 милл. долларовъ въ аренду на 99 лѣтъ С. Штатамъ. Понятно, правительству Эквадора придется жестоко поплатиться за свое упрямство. Слѣдуя своему традиціонному методу въ отношеніяхъ къ сосѣднимъ американскимъ государствамъ, правительство С. Штатовъ, вѣроятно, постарается обострить анархію въ Эквадорѣ, будетъ тайно снабжать всѣхъ недовольныхъ деньгами и оружіемъ, будетъ поддерживать смуту въ странѣ и въ концѣ-концовъ заставитъ совершенно обезсиленное правительство Эквадора пойти на всѣ уступки.
   Такъ или иначе Панамскій каналъ, этотъ великій міровой путь, сдѣлается одновременно -- въ отличіе отъ Суецкаго канала -- и великой стратегической позиціей, военной базой, которая зіяющими дулами дальнобойныхъ орудій будетъ глядѣть, подобно двуликому янусу, сразу въ двѣ противоположныя стороны, на Атлантическій океанъ по направленію къ Англіи, Германіи и всему европейскому континенту, и въ сторону Тихаго Океана, по направленію къ Азіатскому многомилліонному рынку, къ овладѣнію которымъ энергично стремится американская буржуазія. Липшее распространяться о томъ, въ какой мѣрѣ этотъ каналъ, который дастъ возможность С. Штатамъ быстро перебросить въ любой моменть свои эскадры изъ Атлантическаго Океана къ Тихому и обратно, усилитъ военное могущество сѣверо-американской республики.
   Какъ бы то ни было, скоро первыя торговыя суда всѣхъ европейскихъ странъ -- какая злая иронія надъ всѣми фразами о нейтральности канала, надъ всѣми лицемѣрными рѣчами Тафта и другихъ защитниковъ третейскихъ судовъ и международныхъ соглашеній!-- торжественно и въ то же время покорно продефилируютъ, вступивъ въ ново-открытый каналъ, передъ разверстыми пастями болѣе чѣмъ 40 американскихъ 12-ти дюймовыхъ пушекъ и мортиръ и передъ дулами другихъ менѣе крупныхъ орудій. И первое слово при торжественномъ открытіи канала будетъ принадлежать грознымъ американскимъ баттареямъ, которыя пушечными залпами возвѣстятъ міру начало новой эры въ исторіи международныхъ торговыхъ отношеній. И какъ будто для того, чтобы усугубить смыслъ этой ироніи, правительство С. Штатовъ собирается назвать именемъ Лессепса одинъ изъ трехъ фортовъ, который будетъ защищать входъ въ каналъ. Имя великаго француза, стремившагося создать исключительно мирное орудіе цивилизаціи, менѣе всего умѣстно въ данномъ случаѣ, когда рѣчь идетъ о могучемъ средствѣ, съ помощью котораго С. Штаты будутъ бороться противъ всей Европы и въ частности противъ Франціи.
   

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНІЕ ПАНАМСКАГО КАНАЛА

Америка и Европа. Панамскій каналъ и Суецъ. Значеніе Суецкаго канала для Европы. Панамскій каналъ какъ кратчайшая дорога изъ Европы къ Тихо-Океанскому побережью Америки. Панамскій каналъ какъ орудіе американскаго протекціонизма для борьбы съ Европой.

   Панамскій каналъ заканчивается постройкой въ наступающемъ 1913 г. и будетъ открытъ для общаго пользованія осенью. Таковъ, по крайней мѣрѣ, смыслъ заявленія, сдѣланнаго недавно американскимъ военнымъ министрамъ.
   Съ прорытіемъ Панамскаго канала новая міровая дорога, идущая почти параллельно экватору, охватить поясомъ земной шаръ. Какое вліяніе новый міровой путь, открытый водной артеріей черезъ Мексиканскій перешеекъ, окажетъ на развитіе международнаго товаро-оборота, въ какія условія будутъ поставлены отнынѣ Европа и Америка въ борьбѣ за гигантскій азіатскій рынокъ? Вопреки тенденціознымъ утвержденіямъ Тафта, будто каналъ имѣетъ прежде всего стратегическое значеніе, ясно, что этотъ величайшій памятникъ инженернаго искусства, какой только знаетъ исторія, созданъ съ единственной цѣлью открыть С. Штатамъ рынки Тихаго Океана и позволить янки утвердить ихъ промышленную гегемонію въ муравейникахъ желтаго міра. Вся задача сводится къ тому, чтобы закидать народы, кишащіе по берегамъ Тихаго Океана, американскими мануфактурными товарами по возможно болѣе низкой цѣнѣ и съ этой цѣлью открыть наиболѣе короткую и прежде всего наиболѣе дешевую дорогу. Посмотримъ, насколько Панамскій каналъ разрѣшаетъ эту проблему, въ какой мѣрѣ онъ увеличиваетъ шансы С. Штатовъ въ борьбѣ за гегемонію на Тихомъ Океанѣ.
   По послѣднимъ даннымъ (The Statesman's Year Book 1912) внѣшняя торговля Срединной Имперіи въ 1910 г. выражалась въ слѣдующихъ цифрахъ (въ фунтахъ -стерл.):
   

Импортъ въ Китай.

Экспортъ изъ Китая.

Итогъ.

   Великобританія

9.552.267

2.518.133

12.070.400

   Гонконгъ

23.085.393

14 637.956

37.724.349

   Британская Индія

5.918.334

610.520

6.538.854

   С. Штаты

3.338.890

4.347.220

7.686.110

   Германія

2.876.856

1.796.294

4.673.160

   Франція

371.719

5.227.830

5.599.549

   Бельгія

1.555.131

880.645

2.435.776

   Италія

68.345

1.457.640

1.525.985

   Россія и Сибирь

2.160.460

6.188.105

8.348.565

   Японія

10.334.017

8.294.331

18.626.348

   Корея

320.717

354.015

674.732

   Какъ мы видимъ, С. Штаты пока далеко не занимаютъ перваго мѣста по торговлѣ съ Срединной Имперіей. Львиная доля въ торговлѣ съ Средиземной Имперіей, особенно въ импортѣ, принадлежитъ Великобританіи. Если мы обратимся къ другимъ азіатскимъ рынкамъ, то мы увидимъ, что въ 1910 г. Великобританія импортировала въ Японію товаровъ на 95.000.000 іенъ, Британская Индія -- на 106.000.000, С. Штаты всего на 55.000.000 іенъ; что касается Индіи, этого важнѣйшаго послѣ Китая азіатскаго рынка, торговое вліяніе С. Штатовъ на этомъ полуостровѣ пока ничтожно. Американскій импортъ въ Индію составляетъ всего 1,5% общаго ввоза и стоить ниже германскаго, бельгійскаго, австро-венгерскаго и т. д., не говоря уже объ англійскомъ (66% общаго импорта). Но не только на азіатскихъ рынкахъ Европа,- главнымъ образомъ, Великобританія, успѣшно борется съ американской конкуренціей. То-же самое можно сказать относительно всѣхъ странъ, омываемыхъ водами Тихаго Океана. Такъ, въ Австралію Великобританія импортируетъ товаровъ (1910--1911) на 37.000.000 фунт. стерл., а С. Штаты всего на 6.4 милл., Но что особенно поразительно,-- и этого уже совсѣмъ не могутъ переварить янки,-- даже Южная Америка остается до сихъ поръ кліентомъ Европы, и С. Штаты занимаютъ въ ея торговлѣ четвертое мѣсто, идя позади Англіи, Германіи и Франціи. На долю G. Штатовъ приходится въ среднемъ 10--15% во внѣшней торговлѣ государствъ Южной Америки. Въ общемъ можно оказать, что, несмотря на удивительный прогрессъ американской промышленности въ теченіе послѣднихъ десятилѣтій и удобное географическое положеніе, С. Штаты съ трудомъ выдерживаютъ борьбу на Тихомъ Океанѣ противъ грозныхъ конкурентовъ: Японіи, Германіи и прежде всего Великобританіи, до сихъ поръ держащей міровую гегемонію въ своихъ рукахъ. Причина этого на первый взглядъ непонятнаго явленія заключается, главнымъ образомъ, въ томъ преимуществѣ, которое въ борьбѣ за Тихій Океанъ давалъ до сихъ поръ Европѣ Суецкій каналъ. Вѣдь американцамъ приходилось до сихъ поръ сдѣлать лишнія 4.000 километровъ по сравненію съ англичанами или нѣмцами, чтобы достигнуть береговъ Китая или Японіи. Чтобы сокрушить европейскую конкуренцію въ водахъ Тихаго Океана, С. Штатамъ прежде всего нужно уничтожить то колоссальной важности преимущество, которое Суецкій каналъ давалъ въ смыслѣ сокращенія пути Европѣ. Панамскій каналъ явится въ рукахъ янки могучимъ средствомъ, которое въ значительной мѣрѣ усилитъ шансы С. Штатовъ въ борьбѣ за промышленную гегемонію на Тихомъ Океанѣ. Стремленіе къ господству на этомъ океанѣ является основной цѣлью американской дипломатіи. Если вѣрить американскимъ ученымъ и публицистамъ, Атлантическій періодъ всемірной исторіи уже подходить къ концу. Центръ тяжести экономической жизни быстро перемѣщается по направленію къ Тихому Океану, находившемуся до сихъ поръ на задворкахъ исторіи. "Отнынѣ,-- по словамъ Рузвельта,-- въ исторіи человѣчества начинается "тихо-океанская эра". Господство же надъ Тихимъ Океаномъ должно принадлежатъ С. Штатамъ, а средствомъ для осуществленія этого господства явится Панамскій каналъ".
   Прежде всего посмотримъ, какое вліяніе на усилія борьбы за Тихо-океанскіе рынки будетъ имѣть для самой Европы прорытіе Панамскаго канала. Оговоримся съ самаго начала, что дѣйствительность несомнѣнно разсѣетъ въ значительной мѣрѣ страхи европейскихъ пессимистовъ и разобьетъ иллюзіи американскимъ оптимистовъ. Панамскій каналъ ни въ коемъ случаѣ не можетъ уничтожитъ значенія Суецкаго пути, который останется для всей Европы кратчайшей дорогой, какъ къ азіатскимъ, такъ и къ австралійскимъ берегамъ Тихаго Океана. Панамскій каналъ нисколько не облегчитъ торговыхъ сношеній Европы съ Азіей и съ этой точки зрѣнія явится безполезнымъ для нашего континента. Разница въ пользу Суецкаго канала для судовъ, идущихъ изъ Ливерпуля, Гавра, Гамбурга, Антверпена, тѣмъ болѣе изъ Марсели, Генуи, Тріеста, Неаполя, не говоря уже о нашихъ черноморскихъ портахъ, къ берегамъ Дальняго Востока -- опредѣляется въ тысячахъ километровъ.
   А разница только въ одну тысячу миль морского пути представляетъ для судна въ 5.000 тоннъ экономію угля въ 500 тоннъ. Равнымъ образомъ, разстояніе между европейскими и австрійскими портами длиннѣе Панамскимъ путемъ, чѣмъ Суецкимъ.
   Что касается Новой Зеландіи, то Панамскій путь къ ней нѣсколько короче Суецкаго, но такъ какъ послѣдній изобилуетъ многими угольными станціями и рынками сбыта, то преимущества надолго сохраняются на его сторонѣ. Итакъ, ясно, что Суецкій каналъ останется попрежнему великой европейской торговой дорогой въ Азію и Австралію, и съ ростомъ промышленности и международныхъ отношеній его роль будетъ параллельно возрастать, какъ важнѣйшей міровой артеріи.
   Итакъ, Панамскій каналъ ничего не дастъ Европѣ въ смыслѣ сокращенія пути отъ ея важнѣйшихъ торговыхъ пунктовъ къ берегамъ Азіи и Австраліи. Зато новый морской путь произведетъ цѣлый переворотъ въ сношеніяхъ между С. Штатами и азіатскимъ, австралійскимъ, американскимъ побережьями Тихаго Океана, о чемъ можно судитъ по слѣдующимъ цифрамъ (въ миляхъ):
   Разстояніе отъ Нью-Іорка.

Черезъ Суецкій каналъ.

Черезъ Панамскій каналъ.

Разница въ пользу Панамскаго пути.

   до Гонконга

11.700

11.000

700

   " Шанхая

12.600

10.400

2.200

   " Іокагамы

13.800

9.300

4.500

   " Вальпарайсо

9.700

5.400

4.300

   " Сиднея

12.900

9.800

3.100

   " Санъ-Франциско

14.800

4.700

10.100

0x01 graphic

   Такимъ образомъ Панамскій каналъ на цѣлыя тысячи километровъ сократить разстояніе отъ Нью-Іорка до важнѣйшихъ торговыхъ пунктовъ Тихаго Океана. Очень мало давая Европѣ, этотъ новый путь слишкомъ много дастъ С. Штатамъ и, слѣдовательно, нарушить торговое равновѣсіе въ пользу послѣднихъ Многіе пункты Срединной Имперіи, страны Восходящаго Солнца, Британской Индіи, Австраліи, Южной Америки, до сихъ поръ болѣе близкія къ Европѣ, въ 1904 году окажутся куда ближе къ Нью-Іорку и другимъ важнѣйшимъ американскимъ городамъ, что ясно видно изъ слѣдующей таблицы:
   

Отъ Ламанша черезъ Суецъ.

Отъ Нью-Іорка черезъ Панаму.

Разница въ пол-зу Панамы.

   въ Шанхай

18.600

10.400

8.200

   " Іокогаму

11.000

9.300

1.700

   " Вальпарайсо

8.400

5.400

3.000

   " Сидней

13.100

9.800

3.000

   " Санъ-Франциско

8.000

4.700

3.360

   Съ открытіемъ Панамскаго канала С. Штаты получатъ возможность побѣдоносно бороться съ европейской конкуренціей на всѣхъ рынкахъ Японіи, на главныхъ рынкахъ Китая, и особенно въ Австраліи. Отнынѣ торговой гегемоніи Англіи грозитъ страшная, невиданная до сихъ поръ опасность. Скоро будутъ забыты толки о "германской опасности", и по всей Великобританіи пронесется новый тревожный кличъ: "Американская опасность".
   Но особенно громадныя послѣдствія будетъ имѣть открытіе новаго пути для Тихо-океанскаго (западнаго) побережья Южной Америки. Съ момента открытія канала начнется совершенно новая эра въ экономическомъ развитіи Перу, Боливіи, Чили, Эквадора,-- этихъ странъ, столь богатыхъ многими крайне полезными минералами и въ то же время наиболѣе отдаленныхъ отъ культурныхъ, и промышленныхъ центровъ земного шара. Теперь незачѣмъ будетъ огибать все побережье Южной Америки, чтобы изъ Нью-Іорка очутиться въ Лимѣ или Вальпарайсо. До сихъ поръ сѣверные американцы предпочитали ѣздитъ въ Южную Америку черезъ Европу, чаще черезъ Парижъ, а оттуда къ Суецкому каналу. Такимъ образомъ, чтобы изъ Нью-Іорка попасть въ Вальпарайсо, многіе совершали кругосвѣтное путешествіе. Кругомъ Южной Америки, черезъ скалистый и бурный Магеллановъ проливъ, столь опасный для судовъ, посылаетъ пароходы только одна большая англійская компанія "Pacific Steam Navigation"! Ея суда идутъ прямо изъ Европы до Кальяо, порта Лимы, столицы Перу.
   Ясно, какую революцію въ экономическихъ судьбахъ южноамериканскихъ государствъ вызоветъ открытіе Панамскаго канала. Прежде всего исчезнутъ сотни парусныхъ судовъ, которыя до сихъ поръ царятъ на всемъ Тихо-океанскомъ побережья Южной Америки, и скоро гигантскіе европейскіе и сѣверо-американскіе пароходы возвѣстятъ начало новой эры въ этихъ областяхъ, пріобщеніе ихъ къ лихорадочной промышленной жизни, которой живетъ все человѣчество. Вмѣстѣ съ тѣмъ, открытіе новаго пути скажется особенно благопріятно на развитіи товаро-обмѣна между этими странами и С. Штатами. Во внѣшней торговлѣ этихъ областей, какъ и остальныхъ частей земного шара, главную роль играетъ до сихъ поръ та же Великобританія, о мнимомъ упадкѣ международнаго торговаго вліянія которой столько писалось въ послѣднее время. Англія занимаетъ до сихъ поръ первое мѣсто во внѣшней торговлѣ Перу и Чили, какъ явствуетъ изъ слѣдующихъ цифръ:
   1. Перу

1908 г.

1909 г.

   

въ фунтахъ стерлинговъ

   Импортировано изъ Англіи

1.548.000

1.567.000

   Импортировано изъ С. Штатовъ

1.413.000

846.000

   Экспортировано въ Англію

2.338.000

2.672.000

   Эспортиров. въ С. Штаты

1.284.000

1.495.000

   2) Чили

1909 г.

1910 г.

   

(въ золотыхъ пезо)

   Импортировано изъ Англіи

87.340.000

94.083.000

   Импортировано изъ С. Штатовъ

26.401.000

36.629.000

   Экспортировано въ Англію

128.571.000

127.087.000

   Экспортировано въ С. Штаты

53.839.000

67.618.000

   Въ Эквадоръ Англія ввозитъ товаровъ на 512.000 фунт. стерлинговъ, С.-Штаты на 476.000 фунтовъ стерлинговъ.
   Прорытіе Панамскаго канала создастъ необычайно благопріятныя условія для с. Штатовъ въ борьбѣ за южно-американскіе рынки. Только теперь создастся прочная база для осуществленія имперіалистической формулы: "Америка для американцевъ". Нью-Іоркъ будетъ ближе къ Тихо-океанскому побережью Новаго Континента на 2.837 миль, чѣмъ Лондонъ, Новый Орлеанъ -- на 3.550 миль. Не слѣдуетъ забывать, что Тихо-океанское побережье южной Америки, благодаря своимъ естественнымъ богатствамъ, будетъ съ необычайной быстротой развиваться въ экономическомъ отношеніи. Джонъ Барретъ, директоръ статистическаго бюро американскихъ республикъ, высчиталъ, что внѣшняя торговля, равняющаяся въ настоящее время 1 1/2 милл. фр., достигнетъ скоро минимума въ 5 милліардовъ фр. {Съ финансовой точки зрѣнія Панамскій каналъ является крайне невыгоднымъ предпріятіемъ. Каналъ уже обошелся (включая и расходы французской компаніи) въ 3 1/2 милліарда франковъ. Ежегодные расходы по содеряганію канала въ порядкѣ и по его оборонѣ обойдутся въ 31 милл. доллар., его доходы могутъ достигнуть maximum 4 милл. долларовъ въ годъ. Итакъ, съ этой точки зрѣнія сооруженіе канала является настоящей авантюрой. Но зато -- и въ этомъ заключается коренное отличіе Панамскаго сооруженія отъ всѣхъ этихъ проектируемыхъ Трансперсидскихъ, Трансъ-сахарскихъ и другихъ дорогъ (см. наши предыд. статьи), Панамскій каналъ явится въ рукахъ американской индустріи дѣйствительно могучимъ орудіемъ въ борьбѣ за міровую гегемонію. И въ этомъ оправданіе капала съ національной точки зрѣнія.}. Цѣлый рядъ фактовъ показываетъ, что буржуазія С. Штатовъ стремится къ монополизаціи этого рынка въ своихъ рукахъ и уже принимаетъ рядъ мѣръ, имѣющихъ цѣлью изгнать всѣхъ своихъ конкурентовъ изъ этихъ областей.
   Не довольствуясь тѣми въ высшей степени благопріятными условіями, въ которыя открытіе Панамскаго канала, сокращающаго на тысячи километровъ разстояніе отъ Атлантическаго побережья С. Штатовъ къ важнѣйшимъ американскимъ рынкамъ, поставить американскую индустрію, правительство великой республики старается въ то же время всѣми средствами помѣшать Европѣ извлечь для себя какую-либо серьезную пользу съ помощью новаго канала. Какъ я показалъ, открытіе этого канала ничуть не сокращаетъ разстоянія отъ европейскаго побережья къ азіатскому и австралійскому континентамъ, зато новый путь значительно приблизитъ Европу къ Санъ-Франциско, городу Панамѣ, Вальпарайсо и другимъ американскимъ портамъ на Тихомъ Океанѣ. Такъ, напримѣръ, разстояніе отъ Плимута до Кальяо сократится на 4.000 миль, отъ Плимута до Вальпарайсо на 1.500 миль. Правда, Нью-Іоркъ, Новый Орлеанъ и т. д. выиграетъ еще больше въ смыслѣ удешевленія пути, но этого мало жаднымъ капиталистамъ Заатлантической республики.
   7 августа 1912 года американскій Сенатъ большинствомъ 47 голосовъ противъ 15-ти принялъ билль, который, во-первыхъ, совершенно запрещаетъ проходъ черезъ капалъ судамъ, принадлежащимъ желѣзнымъ дорогамъ, во-вторыхъ, вовсе освобождаетъ отъ сборовъ за проходъ черезъ каналъ суда, совершающія каботажное плаваніе между американскими портами, въ 3-хъ, освобождаетъ отъ сборовъ американскія военныя суда и тѣ торговыя суда, собственники которыхъ примутъ обязательство передавать ихъ въ распоряженіе правительства С. Штатовъ въ случаѣ войны.
   Этотъ билль представляетъ собой самое циничное нарушеніе тѣхъ торжественныхъ обѣщаній, которыя столько разъ давались С. Штатами относительно открытія канала^ на равныхъ началахъ для всѣхъ націй. Вмѣстѣ съ тѣмъ, новый билль стоитъ въ рѣзкомъ противорѣчія съ договоромъ Гей-Поупсофера 1901 г., 3-ій пунктъ котораго гласитъ слѣдующее:
   
   "Пунктъ 3-ій. Соединенные Штаты принимаютъ въ качествѣ базы нейтралитета даннаго канала слѣдующія правила, которыя включены въ Константинопольскую конвенцію 28 Окт. 1888 г. относительно свободнаго плаванія по Суецкому каналу, то-есть:
   1. Каналъ долженъ быть свободнымъ и открытымъ для торговыхъ и военныхъ судовъ всѣхъ націй на основаніяхъ полнаго равенства, и никакое различіе не можетъ быть допущено въ ущербъ какой-либо націи, ея гражданъ или подданныхъ относительно ли денежныхъ сборовъ за проходъ или иныхъ условій плаванія
   
   Этотъ пунктъ вполнѣ ясенъ. Духъ и буква его не поддаются различнымъ толкованіямъ. Трактатомъ 1901 г. режимъ Панамскаго канала отожествляется съ режимомъ канала Суецкаго, который доступенъ всѣмъ націямъ на одинаковыхъ основаніяхъ. Ярый защитникъ протекціоннаго билля Тафтъ столько говорилъ въ теченіе своей государственной карьеры объ уваженіи къ существующимъ договорамъ и трактатамъ, о разрѣшеніи арбитражемъ, всѣхъ международныхъ споровъ и конфликтовъ, что теперь ему приходится подыскивать всякаго рода софизмы, чтобы оправдать подписанный имъ билль 1912 г., совершенно противорѣчащій договору 1901 г. "Вѣрно,-- говоритъ Тафтъ,-- мы дали обѣщаніе открыть каналъ на равныхъ условіяхъ для судовъ всѣхъ націй. Но подъ всѣми націями слѣдуетъ разумѣть всѣ иностранныя націи, кромѣ, однако, Сѣверо-Американскихъ С. Штатовъ, которые построили и укрѣпили каналъ на свой счетъ, безъ участія другихъ государствъ, и не могутъ быть лишены естественнаго права распоряженія каналомъ по своему усмотрѣнію". Итакъ, каналъ трактуется, какъ "внутреннія американскія воды", по отношенію къ которымъ правительству Штатовъ естественно принадлежитъ безусловная юрисдикція. Это вопіющее искаженіе буквы и духа договора Гея-Поунсофера,
   Другой софизмъ, который выдвигаютъ тотъ же Тафтъ и его сторонники, и который освѣщаетъ вопросъ уже подъ противоположнымъ угломъ зрѣнія, заключается въ слѣдующемъ. Льготы и запрещенія, формулированныя въ биллѣ, относятся не къ судамъ тѣхъ или другихъ націй, а къ опредѣленнымъ рейсамъ и разрядамъ судовъ, безразлично подъ какимъ флагомъ эти суда ни плавали бы. Оказывается, будто Американскому флоту новый билль не представляетъ никакихъ особыхъ преимуществъ.
   Проанализируемъ этотъ билль. 1-ый пунктъ этого билля запрещаетъ совершенно пользованіе каналомъ судамъ, принадлежащимъ желѣзнодорожнымъ компаніямъ. Этотъ пунктъ своимъ остріемъ направленъ противъ сѣвернаго сосѣда С. Штатовъ, Канады, и имѣетъ цѣлью наказать послѣднюю за отказъ отъ проектированнаго Тафтомъ договора о таможенной взаимности, договора, имѣвшаго цѣлью ослабить узы, связывающія Канаду съ Англіей, и подготовить таможенный союзъ Америки съ Канадой, а затѣмъ и таможенную аннексію послѣдней. Извѣстно, какое впечатлѣніе во всей Канадѣ и Англіи произвели разоблаченія Рузвельта относительно плановъ Тафта по отношенію къ Канадѣ. Цитируя письмо къ нему отъ января 1911 г.. Рузвельтъ, не стѣсняющійся никакими средствами въ борьбѣ съ достойнымъ его противникомъ, не останавливающійся даже передъ раскрытіемъ государственныхъ тайнъ, доказывалъ, что Тафтъ, являющійся орудіемъ въ рукахъ боссовъ и трестовъ, замыслилъ противо-канадскій заговоръ и преслѣдуетъ политику авантюръ по отношенію къ сосѣдней странѣ. И дѣйствительно, изъ этого письма, которое Тафтъ вынужденъ былъ опубликовать, явствуетъ, что нынѣшній президентъ С. Штатовъ видѣлъ въ таможенномъ соглашеніи средство, которое поведетъ къ поглощенію Канады сѣвероамериканской республикой. Перешедшая границы всякаго приличія борьба изъ-за президентскаго поста между двумя зарвавшимися государственными дѣятелями неожиданно повела къ раскрытію тайныхъ замысловъ американскихъ имперіалистовъ. Письмо Тафта въ связи съ неразумнымъ заявленіемъ депутата Кларка о неизбѣжномъ присоединеніи въ недалекомъ будущемъ Канады жъ С. Штатамъ, далѣе съ нелѣпымъ предложеніемъ депутата Беннета начать переговоры съ Англіей объ аннексіи Канады, вызвало сильную тревогу и въ Великобританіи и особенно въ самой Канадѣ. Либеральное канадское министерство съ премьеромъ сэромъ Вильфридомъ Лорье во главѣ, стремившееся къ уничтоженію таможенной стѣны между Канадой и С. Штатами, потерпѣло полное пораженіе на сентябрьскихъ выборахъ 1911 г. и было замѣнено консервативнымъ министерствомъ Бордена. Для укрѣпленія своихъ позицій канадскіе консерваторы, выступившіе въ качествѣ защитниковъ національной независимости и сохраненія связи съ Великобританіей, удачно воспользовались неосторожными фразами и шовинистическими рѣчами американскихъ имперіалистовъ о томъ, что въ недалекомъ будущемъ звѣздный флагъ будетъ развѣваться надъ всей сѣверной Америкой. Многіе органы канадской печати, поддерживавшіе прежде политику сближенія съ С. Штатами, горячо привѣтствовали рѣчь перваго министра Форстера, заявившаго въ своей рѣчи въ Оттавѣ, что "обнаружившіеся факты похоронили взаимность навсегда", такъ какъ выяснилось "покушеніе на нашу независимость и кашу связь съ Англіей, о чемъ мы никогда не забудемъ". Попытка американскихъ имперіалистовъ путемъ тарифнаго соглашенія если не разорвать совершенно, то во всякомъ случаѣ ослабитъ узы, соединяющія Канаду съ Англіей, и экономически присоединить къ С. Штатамъ эту независимую, пользующуюся полной автономіей англійскую колонію, потерпѣла полное фіаско.
   1-мъ пунктомъ билля о каналѣ американскіе имперіалисты показываютъ свои когти канадскому правительству и начинаютъ наступательную экономическую войну противъ сѣвернаго сосѣда. Именно канадская компанія Тихоокеанской желѣзной дороги владѣетъ цѣлой флотиліей быстроходныхъ пароходовъ въ обоихъ океанахъ, въ то время, какъ американскіе желѣзнодорожные тресты почти не имѣютъ своихъ пароходовъ, за исключеніемъ одной компаніи, которой принадлежать три океанскихъ парохода. Нынѣ торговый флотъ Штатовъ, которому до сихъ поръ совершенно не подъ силу было бороться съ иностранной конкуренціей, будетъ поставленъ въ привилегированное положеніе; канадскіе пароходы будутъ лишены возможности пользоваться Панамскимъ каналомъ. Это поставить западныя провинціи Канады, все ея тихоокеанское побережье въ крайне невыгодное положеніе по сравненію съ Тихоокеанскими штатами великой заатлантической республики. Чтобы доставить свои земледѣльческіе продукты на европейскій рынокъ, западныя провинціи Канады должны будутъ или перевозить ихъ по трансъ-континентальнымъ желѣзнымъ дорогамъ протяженіемъ въ нѣсколько тысячъ миль до ближайшаго порта въ Восточной Канадѣ, или отправлять на пароходахъ, которымъ придется обогнуть все Тихоокеанское побережье американскаго континента отъ сѣвера до юга, чтобы затѣмъ снова подыматься долгимъ путемъ къ сѣверу. Такимъ образомъ земледѣльческіе продукты западной Канады не будутъ въ состояніи бороться на европейскихъ рынкахъ съ конкуренціей С. Штатовъ и фактически будутъ изгнаны изъ Европы. Равнымъ образомъ этимъ биллемъ вся западная Канада будетъ отрѣзана отъ Бразиліи и Аргентины, отъ всего Атлантическаго побережья Южной Америки.
   2-ой пункта билля совершенно освобождаетъ отъ сборовъ за проходъ черезъ каналъ суда, совершающія каботажное плаваніе между американскими портами. Но дѣло въ томъ, что каботажемъ въ С. Штатахъ иностранныя суда заниматься не могутъ. По американскимъ правиламъ каботажное плаваніе составляетъ привилегію судовъ подъ національнымъ флагомъ. Такимъ образомъ флота С. Штатовъ, играющій ничтожную роль во внѣшней торговлѣ страны, безраздѣльно господствуетъ во внутренней торговлѣ между американскими портами. Итакъ, 2-й пункта, подобно первому, пойдетъ исключительно на пользу американскому торговому флоту. Болѣе того, американскимъ судамъ, идущимъ изъ Европы въ Западную Америку, достаточно будетъ зайти по пути скажемъ въ Новой Орлеанъ, и они, какъ суда, идущія изъ одного американскаго порта въ другой, не заплатятъ пошлины при проходѣ черезъ Панамскій капалъ. Такимъ образомъ американскій флотъ и во внѣшней и во внутренней морской торговлѣ будетъ поставленъ въ привилегированное положеніе.
   3-ій пункта билля, освобождающій отъ всякихъ сборовъ тѣ торговыя суда, собственники которыхъ дадутъ обязательство во время войны передать ихъ въ распоряженіе правительства, непримѣнимъ къ иностраннымъ судамъ. Что же касается американскихъ пароходныхъ компаній, то всѣ онѣ охотно дадутъ подобное обязательство. Такимъ образомъ фактически дѣло сведется къ тому, что весь американскій торговый флота будетъ пользоваться правомъ ничего не платить за прохожденіе по каналу. Ясно, что упомянутый билль, вотированный сенатомъ 7 августа и подписанный Тафтомъ 20 августа 1912 г., является прямымъ нарушеніемъ договора 1901 года, устанавливая въ замаскированномъ видѣ различіе для судовъ разныхъ національностей. Этотъ билль вызвалъ взрывъ негодованія не только въ англійской и канадской прессѣ, безуспѣшно требующей передачи вопроса на разсмотрѣніе Гаагскаго трибунала, но даже и въ многихъ органахъ американской печати. "New-York Sun", New-York Herald", "New-York Times" и другія вліятельныя газеты критиковали билль, какъ "актъ, позорящій С. Штаты", какъ "пятно на нашей національной чести, пятно, съ которымъ намъ совѣстно будетъ выступить передъ Европой". По энергичному выраженію профессора Гидингса, одного изъ свѣтилъ научнаго міра заатлантической республики, билль, подписанный Тафтомъ, "представляетъ собой самый возмутительный по своей безнравственности актъ, изъ-за котораго каждый честный американецъ долженъ краснѣть передъ иностранцемъ". Но понятно, что всѣ эти воззванія къ американской чести, всѣ эти горячіе протесты не могли подѣйствовать на Тафта и его сторонниковъ. Наоборотъ, американскіе протекціонисты осторожно намекали, что противники билля отнюдь не заботятся объ обще-національныхъ интересахъ, а попросту подкуплены отечественными желѣзнодорожными компаніями, боящимися конкуренціи канала, который отыметъ значительную часть грузовъ у трансъ-континентальныхъ рельсовыхъ дорогъ.
   Какъ бы то ни "было, упомянутый билль является вызовомъ по отношенію ко всей Европѣ. И въ этомъ отношеніи наиболѣе откровенно формулировалъ сущность современнаго международнаго права сенаторъ Cummins отъ сѣверо-американскаго штата Айовы, заявивъ въ своей рѣчи во время дебатовъ о биллѣ, что Америка не должна считаться съ подписанными ею договорами, и что "единственнымъ возможнымъ судьей во всѣхъ конфликтахъ долженъ быть мечъ". Это циничная перефразировка извѣстнаго изреченія Бисмарка: "сила господствуетъ надъ правомъ", пришлась по вкусу американскимъ имперіалистамъ, которые, несмотря на энергичные протесты сенатора Рута, голосовали въ духѣ Cummins'а, старающагося перещеголять самого желѣзнаго канцлера въ грубости тона.
   Понятно, что С. Штаты никогда не осмѣлились бы разорвать договоръ Гей Поунсофета и бросать вызовъ не только Великобританіи, но и всѣмъ остальнымъ государствамъ, если бы Европа не была разбита на два враждебныхъ лагеря. Англо-германскій конфликтъ связываетъ руки Старому Свѣту и мѣшаетъ европейской буржуазіи защищать свои интересы на американскомъ континентѣ. Горячіе сторонники начала "открытыхъ дверей" въ Азіи, американцы у себя дома не довольствуются высокими протекціонными пошлинами на всѣ иностранныя произведенія и воздвигаютъ нынѣ таможню для всей Европы у Атлантическаго входа въ Панамскій каналъ, фактически закрывая такимъ образомъ послѣдній для европейскаго судоходства. Однако нельзя сомнѣваться въ томъ, что какъ только отношенія между Англіей и Франціей съ одной стороны, Германіей съ другой улучшатся -- и въ этомъ отношеніи панамская политика американскихъ имперіалистовъ можетъ, сыграть свою благотворную роль -- протекціонистамъ С. Штатовъ придется шире раскрыть Панамскія ворота европейскимъ торговымъ судамъ. Во всякомъ случаѣ та энергія, съ которой многія англійскія, нѣмецкія и французскія пароходныя компаніи готовятся къ открытію канала, доказываетъ, что Европа такъ легко не сдастъ своихъ позицій въ Южной Америкѣ С. Штатамъ. Какъ бы то ни было, только пріобщеніе международнаго капитала къ эксплуатаціи громадныхъ естественныхъ богатствъ тихоокеанскихъ странъ Южной Америки можетъ быстро -призвать Колумбію, Эквадоръ и Чили къ новой жизни. Вмѣстѣ съ тѣмъ только болѣе тѣсное экономическое и политическое сближеніе съ Европой можетъ -спасти -эти страны отъ устрашающей ихъ перспективы потерять въ ближайшемъ будущемъ свою независимость и подпасть подъ власть сѣверной имперіалистической республики, явно преслѣдующей агрессивные планы по отношенію къ слабымъ... сосѣдямъ.

Мих. Павловичъ.

"Современникъ", кн. III, 1913 г.

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru