Аннотация: (Протопоп Аввакум - г. Мякотина. Кантемир - г. Сементковского. Державин - г. Брилианта. Ф. Г. Волков - г. Ярцева).
Жизнь замѣчательныхъ людей. Біографическая библіотека Ф. Павленкова: Протопопъ Аввакумъ -- г. Мякотина. Кантемиръ -- г. Сементковскаго. Державинъ -- г. Бриліанта. Ѳ. Г. Волковъ -- г. Ярцева. Изъ четырехъ приведенныхъ біографій очеркъ г. Мякотина заслуживаетъ особеннаго вниманія. О протопопѣ Аввакумѣ у насъ знаютъ очень мало, и, если не ошибаемся, настоящій очеркъ является единственнымъ по этому вопросу въ нашей популярной исторической литературѣ. Рельефная фигура Аввакума, "протопопа-богатыря", первоапостола и борца раскола, чрезвычайно интересна уже сама по себѣ, какъ крупная и оригинальная личность, судьба которой полна такого глубокаго трагизма. Но знаменитый протопопъ является, кромѣ того, яркимъ выразителемъ общественнаго міросозерцанія извѣстной эпохи, представителемъ цѣлаго движенія, составляющаго одну изъ интереснѣйшихъ страницъ въ исторіи русскаго общества, и съ этой, стороны знакомство съ его личностью и дѣятельностью представляетъ серьезный историческій интересъ. Г. Мякотинъ широко понялъ свою задачу и его трудъ -- болѣе, чѣмъ біографія: это -- сжатый, дѣльный историческій очеркъ, въ которомъ личность Аввакума занимаетъ центральное мѣсто. Авторъ въ предисловіи самъ заявляетъ, что "наиболѣе существенною стороной въ жизни Аввакума является, несомнѣнно, идейное ея содержаніе, представляющее собой яркую страницу изъ исторіи того умственнаго движенія, какое происходило въ Московской Руси 17 столѣтія", и поэтому "главное вниманіе обращено на изображеніе идейной стороны движенія". Дѣйствительно, авторъ подробно останавливается на характеристикѣ данной эпохи, входитъ въ обстоятельное разсмотрѣніе тѣхъ факторовъ, какіе подготовили умственную смуту въ московскомъ обществѣ, и судьбу Аввакума тѣсно связываетъ съ ходомъ всего движенія. Расколъ, разсматриваемый авторомъ какъ результатъ умственнаго кризиса, происходившаго въ русскомъ обществѣ, изображается у него широкимъ движеніемъ, основаннымъ на идеяхъ, охватывающихъ весь жизненный строй. Если прибавить къ этому яркую характеристику Аввакума, его общественной и литературной дѣятельности, то понятно будетъ, насколько содержателенъ и интересенъ этотъ біографическій очеркъ, даже по своему внѣшнему объему (160 страницъ) выдѣляющійся изъ ряда другихъ біографій. Книжка читает ея легко и, безъ сомнѣнія, найдетъ широкій круть читателей.
Съ удовольствіемъ отмѣтимъ также біографію Кантемира, въ которой особенно интересна характеристика литературной дѣятельности сатирика. Для большинства читателей Кантемиръ -- скучная страница изъ учебника русской словесности. Совершенно другое впечатлѣніе вынесетъ читатель изъ очерка г. Сементковскаго. Горячій сторонникъ общественныхъ мотивовъ въ поэзіи, авторъ даетъ широкое освѣщеніе литературной дѣятельности Кантемира. Кантемиръ, по его мнѣнію, можетъ быть названъ "первымъ русскимъ поэтомъ-гражданиномъ". Своею благородною литературною дѣятельностью этотъ писатель первый намѣтилъ путь для будущей русской литературы, указалъ на основное направленіе. Благодаря такой точкѣ зрѣнія, свѣтлая личность Кантемира, какъ человѣка и писателя, подъ умѣлымъ перомъ автора получаетъ особенный интересъ.
Интересны и добросовѣстно составлены остальные два очерка. Біографія Державина, написанная г. Бриліантомъ, главнымъ образомъ на основаніи труда академика Грота, даетъ много подробностей о жизе поэта, его служебной дѣятельности, личныхъ отношеніяхъ и т. п.; благодаря этому, личность "пѣвца Фелицы" обрисовывается довольно опредѣленно. Но оцѣнка Державина, какъ поэта, характеристика его литературной дѣятельности довольно блѣдна и не полна.
Очеркъ г. Ярцева, кромѣ біографіи Волкова, заключаетъ въ себѣ еще семь біографій болѣе или менѣе извѣстныхъ артистовъ и артистокъ (Дмитревскаго, Плавильщикова, Шушерина, Троепольской, Семеновой и друг.). Такое количество біографій при небольшомъ объемѣ книжки неблагопріятно отразилось на внутреннемъ содержаніи послѣдней. Авторъ въ предисловіи говоритъ, что ему пришлось познакомиться съ массой (болѣе 200 названій) біографическаго и историческаго матеріала. Болѣе полными и интересными можно назвать біографіи Волкова и Дмитревскаго. Предпосланный авторомъ историческій очеркъ развитія театральнаго дѣла въ Россіи очень сжатъ.