Павленко Петр Андреевич
Из писем А. М. Горькому

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Петр Павленко
   Собрание сочинений в шести томах
   Том шестой
   

Из писем А. М. Горькому

I

23.12.32

   Дорогой Алексей Максимович!
   На днях мне предстоит сделаться редактором журнала "30 дней", и я решил написать Вам, несмотря на то, что дело маленькое, и просить по целому ряду вопросов Вашего совета. Я знаю Ваш прежний отрицательный отзыв о журнале, слов нет, журнал очень плохой, неясный какой-то, беспокойный, и в таком виде, как он есть, едва ли стоит ему существовать далее.
   Но мне кажется, что, если приложить немного усилий, можно сделать его и нужным, и серьезным, и интересным. Самое главное -- это определить его тип. Я просмотрел комплекты журнала за все девять лет его существования -- несмотря на временами безобразное ведение дела, журнал всегда привлекал много молодежи, и целый ряд писателей, как Борис Левин, Митрофанов, В. Герасимова, Ильф и Петров, а раньше В. Катаев и Багрицкий, начали печататься в "30 днях".
   Журнал воспитал и несколько хороших очеркистов, теперь работающих в "Правде" и толстых журналах. Все, что он сделал хорошего, шло по линии культуры маленького рассказа.
   Недостатком же журнала было то, что он стремился стать сразу всем -- и информатором о зарубежной жизни, и журналом оперативно-деловых очерков о строительстве, и справочником довольно старенького и пошленького уюта со своей страничкой анекдотов, ребусов и шахмат.
   Сейчас наши журналы как-то типизируются. Лабораторией делового строительства и краеведческого очерка стали "Наши достижения", "За рубежом" концентрирует всю оживленную хронику и Запада и Востока, и на долю "30 дней" остается, по-моему, работа с маленьким рассказом -- нашим и переводным. Как ни ищут наши редакторы крохотных рассказов -- их нет в том количестве, какое нужно. ВОКС и МОПР завалены просьбами из-за рубежа присылать небольшие рассказы, им обеспечено немедленное и широчайшее распространение. А таких рассказов почти нет, у нас забыли сюжетную новеллу.
   Мне вот и кажется, что было бы кстати превратить "30 дней" в такую мастерскую крохотного рассказа и иметь ее -- мастерскую -- в качестве резерва при "Годе шестнадцатом". Журнал явился бы подготовительной ступенью для того молодняка, который безусловно станет группироваться вокруг альманаха. Если мы тут, в редакции альманаха, будем держаться, как держимся, предъявляя самые жесткие требования к качеству и выбирая не просто хорошее, а по возможности -- только одно лучшее, то через полгода альманах станет ведущим органом и вокруг него начнут группироваться молодые начинающие ребята, с которыми придется что-то делать, как-то работать. Это чувствуется уже и сейчас. Очень показательно, что целый ряд писателей с именами не показывается у нас... в то время как молодежь, знающая, что ей еще трудно печататься в альманахе, прет неизвестно откуда. "Красная Новь" запросто черпает себе материал из неиспользованных рукописных фондов альманаха. С другой стороны, "30 дней" должны были бы, по-моему, знакомить нашего читателя с западноевропейской, американской и восточной новеллой, потому что при нашем вообще скудном знакомстве с зарубежными литературами, новеллистов мы знаем хуже всех, а новеллистов-современников совсем не знаем. Своего основного читателя журнал должен искать в среде городской молодежи, в молодой советской интеллигенции, не претендуя на обслуживание всех категорий читателя, как это имело место раньше.
   Все эти скучные мысли я пишу Вам, Алексей Максимович, в расчете на то, что если Вы найдете верной мою установку, то обязательно так выйдет, что Вы же и поможете одним-двумя советами заострить ее до нужной степени. Если же мои размышления о журнале покажутся Вам неверными, то это опять-таки заставит меня еще раз и уже под новым углом зрения пересмотреть возможности журнала.
   На днях я послал Вам, Алексей Максимович, свою повесть "Баррикады". Я очень прошу Вас отнестись к ней с той теплой суровостью, с какой Вы относитесь к произведению любого начинающего писателя. В этой моей просьбе нет ни позы, ни самоуничижения, одно желание хорошенько выслушать сделанную вещь, простукать, потрясти ее хорошенько. Как это ни странно, но те пять лет, что я пишу рассказы, не накопили во мне никакого опыта. По-моему, самым смелым я был, когда писал первый (ужасно глупый) рассказ -- я просто упал в воду и поплыл, ни о чем не думая. Второй я уже писал, и думая, и мучаясь, третий и четвертый, совершенно не понимая, как это вообще пишутся рассказы, и так, чем далее, тем трудней.
   А у нас уж так завелось, что писателю, пишущему год, еще кой-кто даст совет, но пишущему два-три года или больше, советов и указаний не полагается. Не критики вообще, не разбора, шаг ли это вперед или назад, а вот именно тех, иногда кажущихся мелочными замечаний, которые неожиданно открывают писателю самые незаметные трещины его произведения или недостатки всего его метода.
   Именно поэтому я и написал Вам просьбу о внимании, как к начинающему, из желания получить больше.
   Крепко жму Вашу руку, дорогой Алексей Максимович. Не браните за это длинное и, может быть, в общем бестолковое письмо.

П. Павленко

   Москва
   Тверской бульвар, 24, кв. 12.
   

II

21.1.33

   Дорогой Алексей Максимович.
   Я никак не рассчитывал получить от Вас такое большое письмо. Оно вызвало у меня множество мыслей не только непосредственными указаниями на недостатки моей книжки, но и всем тоном, всей установкой своей. Получить от Вас письмо с замечаниями о своей работе для меня событие. Оно еще больше, если учесть его влияние на работу, только затевающуюся в мыслях, с которой особенно трудно справиться. Мне как-то страшно стыдно и досадно, что Вам книжка не понравилась. Я долго объяснял себе природу этого стыда. Он идет, я думаю, от сознания какой-то (пусть частной, частичной) безответственности, допущенной мною в книжке, а, может быть, и оттого, что вначале книжка мне самому нравилась, хотя я никоим образом не переоценивал положительных о ней отзывов. Книжка показалась критикам хорошей потому, что она написана на действительно хорошую тему о Парижской Коммуне. Недостатки спрятались за тему, это мне теперь видно самому.
   Мыслей, возбужденных Вашим письмом, много, все они необходимы для работы, особенно сейчас. В связи с тем, что Вы писали о "жульническом естестве тех, кто верные и вполне современные слова понял, как разрешение на искажение литературы", я понимаю, что нам, коммунистам, надо работать внимательнее, медленнее, умнее, без суеты и не только между заседаниями, когда одной рукой пишешь, а другой голосуешь, и что ошибки личные легко могут стать ошибками как бы целой линии. Противнее всего, что я очень умный -- себя ругать, и дурак -- работать, как надо.
   Ваши указания "30 дням" я точно приспособил к себе так же, как Ваши отзывы о рукописях, посланных из редакции альманаха, потому что многие их грехи -- мои грехи тоже. Теперь спрячусь в какой-нибудь симпатичный уголок и буду писать новую повесть. Хочу написать сцены из жизни дагестанского аула за семьдесят лет, от Шамиля до наших дней. Нашел я такой аул, где Шамиль строил дубовую плотину на реке и где мы сейчас строим гигантскую электростанцию, сохранились современники Шамиля и постройки плотины, они сейчас служат, говорят, сторожами на стройке и выступают в качестве биографов своего аула. Хочется написать историю события, роман самого события.
   Из всех общественных дел оставлю себе только "30 дней", думаю, что это будет хорошей школой, если, конечно, удастся сделать что-нибудь. Но у журнала плохой хозяин -- ГИХЛ, люди там ничего не хотят делать, всего боятся и ничего не любят. Вскоре после получения Вашего письма я съездил в Ленинград, повидал тамошнюю литературную молодежь и получил с десяток рассказов, зараженных формализмом самого дурацкого закваса. Пишут, например, так:
   "Я кулак, -- сказал кулак и показал кулак".
   "Стакан звякнул, как стакан".
   Оказывается, я искал не там, где надо. И когда, с помощью Маршака, удалось разыскать начинающих писать ребят из ротных поваров, водолазов, аспирантов -- не мог нарадоваться успеху. Рассчитываю через месяц-два добиться выхода хороших книжек журнала.
   ...Какое впечатление произвели на наших писателей Ваши отзывы о рукописях для альманаха. Сначала мы думали, что со страху никто ничего больше не даст, но ошиблись -- сейчас напечататься в альманахе -- вопрос чести, альманаху готовит новую повесть М. Слонимский, новый рассказ -- Н. Тихонов, прислал стихи Прокофьев... Фадеев решил отложить роман и написать рассказ. Альманах существует и уже устанавливает качественные уровни, хотя альманаха еще нет. Только бы мы здесь не пороли горячки и сделали все невозможное для привлечения новых людей.
   Не браните, дорогой Алексей Максимович, за это не в меру длинное письмо, но я пишу письма редко, а о своей работе почти и не приходится, некому, все заняты.
   Крепко благодарю Вас за письмо и крепко жму Вашу руку.

П. Павленко

   P. S. Большое спасибо за "Сто лучших рассказов". Я попросил К. Зелинского написать об этой книге обзор, большой, подробный и -- поучительный. Если б была бумага, хорошо было бы издать такую книгу на материале русской литературы от Пушкина. Но о таких вещах только мечтать приходится.

П. П.

III

9. XI.35

   Дорогой Алексей Максимович.
   Прочел Ваше письмо, и стало стыдно за себя -- плохо работаю. Повесть, конечно, черновик, особенно вторая часть ее, которую обязательно надо развернуть шире. Ее несделанность временная. Людей, героев войны, в ней еще нет, потому что мне самому не ясен ход войны, не ясны технологические процессы будущего сражения. Небрежен и язык, как ни стыдно в этом сознаться. Требует капитального ремонта и конструкция повести. Все верно, к сожалению. И, тем не менее, несмотря на множество замечаний, письмо Ваше, Алексей Максимович, я принял, как одобрение теме, и, не смущаясь малыми достижениями в оной, сел за коренную переработку повести.
   Не в оправдание скажу -- первый раз пишу большую книгу и еще не умею свести концы с концами. А написать надо. Не бранитесь, Алексей Максимович, что я невольно задал Вам хлопотливую работу -- прочесть двадцать листов своих хаотических записей.
   Самому проверять себя трудно, мнения же литературных товарищей, во-первых, не всегда правдивы, во-вторых, редко имеют ввиду пользу книги.
   Большое спасибо за помощь.
   Крепко и благодарно жму Вашу руку.

П. Павленко

   

Примечания

   В архиве А. М. Горького хранится пять писем П. А. Павленко, из них в настоящий том включено три письма:
   1-е письмо. На письме, датированном 23.12.32, А. М. Горький сделал несколько пометок "No: 1. После слов -- "на долю "30 дней" остается, по-моему, работа с маленьким рассказом"; 2. после просьбы отнестись к "Баррикадам" "с той теплой суровостью, с какой Вы относитесь к произведению любого начинающего писателя". На первой странице красным карандашом помечено: "Отвечено. См. письма. М. Г.". В своем ответном письме, датированном 1 января 1933 года, А. М. Горький писал о недостатках "Баррикад" и одобрил намерение Павленко превратить "30 дней" в журнал для ознакомления литературной молодежи с техникой маленького рассказа. "Вы начинаете дело трудное, -- писал А. М. Горький, -- оно потребует у Вас много времени и нервной силы. Один -- не справитесь, подберите двух, трех товарищей. Чему нужно учить? Экономии и точности языка, освобождению, очищению его от неудачных, грубых провинциализмов, местных речений, а также и словесных фокусов, сочиняемых молодежью из побуждений, должно быть, "эстетических"..."
   2-е письмо. 21 января 1933 года Павленко ответил А. М. Горькому на его письмо. В архиве сохранился черновик письма от 21 января 1933 года, в котором Павленко, касаясь замечаний А. М. Горького о недостатках романа "Баррикады", писал: "Несвязность, пестрота книжки -- это не прием, а слезы, это не потому, что я пытался что-то изобрести и не изобрел, а, конечно, от неумения писать большие вещи". Свое намерение "написать сцены из жизни дагестанского аула за 70 лет", Павленко попытался осуществить в рассказе "Гергебиль", опубликованном в журнале "30 дней", в сценарии "Партизаны" (Архив П. А. Павленко), в очерке "Люди в горах" и в неопубликованном "Кавказском романе" (Архив П. А. Павленко).
   3-е письмо. Осенью 1935 года, закончив черновой вариант романа "На Востоке" под названием "Судьба войны", Павленко направил его Горькому и в начале ноября получил ответ. Горький отметил значение новой книги Павленко и указал ему не некоторые идейно-тематические и стилистические изъяны. На это письмо и отвечал Павленко 9 ноября 1935 года.
   Упоминаемый в письме "Колхозник" -- журнал, который Павленко редактировал в 1935 и 1936 годах под руководством А. М. Горького.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru