ПАСКОЛИ Джованни [Giovanni Pascoli, 1855--1912] -- итальянский поэт. Р. в Мауро в мелкобуржуазной семье. Рано осиротев, П. уже в 18 лет принужден был взять на себя заботы о семье, отдаться тяжелому труду. Он примкнул к социалистам, с горячностью отдался партийной работе, сотрудничал в журн. "Il martello" (Молот). За участие в демонстрации и пропагандистской работе П. в 1879 попал в тюрьму. По отбытии тюремного заключения он закончил образование и стал преподавателем в разных городах Италии.
Любимый ученик Кардуччи по Болонскому университету, П. сразу привлек к себе внимание своими первыми сборниками стихов "Myricae" [1891--1892]. П. постоянно работал над стихом, стремясь усовершенствовать форму. Содержание произведений П. говорит о лиризме поэта и близости его к идеям "христианского социализма". Произведения Пасколи прекрасно отражают в изящных образах итальянскую провинцию; города П. не любил, предпочитая ему простор полей, незатейливую деревенскую жизнь. За названным сборником стихов последовали: "Poemetti" [1897, 2-а ed., 1900], "Canti di Castelvecchio" [1902, 2-а ed., 1903], "Nuovi Poemetti" [1909], "Poemi italici" [1911]. Тематика этих сборников довольно разнообразна -- наряду с лирическими стихотворениями в них вошли стихотворения, трактующие разные социально-политические темы: убийство австрийской императрицы, смерть Л. Толстого (поэма "Tolstoi"), смерть Гладстона и Бисмарка, расстрел демонстрации 9 января и др. В произведениях П. все сводится к "гуманному миротворству, розовенькому полусоциализму, несколько слезливому патриотизму и целому морю сострадания" (Луначарский). Отличное знание классической лит-ры позволило П. в "Poemi conviviali" (Застольные поэмы, 1907, 2-а ed., 1910) осовременить античные мифы, перенеся героев древности в наши дни. П. одинаково свободно владел итальянским и латинским стихом; латинские произведения П. премированы Амстердамской академией (собраны в книге "Ioannis Pascoli Carmina", 1914). Пасколи -- автор ряда критических статей и переводов с древних языков, французского, английского и немецкого.
Крупнейший поэт своей эпохи, П. мало известен современной фашистской Италии, для к-рой его прекраснодушный гуманизм не представляется актуальным.
Библиография:
I.
Сочин. Пасколи изданы в Болонье у Zanichelli, в 6 тт.; сюда не входят:
Le canzoni di Re Enzio, 3 vv., Bologna, 1912;
Poemi italici, выходившие между 1903 и 1909, собранные в один том в 1911 и в 1921,
латинские стихи (Inno a Roma, Inno a Torino), прозаич. статьи, собранные в кн. "Pensieri e discorsi". Bologna, 1907, 2-a ed., 1914,
комментарии к Данте (Minerva oscura, Livorno, 1898) и ряд речей (Garibaldi, Commemorazione di G. Carducci и др.), выходивших отд. изд.
II.
Луначарский А. В., Этюды критические. Западно-европейская литература, М., 1925;
Cecchi E., La poesia di G. Pascoli, Napoli, 1912;
Filippi L., La vita e le opere di G. Pascoli, Livorno, 1915, 2-a ed., 1926;
Galletti A., La poesia e l'arte di G. Pascoli, Roma, 1918, 2-a ed., 1926;
Croce В., Giovanni Pascoli, Bari, 1920;
Pietrobono L., Poesie di G. Pascoli, Bologna, 1921;
Valentin A., G. Pascoli, PoХte lyrique, P., 1925; Studi pascolani, a cure della Societa italiana, G. Pascoli, Fasc. 1--3, Bologna,1927--1933.
Д. М.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 464--465.
Исходный текст здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-4641.htm
II.
ПАСКОЛИ (Pascoli), Джованни (31.XII.1855, Сан-Мауро-ди-Романья, -- 6.IV.1912, Болонья) -- итал. поэт. В юности увлекался идеями социализма, сотрудничал в социалистич. газ. "Il Martello" ("Молот"), но после ареста в 1878 отошел от политич. деятельности. С 1906 занял в Болонском ун-те кафедру итал. лит-ры после Дж. Кардуччи. В первом стихотв. сб. П. "Тамаринд" ("Myricae", 1891) определились осн. черты его поэзии, раскрывшиеся в сб-ках "Песни Кастельвеккьо" ("Canti di Castelvecchio", 1903), "Первые стихотворения" ("Primi poemetti", 1904), "Оды и гимны" ("Odi e inni", 1906), "Италийские поэмы" ("Poemi italici", 1911) и др. Поэтика П. изложена им в прозаич. соч. "Ребенок" ("Il fanciullino"). П. считал, что поэтичность окружающего мира -- в самих вещах, к-рые надо видеть "по-детски", непосредственным взглядом. Во многих стихах П. звучат тревога за мир, охваченный лихорадкой борьбы, призывы к "христианскому социализму", братству людей перед угрозой надвигающейся войны. Попытки уйти от реальности в мир воспоминаний детства, где угасают контрасты, часто приводили к появлению у П. декадентских моментов и туманной символики. Лучшие же его произв. внесли в итал. поэзию поэтичность обыденности, новые ритмы, живое ощущение природы, оттенки чувств и переживаний.
Сочинения:
Poemi conviviali, 2 ed., Bologna, 1910;
Canzoni di re Enzio, Bologna, 1909;
Carmina, v. 1--2, Bologna, 1912.
Литература:
Луначарский А. В., Джованни Пасколи, Собр. соч., т. 5, М., 1965;
Croce B., Giovanni Pascoli, в его кн.: La letteratura italiana, v. 4, Bari, 1960;
Salinari C., Storia popolare della letteratura italiana, v. 3, Roma, 1962;
Barberi Squarotti G., Simboli e strutture della poesia del Pascoli, Messina -- Firenze, [1966];
Sozzi G., G. Pascoli, Nella vita, nell'arte e nella storia della critica, Firenze, [1967].
З. М. Потапова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 615.
Исходный текст здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-6151.htm