Предисловие, подготовка текста и комментарии М. Филина
OCR Бычков М. Н.
С Софьей Яковлевной Парнок я познакомился в феврале 1923 года в кружке "Московский цех поэтов".
Там бывали Клара Соломоновна Арсеньева, Борис Михайлович Зубакин, Вера Инбер и Илья Сельвинский. С Софьей Яковлевной я очень быстро подружился. Она была очень симпатичная женщина, некрасивая, но очень милая. Волосы у нее были светлые, с рыжеватым оттенком. Голос немного глухой и хрипловатый.
30.Х.1923
Сегодня собрались у П. Н. Зайцева. Софья Яковлевна между прочим упомянула, что творчество Н. Гумилева теперь полностью оправдано его гибелью. Николай Федорович Бернер предложил в наш кружок кандидатуру О. Мандельштама, но С. Парнок резко ее отклонила, ссылаясь на то, что у нее с Мандельштамом была ссора, и она не хочет с ним встречаться.
25.XI.1923
Был у Софьи Яковлевны. По ее просьбе очинил все карандаши, лежавшие на столе, так как у нее не было своего перочинного ножа. Она собиралась ехать в Петроград.
5.I.1924
Вечером с Александром Роммом отправился на Тверскую-Ямскую к Софье Яковлевне Парнок. Мы сразу увидели у нее новую фотографию Анны Ахматовой, только что привезенную из Петрограда, с надписью: "Софии Парнок в долготу дней. Анна Ахматова". Софья Яковлевна рассказывала нам о своей поездке в Петроград и, главным образом, о встрече с Ахматовой.
Очень ее удивило, что свою рукописную тетрадь Анна Андреевна держит под матрацем, пишет карандашом, и когда хочет заменить строчку или слово, то стирает резинкой первый вариант. Анна Андреевна оправдывала себя тем, что ей было неприятно видеть, как рылись в черновых рукописях Блока после его смерти. Парнок добавила: "И все-таки это безжалостно по отношению к творчеству, а впрочем, может быть, она и права".
У Ахматовой в доме не оказалось чернил, но зато на столе лежал огромный карандаш, очень толстый, длиной около аршина. "Вероятно, это была одна из сохранившихся привычек оригинальничать". Парнок захотела подарить свою книгу Анне Андреевне и надпись сделать чернилами. С трудом где-то нашлись чернила, и Ахматова разыскала для нее алюминиевую ручку в виде гусиного пера. В руках С. Я. эта ручка вдруг сломалась пополам, но она все-таки сделала надпись. Что касается большого карандаша, то его удавалось чинить так остро, что писать он мог очень мелко.
2.IV.1924
Сегодня собрался наш кружок. Сначала С. Парнок прочла свою новую статью "Сегодняшний день русской поэзии", в которой больше всего говорилось о поэзии Бориса Пастернака.
3.IV.1924
На очередной вечер "Кифары" было назначено чтение стихотворений Софии Парнок. Я заехал за С. Я. и застал у них в квартире генеральную уборку. Оказалось, что Софья Яковлевна из-за отъезда своей подруги, с которой они жили вместе, должна была взять хозяйство временно на себя. В этот день, проходя по Тверской, она увидела в магазине языки. Она купила язык, поставила его варить на керосинке, но с непривычки забыла следить за ним, и керосинка закоптила всю комнату. И все же, несмотря на катастрофу с керосинкой, мы пришли на Долгоруковскую (ныне Каляевскую) первыми. Парнок явно была недовольна организацией вечера, и когда Дмитрий Сергеевич Усов спросил ее, будет ли она читать стихи, она ответила немного резко, что только за этим и пришла.
12.Х.1924
День похорон Брюсова. София Парнок, ненавидевшая Брюсова, особенно после самоубийства Надежды Львовой, демонстративно осталась дома.
7.XI.1925
Когда к трем часам закончилась демонстрация я отправился к Софье Яковлевне Парнок. Ее не застал дома, но мне передали пять экземпляров книги Ласвица. Это немецкий роман в ее переводе совместно с Борисом Горнунгом.
19.XI.1925
Вечером поехал к Софье Яковлевне взять мой альбомчик в черном переплете, в который я просил ее написать несколько ее стихотворений.
3.I.1926
Группа поэтов решила объединиться для организации частного издательства. Для начала вносили какой-то взнос. Книжки предполагались небольшие, не более одного типографского листа, и не требовали больших затрат. Нашему издательству решили дать название "Узел" и его марку поручили придумать художнику-граверу Владимиру Андреевичу Фаворскому.
Сегодня в доме ЦЕКУБУ общее собрание артели поэтов "Узла". Софья Яковлевна Парнок сказала слово памяти Есенина, с большим чувством также говорила о судьбах русской поэзии.
1927
Вышли из типографии "Музыка" Софии Парнок, "Избранное" Бориса Пастернака, "Патмос" Бенедикта Лившица, "Ночной поход" Александра Ромма, "Московский ветер" Веры Звягинцевой.
9.XII.1928
Софья Яковлевна подарила мне сегодня все издания нашего кооперативного издательства "Узел".
С. Я. и Ольга Николаевна Цубербиллер живут уже на Никитском бульваре во дворе. Они переехали сюда из Неопалимовского переулка по обмену. Их комната на третьем этаже, узкая и длинная, с окном в самом конце комнаты и поэтому довольно темная.
13.I.1929
Софья Яковлевна надписала мне сегодня два своих сборника стихов -"Музыку" и "Вполголоса".
3.IV.1929
Софья Яковлевна дала прочесть книгу Марины Цветаевой "После России".
7.IV.1929
Отнес С. Я. книгу Цветаевой "После России" и дал ей новый сборник М. Кузмина "Форель разбивает лед".
27.XI.1929
Вечером был у Софьи Яковлевны Парнок. У нее была Мария Павловна Кудашева. Говорили о Николае Бернере. Работы он в Брянске, куда он был выслан, найти не мог. Софья Яковлевна решила помогать ему небольшими денежными суммами из своих средств, по ее поручению я послал ему первые деньги.
12.II.1930
Снова встретил у С. Я. М. Кудашеву. Она сейчас часто там бывает, так как хранит у С.Я. всю свою переписку с Роменом Ролланом. Вероятно, дома у Кудашевой хранение этих писем ненадежно.
31.Х.1930
С. Парнок взяла меня с собой в клуб МГУ. Там сегодня в концертном исполнении идет опера Спендиарова "Алмаст". Либретто Софии Парнок.
10.I и 11.I.1931
Софья Яковлевна и Ольга Николаевна переехали из флигеля во дворе в старинный одноэтажный дом по Никитскому бульвару, дом 12/а, и я сегодня в первый раз был у них.
В прежней квартире они жили в общем коридоре и было много соседей. Новая комната больше, в ней три окна по широкой стене вдоль бульвара. Комната совершенно изолирована от соседей. Софья Яковлевна купила несколько метров набойки (кустарная ткань с набивным рисунком) для занавесок на окна. Я купил им электросчетчик для расчетов с соседями.
1.II.1931
Принес С.Я. большие кольца для драпировок на окна. Она рассказала мне, что из-за статьи о Ромене Роллане совсем поссорилась с Кудашевой. Кроме того, сообщила, что Анне Ахматовой назначили пенсию - 75 рублей и что в Москве предполагается вечер Ахматовой, но я не очень-то этому верю.
21.II.1931
Сегодня застал Софью Яковлевну одну дома. Она мне показала большой конверт, который получила от Р. Роллана, и рассказала о своем ответе ему.
21.VIII.1931
Софья Яковлевна и Ольга Николаевна сняли дачу в Малоярославце. Там есть для меня свободная комната.
Во время прогулки С.Я. рассказывала мне о знакомстве с Владиславом Ходасевичем, о том, как высоко она ценила его поэзию.
24.VIII.1931
Мы втроем снова бродили по окрестностям. С. Я. вспоминала свой приезд в Петербург и знакомство с поэтами, жившими там. Это были Александр Блок, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Федор Сологуб и Макс Волошин. С последним у нее началась еще тогда большая дружба, которая продолжалась до конца его жизни.
15.1V.1932
У Софьи Яковлевны была ее младшая сестра Елизавета Яковлевна Тараховская. Шел разговор о последних литературных вечерах Пастернака 6 и 11 апреля. С. Я. рассказала, что к ней несколько раз заходил Густав Густавович Шпет, он ей очень нравится. Шпет перевел на английский ее песню Алмаст (героиня оперы Спендиарова). Сегодня в первый раз С.Парнок рассказала мне, как в 1921 году она попала в железнодорожное крушение. Перед отходом поезда она попросила сидевшего против нее мужчину поменяться с ней местами, чтобы ей ехать лицом вперед. Во время крушения этот человек погиб. Это обстоятельство ее очень мучило, и она не любила вспоминать о нем.
26.V.1932
Сегодня Софья Яковлевна прочла мне немного своих новых стихов. Она рассказала, что у нее есть стихи на интимные темы, которые она даже не всегда записывает. Из этих стихов она прочла одно.