Палицын Авраамий
Стихотворения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стихи о том, "како господь немощных укрепи..."
    Стихи о "побиваемых у дров"

  
  
   Авраамий Палицын
  
   Стихотворения
  
  ---------------------------------------------------------------------------
   Виршевая поэзия (первая половина XVII века)
   М., "Советская Россия", 1989.- (Сокровища древнерусской литературы).
  ---------------------------------------------------------------------------
  
   СОДЕРЖАНИЕ
  
   Стихи о том, "како господь немощных укрепи..."
   Стихи о "побиваемых у дров"
  
  
   Стихи о том,
   "како господь немощных укрепи противо сопостат"
   из Сказания об осаде Троицкого монастыря
  
   И разумешя вси чюдотворца молитвы и поспех,
   И уже нази не боятся блещащихся доспех.
   И хотящей дом пресвятыя Троица гордостно низложити осадою,
   Всегда обагряеми кровьми бегают от немощных
   низлагаеми подсадою.
   И ждущей приати различныя муки
   В руки своя прияшя крепкиа луки.
   И лениви бышя к жерновом востающеи мельцы,
   Внезапу бышя на сопротивных удалые стрельцы.
   Не часто уже ударяются к стенам носящей на главах шлемы,
   Смерти бо ищущей во очеса тем верзающеся яко пчелы;
   К язвам же сынове беззаконнии всегда суть терпки,
   Но зверски низлагаются кормящимися серпы.
  
  
   Стихи о "побиваемых у дров"
   из Сказания об осаде Троицкого монастыря
  
   И мнозем руце от брани престаху;
   всегда о дровех бои злы бываху.
   Исходяще бо за обитель дров ради добытиа,
   и во град возвращахуся не бес кровопролитна.
   И купивше кровию сметие и хврастие,
   и тем строяще повседневное ястие;
   к мученическим подвигом зелне себе возбужающе,
   и друг друга сим спосуждающе.
   Иде же сечен бысть младый хвраст,
   ту разсечен лежаше храбрый возраст;
   и идеже режем бываше младый прут,
   ту растерзаем бываше птицами человеческий труп.
   И неблагодарен бываше о сем торг:
   сопротивных бо полк со оружием прискакаше горд.
   Исходяще же нужницы, да обрящут си веницы,
   за них же и не хотяще отдааху своя зеницы.
   Текущим же на лютый сей добыток дров,
   тогда готовляшеся им вечный гроб...
   Их же господь еще закры, тип благодарствоваху,
   а их же суд постиже, тии злые рыкаху.
   Отец бо исхождаше, да препитает си жену и чяда,
   и брат брата и сестры, тако же и чяда родителей своих;
   и вкупе вношаеми бываху дрова
   и человеческаа глава.
  
   Комментарии
  
   СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  
   БАН - Библиотека Академии наук СССР в Ленинграде
   ГБЛ - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина
   ГИМ - Государственный Исторический музей
   ГПБ - Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-
  Щедрина в Ленинграде
   ИОРЯС - Известия Отделения русского языка и словесности Российской
  Академии наук
   ПЛДР - Памятники литературы Древней Руси
   ЦГАДА - Центральный государственный архив древних актов
   ЧОИДР - Чтения в Обществе история и древностей Российских
   Панченко - Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века.-
  Л., 1973
   Силлабика - Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. / Вступ. ст.,
  подгот. текста и примеч. А. М. Панченко.- Л., 1970.- Б-ка поэта (Б. с.)
   Шептаев - Шептаев Л. С. Стихи справщика Савватия.- ТОДРЛ.- Т. XXI.-
  М.; Л., 1965.
   ТОДРЛ - Труды Отдела древнерусской литературы
  
   АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН
  
   Авраамий - монашеское имя дворянина Аверкия Ивановича Палицына,
  родившегося не позже середины 1550-х гг. в селе Протасове близ Ростова
  Ярославского. Светская карьера Палицына складывалась весьма успешно до 1588
  г., когда он, будучи уже воеводой (в Коле), неожиданно подвергся опале. Его
  имущество было полностью конфисковано, а сам он пострижен в монахи
  Соловецкого монастыря. Наиболее вероятной причиной гонений, постигших
  писателя, принято считать участие его в боярском заговоре, направленном на
  то, чтобы расстроить брак царя Федора Иоанновича с Ириной Годуновой. Заговор
  не удался, главные организаторы - князья Шуйские погибли. Когда Борис
  Годунов взошел на престол, Палицына вернули из ссылки. Однако новое
  возвышение его началось только при царе Василии Шуйском. В 1608 г. Палицын
  переводится из Свияжского в Троице-Сергиев монастырь на должность келаря -
  главного монастырского ключника и эконома. После свержения Шуйского и
  оккупации Москвы польскими войсками Палицын подвизается среди активных
  сторонников возведения на русский трон польского королевича Владислава. Во
  всяком случае, в сентябре 1610 г. он был в составе "великого посольства",
  отправившегося под Смоленск "прошати" короля Сигизмунда III об этом. Со
  временем Палицыну пришлось оправдываться перед соотечественниками за те
  опрометчивые поступки, которые он совершил в годы "Смуты". С этой целью в
  основном и было написано им "Сказание", или, как оно часто называется в
  рукописях, "История в память предыдущим родом" (окончательная редакция
  которого датируется 1620 г.). В нем писатель изобразил себя чуть ли не
  главным вдохновителем народа на борьбу с польскими интервентами, приписал
  себе многие патриотические заслуги. Но приведенные в книге сведения и
  суждения, по-видимому, не смогли убедить патриарха Филарета в том, что в
  минувших событиях Палицын выполнял исключительно позитивную роль.
  Очевидно, поэтому Палицыну пришлось оставить престижную должность келаря
  (после 1619 г.) и вернуться к месту своего пострижения - на Соловки, где
  через семь лет - 13 сентября 1627 г.- он скончался.
   Одним из первых на стихотворные фрагменты в составе "Сказания"
  обратил внимание Н. П. Попов (см.: Попов Н. П. К вопросу о первоначальном
  появления вирш в северно-русской письменности // ИОРЯС.- Пг., 1918.- Т.
  XXII.- Кн. 2.- С. 265-266).
  
   Тексты стихов о том, "како господь немощных укрепи против сопостат"
  (из гл. 45) и о "побиваемых у дров" (из гл. 47), печатаются по изд.:
  Сказание Авраамия Палицына / Подг. текста и коммент. О. А. Державиной и Е.
  В. Колосовой.- М.; Л., 1955.- С. 179, 184.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru