(Guillaume-Victor-Emile Augier, 1820--1889) -- известный французский драматург, внук Пиго-Лебрена (см.). Сын адвоката, О. также некоторое время изучал юриспруденцию. Античному миру он посвятил комедию в стихах "Cigue", написанную под непосредственным впечатлением только что появившейся трагедии Понсара (см.), но затем вскоре перешел к современной жизни. В многочисленных комедиях О. мы встречаем живые, метко схваченные с натуры картины французского общества времен июльской монархии и второй империи. О. симпатизирует буржуазии, ее вкусам и идеалам и может быть назван представителем так называемой школы здравого смысла (école du bon sens). Литературную славу Ожье упрочили комедии "Aventurière" (1848) и "Gabrielle" (1849), написанные звучными, красивыми стихами. В последней пьесе, удостоенной монтионовской премии (выдаваемой за добродетель), автор восстает против незаконной любви и преступных увлечений страстью. В позднейших пьесах О. "Les Effront és", "Le Fils du Giboyer", и "La Contagion" спокойное обличение комедии нравов переходит в резкую общественную сатиру. Автор восстает против наводнения всех профессий дельцами самого низкого разряда. В особенно черном виде представлена была пресса и духовенство, что вызвало сильные протесты в печати. Луи Вьелльо ответил памфлетом: "Le Fond du Giboyer", Виктор Лапрад напечатал сатиру "Chasse aux Vaincus", вызвавшую в свою очередь возражение со стороны О. С "Maître Guerin" О. возвращается к комедии нравов. К этому роду принадлежат также "Lions et Renards", "Jean Pommeray", "Madame Caverlet" (где разбирается вопрос о разводе) и "Les Fourchambault". Из других комедий О. особенно известны: "Gendre de Mr. Poirier" (написана в 1854 г. в сотрудничестве с Сандо). О. принадлежит также водевиль из жизни Латинского квартала, "L'habit vert" (1849), написанный в сотрудничестве с Альфредом де-Мюссе, и пятиактная драма "Диана" (1852), сюжет которой навеян трагедией В. Гюго "Марион-де-Лорм". В 1876 г. О. начал полное издание своих пьес; в нем перепечатаны также предисловия, в которых О. представляет драматурга как учителя нравственности, которому позволено, ввиду его нравоучительной цели, обнажать все скрытые язвы общественной жизни. О. выбран в члены французской академии в 1857 г. О. занимает крупное место во французском театре XIX в., наряду с А. Дюма-сыном, с которым имеет много общего (сюжеты пьес, социальные тенденции); но Дюма более тонко понимал психологию современности. Ожье останавливается скорее на поверхности и видит типичные условия жизни, а не воздействие их на личность, различно реагирующую на одни и те же обстоятельства. Успех О. объясняется более всего тем, что он выразитель буржуазных идеалов середины века во Франции и сумел облечь несложную мораль в традиционный стих. Техническая сторона пьес О. обличает в нем знатока сцены, пьесы его смотрятся с интересом, диалог не так блестящ и остроумен, как у Дюма, но строго выдержан. Стих его иногда прозаичен и не чужд ремесленного следования установленным образцам. В литературном отношении главная заслуга О. в том, что он создал несколько живых типов -- Giboyer, Ma î tre Guerin, Mr. Poirier. Собрание сочинений О. ("Th éâ tre complet") издано в Париже (1876-78).
См. об О. Eug. de Mirecourth, "Le petit-fils de Pigault-Lebryn"; Paul de Saint Victor, "Le Théâ tre contemporain"; этюды Faguet и Lemaitre.
См. E. О. (E. И. Утин) "Эмиль Ожье и реализм современной драмы" ("Вестник Европы", 1868, No 4); Г. Благосветлов, "Последняя комедия Эмиля О." ("Общезанимат. Вестник", 1858, No 9), статьи E. Тур в "Русском Вестнике" (1858 г., апрель и август). "Габриель" переведена довольно тяжелыми стихами И. Крешевым в "Библиотеке для Чтения" (1853, No 6; отд. СПб., 1853). Переведены еще: "Дружба и Любовь" (перевод В. Зотова, "Пантеон", 1851, No 2); "Искательница приключений" (там же, No 5), "Две семьи" (перевод Ив. Щеглова, СПб., 1888; литограф.); "Мадам Каверле" (СПб., 1876), "Старший брат" ("Les Fourchambault", СПб., 1878; литограф.).
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
II.
ОЖЬЕ (Augier), Эмиль (17.IX.1820, Валанс, деп. Дром, -- 25.X.1889, Париж) -- франц. драматург. Член Франц. академии (с 1857). Один из создателей т. н. "школы здравого смысла", выступавшей против романтизма. В первых драматич. произв. -- стихотв. комедиях "Цикута" ("La Ciguë", 1844), "Авантюристка" ("L'aventurière", 1848), написанных на историч. сюжеты, О. осуждал романтич. героев, бунтующих против мещанской морали. После революции 1848 О. обратился к совр. тематике и в прозаич. комедиях рисовал нравы и быт франц. об-ва 2-й пол. 19 в. О. осмеивал романтич. устремления женщины, мешающие ей стать хорошей хозяйкой бурж. семьи ("Габриэль" -- "Gabrielle", 1850, рус. пер. 1853), расточительство, подрывающее основы семейного бюджета и нравственности ("Бедные львицы" -- "Les lionnes pauvres", 1858, совм. с Э. Фусье), сословные пороки аристократии ("Зять господина Пуарье" -- "Le gendre de M. Poirier", 1854), политич. интриги роялистов и клерикалов, мечтающих о возвращении к старому порядку, и одновременно -- демократич. идеи Франц. бурж. революции конца 18 в. ("Сын Жибуайе" -- "Le fils de Giboyer", 1863, рус. пер. 1903). С позиций среднего франц. буржуа О. осуждает биржевые спекуляции, финансовые аферы и др. "нечестные" методы обогащения ("Нахалы" -- "Les effrontés", 1861; "Господин Герен" -- "Maître Guérin", 1865). В пьесах О., утверждающих этич. нормы бурж. об-ва, есть жизненные образы, но они лишены реалистич. обобщений; сюжеты подчинены морально-дидактич. схеме. Это придает его драматургии черты искусственности, нарочитости при несомненной занимательности сюжетов.
Соч.: Théâtre complet, v. 1--7, P., [1901--12]; в рус. пер. -- Габриель, "Б-ка для чтения", 1853, т. 119, ч. 2; Клерикалы (Сын Жибуайе), М., 1909; Зять г-на Пуарье, П., [1915]; Мадам Каверле, СПБ, 1876; Две семьи, СПБ, 1888.
Лит.:Лансон Г., История франц. лит-ры, т. 2, М., 1898; Салтыков-Щедрин М. Е., Драматурги-паразиты во Франции, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1937, с. 208--22; Игнатов С., История зап.-европ. театра нового времени, М. -- Л., 1940, с. 162--63; История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Sarcey F., La Comédie Française, P., 1876; Morillot P., E. Augier, Grenoble, 1901; Gaillard de Champris H., E. Augier et la comédie sociale, P., 1910.
Г. Б. Асеева.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 401.