Овидий
Овидий: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ОВИДИЙ [полное имя Публий Овидий Назон, 43 до нашей эры -- 17 нашей эры] -- римский поэт. Согласно данным автобиографии ("Тристии", IV, стихотв. 10), О. родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. О., поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху О. высокой степени своего экономического развития. О. чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего лит-ого поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), -- в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными лит-ыми мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения О. отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. Тенденции самодовлеющего орнаментализма не случайны в поэзии О. В его лице лит-ый стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка.
   О. дебютировал в области эротической элегии ("Любовные песни" -- "Amores"), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы; иногда элегии О. получали политическую заостренность: поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов. Новую форму для вариации мотивов эротической элегии О. создал в "Героинях" (Heroides) -- сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных героинь. О. черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической лит-ры и искусства, но мифологические образы О. полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта -- "учителя любви" -- находит свое завершение в дидактических поэмах О.: "Наука любви" (Ars amatoria) и "Средство от любви" (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями.
   Дидактическими поэмами (к к-рым относится и фрагментарно сохранившаяся "О средствах красоты лица" -- "De medicamine faciei") О. подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу "ученой" поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы -- о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. п. В "Метаморфозах" О. развертывает свыше 200 сказаний о чудесных "превращениях" в виде связной поэмы, начиная от сотворения мира как первого "превращения" хаоса в космос и кончая самоновейшим официальным мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду.
   В "Фастах" (Календарь) Овидий излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии, с к-рой он не раз полемизировал в более ранних своих произведениях; впрочем эта полемика никогда не имела значения глубокого социального протеста -- О. всегда оставался идеологом класса, заинтересованного в крепости императорского режима. Осенью 8 нашей эры О. был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. не известен. Вдали от Рима О. не мог продолжать своих занятий "ученой" поэзией: "Метаморфозы" остались законченными вчерне, а "Фасты" и совсем недоделанными. Творчество О. в ссылке имело по преимуществу лирический характер: "Скорбные элегии" (Tristia) и "Письма с Понта" содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника; "Ибис" -- гневная инвектива в "ученом" стиле против какого-то недоброжелателя; дидактическая поэма о "рыбной ловле" (Halieutica) по-видимому не была закончена О., который не дождался облегчения участи ни от Августа ни от его преемника Тиберия и ум. в Томах в 17 нашей эры. Из несохранившихся произведений О. высоко ценилась в древности трагедия "Медея". Популярность О. в античности и в средние века была огромна. "Метаморфозы" рассматривались как языческая Библия, подлежавшая переводу и аллегорическому толкованию ("Ovide moralisé"). Для светской поэзии (трубадуры, "Roman de la Rose") О. оставался "учителем любви"; вокруг жизни О. творились легенды. Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новеллистические переработки рассказанных у О. мифов, а в XVII--XVIII вв. эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. В XIX в. лит-ая действенность О. ослабела, но образ поэта-изгнанника неоднократно привлекал к себе внимание Пушкина, к-рый сопоставлял свою ссылку на юг с ссылкой О. Несколько стихотворений посвятил О. и Майков.

Библиография:

   I.
   Русск. перев.: Heroides, перев. Ф. Зелинского (Баллады. Послания, М., 1913), и Д. П. Шестакова (Казань, 1902);
   Ars amatoria, перев. прозой В. Алексеева (Наука любви, изд 2-е, СПБ, 1914) и А. И. Манна (СПБ, 1905);
   Искусство любви и Средство от любви, перев. в стихах, под ред. проф. Г. С. Фельдштейна, М., 1926;
   Метаморфозы, перев. А. Фета (М., 1887) и Ф. Матвеева (2 тт., М., 1874--1876);
   Тристии, перев. А. Фета, М., 1893;
   Opera, hrsg. v. R. Ehwald u. W. Levy, B-de I--III, Lpz., 1915--1924;
   L'art d'aimer (лат. текст), H. Bornecque, P., 1924.

Комментированные издания:

   Ibis, ed. by P. Ellis, Oxford, 1882;
   Heroides, ed. by A. Palmer, L., 1898;
   De arte amatoria libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1902; Metamorphosen, erkl. v. O. Korn, 3 Aufl. v. R. Ehwald, Buch I, Berlin, 1903,
   Buch II, Berlin, 1898; Fastorum libri sex, für die Schule, erkl. v. H. Peter, Lpz., 1907;
   Id., ed. by J. G. Frazer, 1929;
   Amorum libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1911;
   Tristia, ed. G. Nemethy, Budapest, 1913.
   II.
   Покровский М. М., Материалы для характеристики Овидия, "ЖМНП", 1901, кн. VII;
   Его же, "ЖМНП", 1907, кн. II--IV;
   Зелинский Ф. Ф., П. Овидий Назон (вступ. очерк к перев. "Баллад-посланий");
   Малеин А. И., Овидий и Пушкин, П., 1915;
   Соболевский С. И., Жизнь и труды Овидия (вступ. очерк к перев. "Средства от любви"), М., 1926;
   Lafaye G., Les Métamorphoses d'Ovide et leurs modèles grecs, P., 1904;
   Schrötter W., Ovid und die Troubadours, Halle, 1908;
   Ripert E., Ovide..., P., 1922;
   Pansa G., Ovidio nel medio evo e nella tradizione popolare, Sulmona, 1924;
   Rand E. K., Ovid and his Influence, L., 1926;
   Martini E., Ovid u. seine Bedeutung für die römische Poesie, в кн. "Epitymbion", v. H. Swoboda dargebracht, Reichenberg, 1927;
   Slater D. A., Towards a Text of the "Metamorphoses" of Ovid, L., 1927.

И. Троцкий

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 218--222.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2182.htm

II.

   ОВИДИЙ, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso; 43 до н. э. -- 17 н. э.), -- рим. поэт. В конце 8 н. э. сослан Августом в г. Томы (порт Констанца в Румынии), где и умер. Не находясь в оппозиции к политич. режиму Августа, О. отвергал нек-рые формы его идеологич. политики (респ. фразеология, идеализация прошлого) и, культивируя индивидуалистич., гл. обр. эротич., поэзию, не отвечал требованиям офиц. пропаганды. Для первого периода творчества О. (до 1--2 н. э.) характерна любовная тематика. В "Любовных элегиях" ("Amores") он развивает традицию Тибулла и Проперция; маски поэта и его возлюбленной у него биографически недостоверны, а мотивы эротич. элегии дают материал для изысканной риторич. разработки любовной темы. Соч. "Heroides" содержит послания, к-рые мифологич. героини пишут своим возлюбленным или мужьям; психологически тонко изображены страсть, тоска, ревность и отчаяние покинутых женщин. Установив закономерность поведения влюбленных, О. в известных поэмах "Наука любви" ("Ars amatoria") и "Средства от любви" ("Remedia amoris") дает наставления в области любовных отношений, вводит сценки из рим. жизни, изображает нравы "золотой молодежи". Во второй период (2--8 н. э.) своего творчества О. переходит к большим произв. в духе эллинистической "ученой" поэзии. Поэма "Метаморфозы" ("Metamorphoses", рус. пер. 1874--76, 1887) задумана как эпос и содержит ок. 250 мифологич. и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. Уже утратив религ. содержание, мифы становятся для О. зеркалом человеч. жизни, а любовь и любовные страдания -- одним из важнейших ее двигателей. На этой основе он пытается создать "непрерывную песнь" -- рассказ о судьбах людей, их заблуждениях, несчастьях, гибели, иногда приводящей к слиянию с природой. Так, через превращение одних форм существования материи в другие восстанавливается нарушенное в мире равновесие. Незаконч. поэма "Фасты" ("Fasti"; календарь-месяцеслов) в хронологич. последовательности (по месяцам и дням) рассказывает о возникновении праздников, историч. событиях, происхождении культов и обрядов. Основа повествования -- старинные рим. предания. В третий период (8--17 н. э.) О. писал элегии и послания, связанные с изгнанием: "Скорбные элегии" ("Tristia") и "Понтийские послания" ("Epistulae ex Ponto"); содержание их -- жалобы и воспоминания о прошлом, описания суровой природы, тоска по Риму, просьбы о помиловании. Т. о., в ссылке О. создает новый жанр рим. поэзии -- субъективную элегию, не связанную с любовной темой.
0x01 graphic
"Метаморфозы" (Венеция, 1548).
0x01 graphic
"Метаморфозы". Илл. П. Пикассо, 1930.
   В ср. века особенно ценили и аллегорически толковали "Метаморфозы"; трубадуры считали О. своим наставником в "науке страсти нежной". Поэты и художники Возрождения, а также 17--18 вв. не раз использовали различные мифы "Метаморфоз". А. С. Пушкин писал о "Скорбных элегиях" (называя их "понтийскими"): "Сколько яркости в описании чуждого климата и чуждой земли! Сколько живости в подробностях! И какая грусть о Риме! Какие трогательные жалобы!" (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 423). Интерес Пушкина к поэту-изгнаннику сказался также в стих. "В стране, где Юлией венчанный", "К Овидию", в поэме "Цыганы".

Сочинения:

   Opera, ed. R. Ehwald, V. Levy, t. 1--3, Lipsiae, 1915--1932;
   Les Remèdes à l'amour, P., 1930;
   Heroides, P., 1928;
   Metamorphoses, ed. R. Ehwald, Lipsiae, 1915 (Opera, t. 2);
   Tristia, Ibis, Epistulae ex Ponto, B., 1922; Fasti, ed. J. Frazer, L., 1929; Carmina selecta, M., 1946;
   в рус. пер. -- Баллады-послания, М., 1913;
   Метаморфозы, [вступ. ст. А. Белецкого], [М.], 1937;
   Любовные элегии, [вступ. ст. и пер. С. Шервинского], М., 1963.

Литература:

   Тронский И. М., История античной лит-ры, 3 изд., Л., 1957;
   История рим. лит-ры, т.1, М., 1959;
   Буассье Г., Картины римской жизни времен Цезарей, пер. с франц., М., [б. г.], гл. 3;
   Дримба О., Овидий -- поэт Рима и Том, Бухарест, 1963;
   Fräncel H., Ovid. A poet between two worlds, Berk., 1945;
   Wilkinson L. P., Ovid recalled, Camb., 1956;
   Paratore E., Bibliografia Ovidiana, Sulmona, 1958.

К. П. Полонская.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 378--380.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-3781.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru