По драматической труппе прежде всего дает себя чувствовать весьма ощутительный недостаток режиссерского персонала. В Московском Малом театре режиссерские обязанности исполняют двое: режиссер Черневский и помощник его Кондратьев, тогда как в Петербурге за этим делом ходят пять человек. Двух режиссеров вообще едва достаточно и для постановки самой несложной пьесы с малым числом действующих лиц. Но условия сцены московского драматического театра таковы, что и в несложных пьесах двум режиссерам управляться затруднительно.
Сцена московского театра не глубока и часто открывается во всю длину, а бока заставлены декорациями, для которых другого помещения не имеется, так как кругом сцены проходу нет, и режиссер, правящий пьесу, чтобы выпускать артистов то с одной, то с другой стороны, должен опускаться в люк и пробегать под сценой с одной стороны на другую и обратно. Когда же приходится выпускать единовременно с двух сторон, то режиссер должен подавать артистам, находящимся на противоположной стороне, телеграфические знаки, которых артисты иногда могут и не заметить. Понятно, что при постановке пьес сложных, с большим персоналом, с народными сценами, как бы ни трудились два режиссера. Дело вполне удовлетворительно итти не может, и строгих требований к режиссерам, не нарушая справедливости, предъявлять нельзя. Если же (как было два года тому назад при постановке "Орлеанской девы") один из режиссеров захворает, тогда уже театральное начальство должно будет довольствоваться и тем, что пьеса во время представления не останавливается, а идет хоть как-нибудь.
Но искусство, как все высокое, требует строгого служения. Порядок -- не роскошь дорого стоящая; напротив, он очень дешев, и императорский театр, в силу своего высокого титула, воспитательного значения и огромных затрат, должен быть учреждением образцовым, то есть таким, в котором прежде всего обязателен порядок. При двух лицах -- режиссер и помощник режиссера -- некому исполнять должность режиссера-сценариуса, а это недостаток весьма важный, много вредящий правильному ходу представлений. На сценариусе лежит обязанность заботиться о внешней стороне постановки; он должен наблюдать, чтобы заблаговременно, до начала представления, на сцене все было готово к поднятию занавеса: декорации, мебель и мелкие аксессуарные вещи; чтобы до прибытия артистов к спектаклю у каждого в уборной было готово все, что ему необходимо по его роли: костюм, обувь, оружие и проч.
При настоящем ведении дела, за отсутствием режиссера-сценариуса, часто должны происходить и происходят беспорядки, каким вовсе не место в образцовом императорском театре: или новые костюмы к первому представлению пьесы приносятся в театр пред самым началом спектакля и, по примеривании их, наполовину оказываются негодными и сейчас же отправляются в гардероб, чтобы висеть там без употребления, а актеры должны наскоро подбирать подходящие костюмы из старых; или же прислуга перепутает обувь, и актер, измученный, после нескольких напрасных примеривании, все-таки играет в обуви, которая ему не по ноге, раздражается и теряет спокойствие духа, необходимое ему для успешного исполнения роли; или прибранный актерами для роли какого-нибудь бедного старика характерный, старый, поношенный костюм вдруг, без справки и без спросу, уничтожается за ветхостью или переделывается гардеробным начальством, и взамен его подают актеру новый, щеголеватый, с иголочки. Сверх того, много препятствует правильному ходу театрального дела незначительное образование и незнание иностранных языков лицами, служащими по режиссерской части, так как все образование их по большей части ограничивается курсом театральной школы.
На основании вышеизложенных соображений, чтобы по возможности улучшить режиссерскую часть в императорском московском драматическом театре, я имею честь предложить пока следующие меры:
1) Помощника режиссера Кондратьева назначить вторым режиссером, причем должность сценариуса должна будет исполняться одним из режиссеров или обоими поочередно (это покажет опыт). Уже и в настоящее время, при двух лицах режиссерского персонала, строгого разграничения обязанностей между ними нет: и режиссеру приходится исполнять должность помощника, и помощнику -- должность режиссера. Когда же на них будет возложена еще должность сценариуса, то обязанности их совершенно сравняются, а следовательно, должны быть сравнены и звания, ими носимые. Назначение второго режиссера не будет новостью; за эту меру есть опыт: во время процветания императорского Малого театра, при Верстовском, в драматической труппе было два режиссера: Соловьев и Акимов.
2) В помощь режиссерам назначить исправляющим должность помощника режиссера вновь принятого актера Дубровина (Ватсона) без вознаграждения, так как при определении его к театру ему, против других, вновь вступающих, назначен высший оклад с тем именно, чтобы он постоянно был в театре на репетициях и в спектаклях и приглядывался к обязанностям режиссера, исполняя притом все роли, которые ему будут поручены. Ватсон -- человек образованный, энергический, горячо любящий драматическое искусство, владеет иностранными языками: английским, немецким и французским, и может быть командирован для изучения постановки классических пьес, в особенности Шекспира, за границу.
Таким образом, императорский Малый театр может войти в общение с заграничными театрами, и при посредстве Ватсона и при наших опытных и энергических режиссерах режиссерское управление в нем может быть поставлено на ту высоту, на какой оно стоит в лучших театрах Европы и на какой ему следует стоять в русском образцовом театре.
3) В пьесах сложных для исправления должности второго помощника режиссера следует приглашать кого-нибудь из более опытных и расторопных выходных актеров, например Адамова, с платой от 1 р. до 1 руб. 50 коп. за спектакль, что большого расхода не составит, так как спектаклей с очень сложною постановкой более 10-15 в год не представится. Представляя означенные соображения, я покорнейше прошу ваше превосходительство о назначении в московской драматической труппе должности второго режиссера представить на утверждение его сиятельства г. министра императорского двора.
5 февраля 1886
КОММЕНТАРИИ
Печатается по писарской копии с правкою А. Н. Островского, хранящейся в Театральном музее им. А. А. Бахрушина. Там же хранится черновой автограф, на полях которого сделана запись: "На мейнингенцах мы видели, что и посредственная труппа может иметь большой успех при хорошем режиссере".