Островский Александр Николаевич
Ответная речь на обеде в честь А. Н. Островского в докторском клубе 23 декабря 1885 Г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Островский А. Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т. Т. 10.
   М., "Искусство", 1978.
   

<ОТВЕТНАЯ РЕЧЬ НА ОБЕДЕ В ЧЕСТЬ А. Н. ОСТРОВСКОГО В ДОКТОРСКОМ КЛУБЕ 23 ДЕКАБРЯ 1885 г.>

   Позвольте мне сказать вам несколько слов, которые будут даже повторением моих двух предшественников, но я, так сказать, облеку их слова в художественную форму.
   Древние греки жили весело, и не менее весело жили их боги. В числе этих богов был бог искусства Аполлон, у него был сын Эскулап, или Эсклепий. Занимался он медициной, но дела ему на небе было немного, так как боги не страдали ни ревматизмом, ни расстройством желудка,-- а богини не страдали женскими болезнями (хотя вели себя подобно смертным). Не имея дела на небе, Эскулап сошел для практики на землю, от него-то и пошли доктора. Потом он заскучал по небу, вспомня свое родство с Аполлоном... Господа, предлагаю выпить за врачей, детей Эскулапа, внуков Аполлона.
   

КОММЕНТАРИЙ

   При жизни автора не печаталось.
   Впервые опубликовано в книге: "А. Н. Островский. Дневники и письма", М.-- Л., Academia, 1937, стр. 182.
   Рукописные источники:
   автограф с подписью Островского и датой: "18 июля 1885 г." (ГЦТМ).
   Печатается по автографу.
   
   Артист Малого театра М. П. Садовский -- автор многочисленных рассказов, басен, эпиграмм, а также переводчик ряда пьес, шедших в Малом театре (например, "Корсиканки", "Федры", "Царя Эдипа", "Севильского цирюльника" и др.).
   В письме от 1 июля 1885 г. он сообщил Островскому, что написал пьесу, и в этом же письме попросил разрешения отправить ее в Щелыково либо "явиться лично" ("Дневники и письма", стр. 180). Больной Островский продиктовал жене ответ на это письмо. В нем кроме приглашения в Щелыково были следующие строки: "Я очень, очень рад, что он написал пьесу, в ней должно быть много хорошего, потому что он талантлив и умен; должны быть непременно и недостатки, потому что у него нет опытности, так помочь ему в этом моя святая обязанность" (там же).
   Садовский провел в Щелыкове несколько дней и кроме устных советов увез с собой публикуемые выше замечания на пьесу. Тотчас по возращении в Москву он приступил к "писанию новых сцен" по замечаниям Островского. Он "ввязал в интригу" Бессемянникова, представив его влюбленным в Варю, но оставил его в должности писца у нотариуса. Сцена между Оленевым и Клеопатрой Фирсовной была также переделана по замечаниям Островского. В окончательном виде сюжет пьесы таков: у бедной вдовы Домушиной, живущей с дочерью Варей, квартируют два молодых человека: Оленев -- учитель без места, мечтатель, и химик Знаменский, также ищущий работы. Варя любит Оленева; тот отвечает на ее чувство. Знаменский тоже любит Варю, но скрывает свою любовь. Пожилой отставной чиновник Бессемянников хочет на ней жениться. Легкомысленный Оленев бросает Варю, влюбившись в Клеопатру Фирсовну, жену помещика Грузинцева, у которого находит работу. Варю спасает от самоубийства Знаменский, наконец признавшийся ей в любви. Он нашел работу и смог жениться на Варе.
   В конце июля с уже переделанной пьесой Садовский вновь приехал в Щелыково. После этого он еще несколько раз обращался к драматургу по поводу пьесы, сначала прося помочь подыскать ей заглавие (Островский предлагал назвать ее "Поэзия и проза жизни"), а потом хлопоча о продвижении ее через Театрально-литературный комитет. 1 декабря пьеса с большим успехом шла на сцене Малого театра в бенефис О. О. Садовской. Садовский по этому поводу писал Островскому: "Вчера состоялся бенефис жены, удавшийся во всех отношениях. Публика встретила ее так, что сама Патти позавидовала бы <...> Меня за мое авторство после 2-го акта вызывали раза четыре или пять и множество раз по окончании" ("Дневники и письма", стр. 194). Пьеса вышла в свет в 1885 г. в литографированном издании Рассохина под названием: "Душа -- потемки. Житейские сцены в 3-х действиях".
   
   ...(об этом говорил еще Лопе де Вега в своей "Nueva arte de hacer comedias")...-- Имеется в виду стихотворный трактат Лопе де Вега Карпьо "El arte nuevo de hacer comedias en este tiempo" ("Новое искусство сочинять комедии в наше время") (1609, рус. пер. 1953), в котором он сформулировал основные принципы своей драматургии.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru