Островский Александр Николаевич
Об артистическом кружке

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

А. Н. Островский

[Об Артистическом кружке]

   Речи 1859-1886
   ГИХЛ, М., 1952
   Составитель тома Г. И. Владыкин
   Подготовка текста и комментарии К. Д. Муратовой
   

Причины основания Артистического кружка

   Потребность изящного провождения времени, мирных удовольствий, доставляемых искусством, и их благодетельного цивилизующего влияния для общества, только наполовину развитого, чувствуется в Москве уже с давних пор и очень осязательно. Приезжие знаменитости и дорогие выписные оркестры, составляя роскошь жизни, доступны только немногим и то не часто, общество смотрит на них как на праздничные удовольствия, интересные и дорогие только по своей редкости; а между тем искусство, чтобы выполнять свое назначение, должно постоянно сопровождать жизнь, быть дешево и доступно каждому члену общества, во всякую минуту его досуга. Чтобы достигнуть этой цели, общество должно само, у себя дома, найти и воспитать талантливых служителей искусства и поддерживать их в жизни. Что Москва не оставалась равнодушной к современным требованиям общественной жизни, свидетельствует учреждение Школы живописи и ваяния, потом Музыкального общества и, наконец, в прошлом году Консерватории. Но всех этих, поистине благодетельных, учреждений мало для 350 тысяч столичного населения: школы и консерватории только приготовляют людей для общественного служения и прямого отношения к публике не имеют; а Музыкальное общество имеет ограниченное число членов, исполняет преимущественно строгие, классические пьесы, доступные только немногим знатокам, и только значительным талантам дает возможность являться перед публикой. Таким образом, и при существовании упомянутых учреждений искусство в Москве не имело ни того объема, ни того значения, какое оно должно иметь, а между тем, ввиду дружного движения всех классов общества по пути нравственного развития, цивилизующая сила искусства становилась все нужнее и нужнее. Московская публика состоит более чем наполовину из людей торговых, -- класса богатого и даровитого, но еще совершенно нового и не приготовленного к общественной жизни: цивилизация коснулась его только вскользь, своей внешней стороной; взамен неосмысленных, указанных грубыми природными инстинктами удовольствий этот класс нуждается в удовольствиях более мирных и облагораживающих. Кроме того, для художников, артистов-исполнителей, людей большей частью необеспеченных, количество которых, сообразно потребностям времени, увеличивается, требовалась новая арена, где бы они могли за дарованные им богом способности и добытое трудом искусство приобретать себе необходимое обеспечение для жизни. Но не одно только материальное обеспечение, самая судьба даровитых личностей, их общественное и нравственное положение вызывали попечительную заботливость как в людях, принадлежащих к обществу, так и в лучших представителях артистического мира. Приготовленные в школах не для жизни, а только для искусства, артисты нуждаются в дальнейшем образовании и духовном развитии, манкированных при усиленных специальных занятиях. Очень ощутительно сказывалась потребность приподнять нравственный уровень артистов и уделить им между образованных классов общества приличное и почетное положение, которым они, по справедливости, должны пользоваться. К этим общественным нуждам, требующим удовлетворения, присоединилось еще появившееся в последнее время в литературе отрицательное направление, требующее противодействия. Вредные следствия этого направления отразились и на публике, отвлекая некоторую часть ее от возвышенных, облагораживающих удовольствий, и на артистах, разрушая в них веру в святость их призвания и роняя почтенный и высоко ценимый во всяком цивилизованном обществе класс даровитых личностей до унизительного звания праздных потешников человечества. Все эти потребности и нужды вызвали в людях, преданных искусству и сознающих его благодетельное влияние, основание Артистического кружка.
   

Характер Артистического кружка

   По Уставу Артистического кружка (статья 2-я) члены собираются ["a) для исполнения музыкальных произведений классических как древних, так и новых, а равно и современных композиторов; b) для исполнения и обсуждения произведений членов кружка; c) для чтения литературных произведений; d) для обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории и практике; е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой"], и на основании статей 102-106 [организуется денежная помощь нуждающемуся и требующему скорой помощи артисту, художнику или их семействам].
   Этими статьями Устава прямо определяется характер учреждения. Артистический кружок не имеет ничего общего с другими клубами в Москве, характер которых исключительно игорный; он, с одной стороны, представляет возможность публике (т. е. членам-любителям) два раза в неделю, а иногда и более, проводить приятно время, пользуясь эстетическими удовольствиями; с другой стороны, доставляет средства артистам (членам действительным) как известным, так и начинающим заявлять себя перед публикою; кроме того, артистам выступающим дает возможность развиваться и совершенствоваться под руководством артистов опытных, а бедным, не имеющим определенного содержания или получающим незначительное жалование, дает средства зарабатывать себе значительную материальную поддержку и всем артистам в случае непредвиденных потерь или несчастий подает срочное пособие посредством воспомоществований, ссуд и подписок в пользу их. Таким образом, Артистический кружок, являясь посредствующим звеном между обществом и артистами, приносит пользу нравственную и материальную.
   

Нравственная польза

   Учреждение Артистического кружка: а) членам любителям и их семействам доставляет приятное семейное времяпровождение, знакомит их с артистами и дает возможность выбирать музыкальных учителей, дает средства любителям и любительницам исполнять музыкальные пьесы перед публикой наряду с артистами; такие исполнения, льстя самолюбию исполнителей, развивают и поддерживают в обществе любовь к искусству и возможны только при существовании такого учреждения, как Артистический кружок, б) Для артистов нравственная польза от учреждения Артистического кружка, и теперь уже значительная, может быть огромна. Люди, одаренные талантами, составляют украшение всякого общества, а личности гениальные, выращенные на родной почве, становясь в уровень с европейскими знаменитостями, питают в нас национальную гордость: кто откажет нам в богатстве духовных сил, если на неразработанном и почти еще нетронутом поле нашего искусства вырастают соперники Тальма, Фредерику Леметру, Листу, Марио, [не разб.] и Канове! Но, гордясь громкими именами родных артистов, общество не должно оставаться равнодушным к их частной жизни и в рамках получаемых от них духовных наслаждений обязано оказать им свое охраняющее, воспитывающее влияние. Рановременные потери для искусства гениальных личностей и трагическая судьба их считаются у нас чем-то роковым и неизбежным, а между тем в этих утратах, по большей части, виновато само общество. Артист уже по своей художественной природе мало способен к семейной жизни, желает постоянно быть на виду и ищет общественных удовольствий; не имея возможности сходиться с людьми деловыми, серьезными и основательно образованными, артист невольно увлекается кружками праздной, богатой, неразвитой и не совсем нравственной молодежи, которая ищет артистов для того, чтобы разнообразить свои шумные удовольствия и меценатство которой выражается только обильными трактирными угощениями. В таком обществе все вредно, все гибельно для артиста: и праздное провождение дорогого для артиста времени; и фамильярность с пустыми людьми, от которых ничему нельзя научиться, кроме дурного, фамильярность, убивающая в артисте уважение к самому себе и к своему делу; и преувеличенные, бессмысленные, лишенные здравой критики восхваления, развивающие в артистах раннюю самонадеянность и отучающие их от умственного труда и изучения; и нетрезвость (чувств), ведущая к преувеличению в выражении чувства и вообще ко всякой утрировке; и неуважение артистических исполнений, требующих строгой подготовки, до трактирных экспромтов, приучающих их к распущенности; и, наконец, всякие излишества, рано разбивающие жизнь. Так погибли лучшие наши драматические таланты: в Петербурге -- Мартынов и Максимов, в Москве -- Мочалов, Васильев, Полтавцев и десятки хотя второстепенных, но талантливых и полезных актеров. В других отраслях искусства число жертв беспорядочной жизни еще значительнее. Чем свежее, чем богаче молодой человек задатками и силами, тем скорее он гибнет. В учрежденном Артистическом кружке артист ставится в новое положение: здесь он постоянно может пользоваться радушной и назидательной беседой и дельными указаниями специалистов, здесь он постоянно в хорошем обществе и вследствие того приучается к порядочности в одежде и манерах, здесь, в виду почетных семейств и под надзором уважаемых личностей, для него невозможны излишества, -- здесь же он сводит хорошие знакомства и получает доступ в семейные дома людей образованных. Музыканты, чтобы исполнять серьезные произведения в стенах Артистического кружка, обязаны предварительно готовиться и репетировать и тем приучаются к строгости и отчетливости в исполнении. Артисты театральные получают здесь возможность наблюдать манеры хорошего общества и вносить на сцену ту порядочность, которой ей недостает. Кроме того, Артистический кружок предлагает артистам свою библиотеку, составленную из книг и журналов русских и иностранных и приноровленную к развитию артиста.
   

Материальная польза

   Артистический кружок талантливым, но неизвестным еще или молодым артистам дает средства заявлять себя, находить частные уроки или постоянную службу: молодой скрипач Шрадин, ознакомившись с публикой в Артистическом кружке, поступил в Московскую консерваторию адъюнктом, молодой русский тенор Николаев поступил в императорский театр. Артистический кружок за исполнения на своих музыкальных собраниях платит своим действительным членам. Во всяком другом клубе члены могут только проживать деньги, а в Артистическом могут и приобретать их. Принимая с благодарностью даровые услуги известных и обеспеченных исполнителей, Артистический кружок артистам, получающим мало жалованья, обремененным семейством и вообще недостаточно обеспеченным, дает возможность честного приобретения. Талантливый пианист Вивьен, не имеющий других средств для поддержания очень большого семейства, кроме частных уроков, вследствие тяжелой и продолжительной болезни потерпел большой ущерб в средствах существования; едва оправившемуся артисту и не имеющему еще сил приняться за свои обычные труды Артистический кружок назначил постоянную плату за легкий труд аккомпанирования и тем дал ему возможность значительно поправить свои дела. Для летних вечеров в саду Артистический кружок взамен неизящных цыган и тирольцев пригласил петь беднейших театральных артистов, получающих по 100 руб. годового жалованья, и, платя за исполнение хоровых пьес, оказывал им истинное благодеяние. В случае если бы потребовалась артисту или его семейству скорая денежная помощь, Артистический кружок открывает с этой целью в стенах своих подписку, выдает из своей кассы (на основании 102-105 статей Устава) единовременное пособие и (на основании 106 статьи) производит заимообразные ссуды. Несчастных случаев, лишающих артиста или его семейства всех средств существования и вызывающих скорое единовременное пособие, в прошлом году, благодаря бога, было только два: продолжительная болезнь и смерть талантливого драматического артиста Полтавцева поставила его семейство в затруднительное положение, Артистический кружок выдал из своей кассы бедной вдове его 100 руб., открыл подписку на памятник, а члены Артистического кружка, товарищи покойного, устроили в пользу его семейства литературно-музыкальный вечер, доставивший значительный сбор; внезапная смерть музыканта Сакса вызвала также в Артистическом кружке подписку в пользу его матери.
   Гораздо большее и важнейшее значение имеют выдачи заимообразные: семейные нужды, неожиданные траты делают людей, получающих ограниченное содержание, жертвою ростовщиков. Класс артистов более других страдает от этой общественной язвы: ростовщики, обеспеченные в получении долга вычетом из жалованья, охотно предлагают бедным артистам мелкие суммы за 10% в месяц; чем нужнее артисту деньги, тем выше беззаконные проценты, и артист, переплатив из своего трудового жалованья вдвое или втрое занятую сумму, все еще остается в долгу, гнетущем его нравственно и материально. Надобность в деньгах, хотя и кратковременная, может привести в неловкое и затруднительное положение не только бедного, но артиста и со средствами. Негласные выдачи ссуды, по распоряжению и под поручительством старшин, принесли много пользы и доставили Артистическому кружку искреннюю благодарность. Кроме того, Артистический кружок, с целью поощрения талантливых артистов, открывал подписку для поднесения им довольно ценных подарков. Такие подарки, предложенные публично, от знатоков искусства, ценятся артистами высоко и служат для них сильным побуждающим средством для дальнейшего усовершенствования. В прошлом году Артистическим кружком были предложены подарки: Рубинштейну в день его именин; в дни бенефисов -- Садовскому, Васильевой и Гранцевой и на музыкально-литературном вечере Горбунову за участие его в артистических собраниях кружка.
   Имея в виду, что в летнее время многие члены обязаны по службе в продолжение целого дня оставаться в Москве (утром на репетициях, а вечером в спектаклях), тогда как семейства их живут на дачах, отдаленных от города, старшины сделали предложение, которое и было выбаллотировано: открывать Артистический кружок в 12 часов дня и иметь в нем каждодневные дешевые обеды по 75 коп., а потом и по 50 коп. Таким образом Артистический кружок сделался для многих вторым домом.
   

Средства Артистического кружка

   Открывая Артистический кружок, учредители мистическою рассчитывали на следующие средства, исчисленные в Уставе (статьи 81, 85, 87, 95):
   1) Годовая плата членов за билеты; она не могла быть значительна, во-первых, потому, что сама по себе невелика (для действительных членов 10, а для любителей 15 руб.), во-вторых, потому, что число членов не представляет еще желаемой цифры. Всех членов... Общество не успело еще достаточно взвесить и оценить всех благих последствий нового учреждения (только довольно продолжительное время упрочивает постоянных членов). Ни одно общество в первые годы своего существования не может рассчитывать, что оно сохранит и на будущее время весь свой первоначальный состав: много лиц, нисколько не сочувствующих делу, увлекаясь только новизной и удовлетворив свое любопытство, на будущий год не возобновит билетов.
   2) Плата с посетителей не может быть велика, потому что помещения едва достаточно для членов.
   3) Штрафные деньги. Штраф в Артистическом кружке невелик, от 25 коп. до 2-х руб., и берется только за время от 2 до 4 часов, когда Артистический кружок закрывается,
   Только люди, затянувшиеся в большую игру, охотно платят штраф, а так как в Артистическом кружке большой игры нет, то члены и гости обыкновенно удаляются при первой повестке о штрафе, не желая заплатить даже и 25 коп.
   4) Три публичных концерта и столько же спектаклей для поддержки и средств Артистического кружка, дозволенные нам по Уставу (статья 85), несмотря на наши ходатайства, не дозволены и^ам театральным начальством.
   5) Доход с карт и прочих игр сравнительно с другими клубами ничтожен. Артистические исполнения занимают большую часть вечера и продолжаются почти всегда до 1 часу пополуночи, а с 2 часов уже начинается штраф, так Что члены и гости до штрафа только успевают поужинать.
   6) Издание журнала могло бы увеличить средства Артистического кружка. В Артистическом кружке было выбаллотировано предложение об издании художественного журнала с целью противодействовать нелепым и вредным толкам о нужности и ненужности искусства и для утверждения в обществе истинных и прочных понятий по этому предмету. Предполагаемая редакция, оставя в стороне отвлеченные вопросы, хотела заняться исключительно практическими указаниями и советами по различным отраслям искусства и поручить отделы журнала каждый особому специалисту. Критика художественных произведений и исполнения их имела бы также здоровый практический характер; основанная на строгом изучении искусства, она могла бы принести действительную пользу. Отсутствие такого руководящего и критического журнала по части искусств очень ощутительно. Для наших поверхностно образованных артистов необходимы дельные указания; фельетонным критикам, произвольно пристрастным и часто совершенно невежественным, артисты давно не доверяют и доверять не могут. Притом же фельетоны, писанные людьми, не коротко знакомыми с искусством, бывают большею частью наполнены высшими взглядами и тенденциями, не понятными для артистов, и лишены практических указаний, самых нужных для них. Но Артистический кружок, при недостаточности средств, даже ввиду несомненной выгоды и пользы от издания журнала, не считал себя вправе рисковать значительной суммой, которая могла бы понадобиться на более насущные потребности. Притом считаем необходимым заметить, что при учреждении Артистического кружка первоначальные учредители, состоя из артистов -- людей недостаточных, не могли назначить дополнительных взносов за билеты и все необходимое заведение кружка приобрели в кредит.
   

Деятельность Артистического кружка

   Несмотря на такие ограниченные средства, Артистический кружок успел в продолжение года дать 86 музыкальных и музыкально-литературных вечеров, на которых исполнено 232 пьесы классической и легкой оперной музыки. Прочитано 31 литературное произведение, преимущественно из драматических, до появления их на сцене; дал занятие значительному количеству артистов и успел выдать им только из своей кассы, не считая значительной подписной суммы, 3327 руб. 50 коп., то в виде платы за исполнение, то в виде пособия. Кроме того, Артистический кружок успел заплатить весь долг своего первоначального обзаведения [13 569 руб.]. Но этой последней уплатою Артистический кружок значительно ослабил свою кассу, и средства дальнейшего существования его колеблются. Причины этому -- частью несбывшиеся предположения, частью обстоятельства, которых предвидеть было невозможно.
   

Несбывшиеся предположения

   1) Недозволение публичных концертов и спектаклей, которые разрешены нам по Уставу, лишили кассу Артистического кружка по меньшей мере 5000 руб. серебром. До сих пор нам не разрешено печатать программы даже наших семейных вечеров.
   2) Невозможность при бедности кассы издавать журнал.
   

Непредвиденные обстоятельства

   1) Учреждение Консерватории отняло у Артистического кружка много талантов. Управление Консерватории, желая придать больший интерес своему заведению, при заключении контрактов с своими профессорами обязало их не участвовать ни в каких музыкальных собраниях без разрешения Совета. Хотя и затем осталось много талантливых исполнителей, но молва о таком разделении сил много повредила Артистическому кружку. Кроме того, каждый замечательный артист имеет своих приверженцев, которые постоянно окружают его и ходят за ним; удаление трех или четырех артистов из кружка удалило и их приверженцев.
   2) Артистический кружок не мог предвидеть запрещение игры в домино-лото. В Артистическом кружке эта игра не имела и тени того вредного развития, какое она приняла в других клубах -- ограниченная и временем, и числом столов (4), и самою незначительною ставкою, она представляла более забаву и была для артистов развлечением после трудов. А с закрытием ее сократились и другие доходы Артистического кружка: плата с гостей в те дни, когда нет музыкальных собраний, уменьшилась с... на... в месяц, штрафы уменьшились с... на... в месяц. Колебание средств, пугая возможностью войти в долги и подвергнуться нареканиям, может принудить нас заблаговременно закрыть Артистический кружок и ликвидировать имущество.
   С чувством искреннего и глубокого соболезнования доводим мы до сведения вашего высокопревосходительства о нашем настоящем положении. Прошел только год, а добрые плоды учреждения Артистического кружка уже сказались; закрыв его, мы можем погубить начинание, обильное благодетельными последствиями. Тяжело думать, что, закрывая Артистический кружок, мы опять разобщаем общество с артистами, лишаем его приятного провождения времени (86 вечеров в год), лишаем артистов приюта, в котором они получали нравственное воспитание, добрый совет и помощь, отнимаем у них возможность честного заработка и осуждаем их в случае нужды прибегать к необразованным разгульным меценатам или к ростовщикам, -- мы опять отчуждаем артистов от хорошего общества и осуждаем их проводить свои досуги без попечительного надзора в табачном дыму трактиров и бир-галле.
   Изложив с полным беспристрастием наши надежды, ту долю пользы, которую мы успели принести, и наши настоящие нужды, мы прибегаем к вашему высокопревосходительству с покорнейшею просьбой оказать нам поддержку и тем спасти столь полезное существование нашего учреждения. Мы не просим у вашего высокопревосходительства материального пособия, а только дозволения прибегнуть к тем средствам, какими держатся и другие благотворительные учреждения, каковым, по всей справедливости, может считаться и наше. Мы, нижеподписавшиеся старшины Артистического кружка, от лица всех членов, покорнейше просим ваше высокопревосходительство исходатайствовать нам разрешение лотереи. Это разрешение, взамен предварительного взноса на обзаведение не дозволенных нам концертов и спектаклей и запрещения домино-лото, может поддержать и надолго упрочить наше существование.
   
   Старшины
   
   [1867]
   

КОММЕНТАРИИ

   Впервые печатается полностью по рукописи А. Н. Островского хранящейся в Институте русской литературы Академии наук СССР.
   В прямых скобках восстанавливаются цитаты из Устава.
   Записка об Артистическом кружке для представления министру внутренних дел составлялась Островским по поручению членов кружка, но драматург, видимо, нашел эту записку слишком обширной для официального обращения и вслед за нею написал более короткую (см. стр. 35-36).
   Артистический кружок, созданный по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, П. М. Садовского и В. Ф. Одоевского, был открыт 14 ноября 1865 г.
   Устав Кружка, составленный при самом ближайшем участии Островского, был утвержден в феврале 1865 г. министром внутренних дел Валуевым (Устав Артистического кружка, М., 1866, 24 стр.). В первые годы существования Кружка его старшинами были: писатели -- А. Н. Островский, А. Н. Плещеев; артисты -- П. М. Садовский, В. И. Живокини; музыканты -- К. А. Кламрот, Ю. Г. Гербер. Действительными членами Кружка являлись деятели искусства -- литераторы, артисты, художники, музыканты; остальные постоянные посетители Кружка зачислялись в члены-любители. В 1867 г. число членов Кружка достигло 700 человек, что ярко свидетельствовало об успехе организованного Островским Артистического клуба.
   Будучи идейным руководителем Кружка, Островский в то же время уделял исключительное внимание его практической деятельности; он принимал ближайшее участие во всех мероприятиях клуба, вовлекая в него новых членов и заботясь о его материальном положении. В 1866 г. Островский прочитал в Артистическом кружке свою пьесу "Пучина", а также начало драматической хроники "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский".
   Как представитель Артистического кружка, Островский часто выступал от его имени на различных собраниях и юбилейных празднествах: 13 мая 1867 г. он приветствовал артистов Н. М. Никифорова и П. Г. Степанова; 26 мая произнес речь на обеде в честь гостей -- славян, посетивших Москву в связи с открытием этнографической выставки (текст этих речей не найден).
   В 1867 г. Артистический кружок испытывал крайне острые материальные затруднения. В результате хлопот Островского министр императорского двора разрешил Кружку в апреле 1867 г. публичные платные спектакли. (В августе была удовлетворена и просьба об организации лотереи, которая, однако, не оправдала надежд старшин.) Спектакли Артистический кружок начал ставить с осени 1867 г. В репертуаре преобладали пьесы русских драматургов, особенно большое внимание было уделено произведениям Островского. На сцене Артистического кружка выступали не только знаменитые артисты Малого театра, но и начинающие актеры. Так, здесь обратили на себя внимание М. П. Садовский и О. О. Садовская.
   В 1879 г. при Артистическом кружке были организованы театральные курсы. Они положили начало большой работе, предпринятой Островским для подготовки артистов-профессионалов (см. записку "О театральных школах" и др.).
   Островский придавал огромное значение деятельности Артистического кружка. В автобиографической записи в альбоме М. И. Семевского (1885) он писал: "Памятно мне и 14 ноября (1865), день открытия Артистического кружка, об устройстве которого так деятельно хлопотали мы с покойным Н. Г. Рубинштейном. Артистический кружок некоторым образом заменил театральную школу..." (см. т. 13 наст. издания). Артистический кружок горячо приветствовал Островского в день 25-летия его литературной деятельности 14 марта 1872 г. (см. ответную речь драматурга, стр. 86).
   ...отрицательное направление, требующее противодействия. -- Под "отрицательным направлением" Островский, видимо, подразумевает выступления Д. И. Писарева по вопросам сценического искусства, живописи и музыки.
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru