Острогорский Виктор Петрович
Тридцать лет на службе народу

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (По поводу исполнившегося 13 августа 1896 г. тридцатилетия педагогическо-литературной деятельности Д. И. Тихомирова).


   

Тридцать лѣтъ на службѣ народу.

(По поводу исполнившагося 13 августа 1896 г. тридцатилѣтія педагогическо-литературной дѣятельности Д. И. Тихомирова *).

*) Настоящая статья должна была явиться еще въ прошломъ 1896 г., но, за болѣзнью автора, не была кончена. Печатаемъ ее теперь, желая ознакомить публику съ почтенной личностью педагогическо-общественнаго дѣятеля, подъ руководствомъ котораго съ 15 августа нынѣшняго года происходятъ въ Москвѣ курсы для народныхъ учителей.-- Ред.

   Служить народу можно двояко: путемъ улучшенія его благосостоянія матеріальнаго и путемъ распространенія въ немъ величайшаго и плодотворнѣйшаго свѣта просвѣщенія. Первое зависитъ отъ многихъ причинъ очень сложныхъ и не всегда удобно обозрѣваемыхъ; второе, тѣсно связанное съ первымъ, легче поддается оглядкѣ и оцѣнкѣ, и въ громадной имперіи, всего болѣе нуждающейся въ просвѣщеніи, служба родинѣ именно въ этомъ смыслѣ должна заслуживать величайшаго вниманія не однихъ педагоговъ.
   Говорить объ этой службѣ ранѣе знаменательнаго года освобожденія крестьянъ едва ли возможно, конечно, исключая историческія справки о правительственныхъ мѣропріятіяхъ и отдѣльные труды одинокихъ подвижниковъ просвѣщенія. Только съ этого, 1861 года, явилась возможность заводить народныя школы, писать объ общенародномъ просвѣщеніи вообще, составлять учебники, руководства, методики и т. п. для народныхъ школъ, дѣйствовать въ качествѣ устроителя педагогическихъ курсовъ, съѣздовъ учителей, организатора школъ и пр. Прошло, слѣдовательно, уже тридцать шесть лѣтъ исторіи русской народной школы. Вспомнимъ же наиболѣе выдающихся дѣятелей, потрудившихся на пользу этой школы.
   Конечно, во главѣ русскаго просвѣтительнаго движенія, непосредственно за почтеннымъ именемъ Н. И. Пирогова, слѣдуетъ поставить К. Д. Ушинскаго, намѣтившаго въ общихъ чертахъ задачи народной русской школы и своимъ Дѣтскимъ міромъ и, особенно, Роднымъ словомъ положившаго основаніе первой классной книгѣ для чтенія, а своимъ трудомъ Человѣкъ и его мѣсто въ воспитаніи -- начало руководства къ образованію учителя. Но Ушинскій, справедливо признанный еще при жизни отцомъ русской школы, умеръ слишкомъ рано, не оставивъ себѣ преемника. За Ушинскимъ слѣдовалъ Н. А. Корфъ, этотъ убѣжденный реалистъ-практикъ, извѣстный въ педагогической литературѣ собственно одной только книгой для чтенія -- Нашъ другъ, тоже рано сошедшій въ могилу и, подобно Пирогову и Ушинскому, далеко не давши всего того, что онъ могъ бы дать.
   Эти три лица: Пироговъ, Ушинскій и Корфъ, такъ сказать, корифеи, основатели нашей народной школы, первые свѣточи, указавшіе путь, по которому она должна идти.
   За ними слѣдомъ пошло немало другихъ, болѣе или менѣе почтенныхъ, дѣятелей, и въ настоящее время, по словамъ педагогическаго писателя г. Песковскаго, всѣхъ учителей въ Россіи до 60,000. Но если относительно, можетъ быть, и покажется кому-нибудь велико число учащихъ, то какъ мало за все время юной исторіи нашей школы между ними людей, дѣятельность которыхъ была бы и видной литературной и тѣмъ болѣе организаторской и руководящей. А если и являлись такіе, какъ, напримѣръ, Водовозовъ, Резенеръ, М. П. Косинскій и немногіе другіе, то, за рѣдкими исключеніями, они или рано сходили въ могилу, или же оставляли литературно-педагогическое поприще.
   И вотъ, среди этихъ-то рѣдкихъ исключеній, особенно ярко выдается личность извѣстнаго московскаго педагога, Дмитрія Ивановича Тихомирова, литературно-педагогической дѣятельности котораго еще 13 августа 1896 г. исполнилось тридцать лѣтъ,-- слѣдовательно, теперь ей уже тридцать одинъ. Тридцать одинъ годъ изъ всей тридцатишестилѣтней исторіи русской общенародной школы! И притомъ тридцать одинъ годъ дѣятельности непрерывной, послѣдовательной, поступательной, систематической, по опредѣленно предначертанному себѣ пути, и на практической почвѣ. Въ юпой исторіи нашей школы примѣръ почти единственный! Почти всѣ наши другіе выдающіеся дѣятели въ этомъ направленіи или умирали, едва только начавъ дѣятельность, или, такъ или иначе, прекращали ее, развѣ по временамъ дѣлая въ нее экскурсіи,-- Д. И. Тихомировъ же своею болѣе чѣмъ тридцатилѣтнею дѣятельностью представилъ цѣлый законченный циклъ учебниковъ по русскому языку и, вообще, книгъ по учебнымъ предметамъ народной школы, не считая даже его многочисленныхъ трудовъ по организаціи и руководительству школами, педагогическими съѣздами, курсами и т. п. Не забудемъ при этомъ еще и того обстоятельства, что, за исключеніемъ недолгаго учительства въ московской учительской семинаріи военнаго вѣдомства и наблюдательства за московскими пріютами вѣдомства Императрицы Маріи, онъ никогда не занималъ никакого оффиціальнаго мѣста или положенія, такъ что вся дѣятельность его можетъ быть названа вполнѣ общественною. И мы позволяемъ себѣ утверждать, что именно такой, не только продолжительной, многолѣтней, но и цѣльной, послѣдовательной, законченной и особенно рѣдкой по успѣху, дѣятельности по народному образованію, кромѣ него, г. Тихомирова, едва ли можетъ у насъ представить кто-нибудь другой. За него, кромѣ его популярности по всей Россіи и между тысячами учениковъ и ученицъ, говорятъ болѣе чѣмъ три милліона экземпляровъ разошедшихся и до сихъ поръ расходящихся его книгъ,-- число экземпляровъ, какого, кромѣ развѣ Родного Слова Ушинскаго, кажется, не расходилось у насъ по школамъ никогда!
   Что же далъ школѣ этотъ рѣдкій по желѣзной энергіи человѣкъ, дождавшійся, слава Богу, при жизни признанія своихъ заслугъ, что далъ онъ народу, вышедшій изъ народа самъ и среди него вскормленный?
   Дѣятельность Д. И. Тихомирова можетъ быть охарактеризована, во-первыхъ, какъ педагогическо-литературная,-- главнымъ образомъ, въ смыслѣ составленія многочисленныхъ школьныхъ учебниковъ, руководствъ и пособій, по которымъ училось нѣсколько милліоновъ учениковъ и не одинъ десятокъ тысячъ учителей и учительницъ,-- а также, въ смыслѣ организаціи и руководства школами, учительскими курсами, составленія программъ, участія въ разныхъ комитетахъ и т. п. Во-вторыхъ, что особенно важно -- вся эта дѣятельность была не однимъ только формальнымъ дѣломъ простого практическаго обученія, но дѣломъ живымъ, полнымъ любви къ школѣ, къ народному учителю, къ народу, изъ котораго онъ вышелъ и самъ. Эта дѣятельность, кромѣ того, всегда отличалась идейностью, освѣщающею и согрѣвающею всѣ его книги, его преподаваніе, его занятія на учительскихъ курсахъ. Идейность эта -- взглядъ на школу не какъ мастерскую обученія грамотѣ и счету, а какъ на учрежденіе великое, широко просвѣтительное, какъ, по его любимому выраженію, сказанному знаменитымъ Амосомъ Коменскимъ, на мастерскую гуманности. Школа, по его мнѣнію, не должна давать одно формальное знаніе, которое одно можетъ стать орудіемъ зла; онъ настоятельно требуетъ отъ школы осуществленія задачъ воспитательныхъ, въ смыслѣ очеловѣченія нашего темнаго народа духомъ любви къ Богу, къ человѣку, къ родинѣ, къ природѣ, къ труду; учитель же народный -- не жалкій шульмейстеръ, ловкій мастеръ грамоты, это -- почетнѣйшій слуга государству, обществу, народу, это -- глашатай истины, носитель свѣта знанія и любви.
   Всѣхъ учебныхъ руководствъ составліено Д. И. Тихомировымъ около двадцати. Они относятся, во-первыхъ, собственно къ обученію родному языку (самая важная заслуга); во-вторыхъ, обнимаютъ нѣкоторые другіе школьные предметы.
   Родной языкъ, справедливо полагаемый нашимъ педагогомъ въ краю угла всего школьнаго преподаванія, можно сказать, послѣдовательно исчерпанъ имъ вполнѣ, по крайней мѣрѣ -- въ объемѣ курса нормальной народной школы. Начавъ еще въ 1870 г. съ Азбуки правописанія и Букваря, разошедшагося болѣе чѣмъ въ 1.300,000 экземплярахъ, Д. И. Тихомировъ издаетъ въ 1874 г. свой Элементарный курсъ грамматики (1.000,000 экземпл.). На эти-то книги обратилъ особенное вниманіе С.-Петербургскій комитетъ грамотности и въ своемъ Обзорѣ русской учебно-народной литературы, вышедшемъ въ 1877 г., призналъ ихъ, вмѣстѣ съ его же книгами для обученія церковно-славянскому чтенію, лучшими изъ всѣхъ существующихъ книгъ по обученію языку. Здѣсь кстати сказать, что изданныя г. Тихомировымъ въ 1885 г. двѣ книги -- Книга для церковно-славянскаго чтенія и Руководство къ ней для преподавателя, по цѣлой массѣ искусно подобраннаго, благотворно-воспитательнаго матеріала и по сближенію славянскаго текста съ объяснительнымъ чтеніемъ, у насъ пособія по своеобразности единственныя, которыя вполнѣ могутъ служить благодарнѣйшимъ матеріаломъ и при преподаваніи Закона Божія. И всѣ эти книги по родному языку, что особенно важно,-- не плодъ только кабинетнаго труда, но прямо выработались на практикѣ, такъ какъ почти съ самаго окончанія курса въ 1866 г. въ Московской учительской семинаріи военнаго вѣдомства г. Тихомировъ всегда стоялъ у школьнаго дѣла и въ качествѣ учителя, и руководителя педагогическихъ курсовъ, и организатора, и наблюдателя народныхъ школъ. Этотъ-то многолѣтній опытъ и привелъ его къ созданію въ 1887 г. самаго капитальнаго труда Чему и какъ учитъ на урокахъ родного языка въ начальной школѣ (методика) -- достойному результату болѣе чѣмъ двадцатилѣтней практики. Оригинальная по замыслу и широтѣ взглядовъ на дѣло, особенно полно разсматривающая задачи объяснительнаго чтенія, которому даетъ авторъ широкое развитіе на счетъ умаленія формальной грамматики до miuimum'а, горячо и просто написанная, Методика эта обратила на себя общее мнѣніе печати и по настоящее время представляетъ необходимое пособіе и руководство для всякаго народнаго учителя, и даже, по нашему мнѣнію, должно было бы быть таковымъ и для учителей и учительницъ младшихъ классовъ гимназій. Уже въ слѣдующемъ 1888 г., 6 ноября, въ общемъ многолюдномъ собраніи С.-Петербургскаго комитета грамотности, единогласно и при общихъ рукоплесканіяхъ, Д. И. Тихомирову была присуждена за его педагогическую и литературную дѣятельность золотая медаль.
   Но мысли и требованія, предъявленныя къ преподаванію языка въ Методикѣ, потребовали и составленія особой книги для чтенія. И вотъ, г. Тихомировъ, всегда ведшій замѣтки о прорабатываемомъ въ классѣ, или на курсахъ, матеріалѣ, постепенно подготовляетъ свой послѣдній, достойно увѣнчавшій въ 1896 г. его тридцатилѣтнюю дѣятельность, трудъ -- обширную, въ трехъ выпускахъ книгу для класснаго чтенія, бесѣдъ, устныхъ и письменныхъ упражненій въ школѣ и семьѣ, Вешніе всходы, съ особымъ приложеніемъ Руководство для учителей. Не входя въ разсмотрѣніе этого серьезнаго труда, успѣвшаго за какой-нибудь годъ уже пріобрѣсти довольно широкое распространеніе въ школѣ, ограничимся только указаніемъ на его особенности.
   Это -- цѣлая, строго систематическая, большею частью заранѣе провѣренная на практикѣ во многихъ школахъ, по подготовляемому матеріалу, энциклопедія знаній о человѣкѣ и природѣ, поскольку они необходимы въ цѣляхъ воспитательно-образовательныхъ, въ смыслѣ пробужденія любознательности и подготовленія къ дальнѣйшему самообразованію,-- и, притомъ, энциклопедія важнѣйшихъ свѣдѣній изъ географіи и исторіи. Составлена книга съ большимъ вкусомъ, почти исключительно по русскимъ образцовымъ писателямъ, большею частью изъ новыхъ, еще не появлявшихся въ другихъ книгахъ для чтенія, стихотворныхъ и прозаическихъ образцовъ, расположенныхъ въ строгой постепенности и концентрической системѣ, и для дѣтей интересныхъ. Книга, преслѣдуя, конечно, прежде всего, цѣли образовательныя, старается заложить въ душѣ ребенка прочныя основы гуманной этики, знакомя съ отношеніями семейными (Въ родной семье), отношеніями людей между собой вообще (Между своими и чужими), къ труду и знанію и, наконецъ, къ жизни общественной (Трудъ и знаніе. Изъ общественной жизни) и государственной, къ закону, къ важности взаимопомощи и общаго труда на пользу родинѣ.
   Такимъ-то образомъ всѣ указанныя нами книги составляютъ цѣлый законченный циклъ руководствъ и пособій по родному языку въ общенародной школѣ, какъ для учащихся, такъ и методологическихъ, для учителей. Чуждыя рутины формальныхъ знаній и неумѣреннаго увлеченія грамматикой, которой, къ великому горю школы, и низшей, и средней, въ явный ущербъ всѣмъ воспитательнымъ цѣлямъ преподаванія родного языка, и до сихъ поръ дается предпочтеніе, книги эти учатъ мыслить и чувствовать, на прекрасныхъ литературныхъ образцахъ, посредствомъ объяснительнаго и выразительнаго чтенія, и изъ родного языка дѣлаютъ для учащихся интереснѣйшій и пріятный учебный предметъ. Учась по этимъ книгамъ, созданнымъ не однимъ знаніемъ и опытомъ, но и любовью, многія поколѣнія русскихъ дѣтей выучатся любить родину и родную литературу, соединяя пріобрѣтеніе знаній съ эстетическимъ наслажденіемъ. Уже эта одна заслуга г. Тихомирова по обученію родному языку заслуживаетъ величайшей благодарности всеге русскаго общества и народа. Изъ другихъ книгъ нельзя не указать еще и на его книгу Изъ исторіи родной земли, въ яркихъ разсказахъ и очеркахъ обнимающую всю исторію Россіи до освобожденія крестьянъ включительно.
   Не менѣе благотворна и почтенна дѣятельность Д. И. Тихомирова практическая, въ смыслѣ учителя и руководителя. По окончаніи въ 1866 г. курса въ Московской учительской семинаріи военнаго вѣдомства первымъ ученикомъ перваго выпуска, онъ оставляется при ней, и черезъ два года опредѣляется учителемъ русскаго языка въ открытую при семинаріи образцовую школу, гдѣ, какъ талантливѣйшій преподаватель, обращаетъ на себя вниманіе представителей земствъ, нарочно пріѣзжавшихъ въ Москву учиться организаціи семинарскаго дѣла. Вмѣстѣ съ тѣмъ открываетъ онъ, вмѣстѣ съ товарищами по выпуску, безплатную школу для взрослыхъ рабочихъ на фабрикѣ Михайлова,-- первую для рабочихъ въ Москвѣ; дѣятельно работаетъ въ московскомъ комитетѣ грамотности по разработкѣ разнообразныхъ вопросовъ школьныхъ программъ и участвуетъ въ организаціи педагогическихъ курсовъ для учительницъ городскихъ школъ. Съ 1872 г., болѣе двадцати лѣтъ, руководитъ онъ устроенной имъ же школой при фабрикѣ Саввы Морозова сынъ и Ко, гдѣ число учащихся достигаетъ 1,200 чел., а кромѣ того, еще болѣе 15 лѣтъ, завѣдывалъ большой школой при фабрикѣ Товарищества Тверской мануфактуры.
   Но особенно видной является дѣятельность г. Тихомирова на женскихъ: педагогическихъ курсахъ московскаго общества гувернантокъ,-- курсахъ, которымъ 18 февраля нынѣшняго 1897 г. исполнилось уже цѣлыхъ четверть вѣка. Тамъ работалъ онъ еще въ первые годы ихъ существованія; тамъ же во всѣ послѣднія 18 лѣтъ читалъ онъ изъ году въ годъ безплатно методику русскаго языка, руководя практическими занятіями слушательницъ. Въ это симпатичное учрежденіе стекается ежегодно съ разныхъ концовъ Россіи болѣе 200 лицъ, такъ что за все время пребыванія г. Тихомирова руководителемъ, устроившимъ и расширившимъ всю организацію курсовъ, черезъ его руки прошло не менѣе 4,000 учительницъ и воспитательницъ, разнесшихъ по всей Россіи живой методъ своего почтеннаго учителя и любовь къ школьному дѣлу.
   Присоединивъ къ этой многолѣтней дѣятельности на курсахъ еще постоянное энергическое участіе въ работахъ московскаго комитета грамотности, организацію и руководительство, въ качествѣ инспектора, школами, московскаго благотворительнаго общества и безвозмездное завѣдываніе московскими пріютами, нельзя не признать, что вся болѣе чѣмъ тридцатилѣтняя дѣятельность г. Тихомирова всецѣло и благотворно прошла на службѣ просвѣщенія народныхъ массъ.
   Но, среди всей этой дѣятельности, ярко выдѣляется еще одна сторона, гдѣ выказалась его крупная педагогическая талантливость: это -- руководительство курсами для народныхъ учителей и учительницъ и учительскими съѣздами еще въ семидесятыхъ годахъ (въ Ромнахъ, на трехъ въ Серпуховѣ, въ семинаріи Максимовича, въ Твери и въ Москвѣ). На этихъ съѣздахъ перебывало до 400 учителей и учительницъ, и множество письменныхъ благодарностей земствъ и горячихъ адресовъ отъ учащихся свидѣтельствуютъ о принесенной этими съѣздами пользѣ. Съѣзды и курсы вскорѣ были запрещены; но вотъ, благодаря ходатайству черниговскаго земства, черезъ двадцать слишкомъ лѣтъ, учительскіе курсы разрѣшаются снова, и въ іюлѣ 1894 года торжественно открываются въ городѣ Черниговѣ. Во главѣ ихъ становится полный опыта, энеріи, силъ, горячей любви и вѣры въ святое дѣло просвѣщенія все тотъ же Д. И. Тихомировъ. Этотъ первый съѣздъ, послѣ такого долгаго перерыва,-- по-истинѣ радостнѣйшее событіе въ скромной исторіи нашей народной школы. Болѣе 300 учителей и учительницъ съѣхалось въ Черниговъ не только изъ одной Черниговской губерніи, но и изъ Кіевской, Полтавской, Екатеринославской и другихъ; курсы эти посѣщаются всей интеллигенціей города и восторженно привѣтствуются всѣми провинціальными южными, кіевскими, одесскими, харьковскими, газетами. Въ связи же съ этими курсами ускорилось и разрѣшеніе уже давно назрѣвшихъ вопросовъ: о библіотекахъ, складахъ книгъ, и возбуждены были ходатайства объ отмѣнѣ тѣлесныхъ наказаній для окончившихъ курсъ учениковъ. Наглядный памятникъ этихъ первыхъ, черезъ двадцать лѣтъ, учительскихъ курсовъ -- это прекрасно составленная и изданная въ 1895 году черниговскою земскою губернскою управой, съ портретомъ руководителя, книга Педагогическіе курсы для учителей первой группы уѣздовъ Черниговской губерніи, представляющая подробнѣйшій отчетъ о всѣхъ занятіяхъ курсовъ и стенографически записанные образцовые уроки и бесѣды самого руководителя.
   За черниговскими курсами послѣдовали черезъ два года, уже въ 1896 году, педагогическіе курсы для сельскихъ учителей и учительницъ земскихъ народныхъ училищъ Черниговской же губерніи Конотопскаго уѣзда (17 мая -- 7 іюня). Въ Дневникѣ этихъ курсовъ, вышедшемъ осенью того же года отдѣльною книжкой въ Москвѣ, представляющей также цѣлую массу свѣдѣній и разнообразнаго педагогическаго матеріала, не можемъ не остановиться на прекрасной вступительной бесѣдѣ почтеннаго руководителя, обращенной къ собравшимся народнымъ учителямъ и учительницамъ, такъ какъ она показываетъ общій характеръ и значеніе, которое онъ такимъ съѣздамъ учителей придаетъ. Указавъ на замѣчаемое у насъ всеобщее стремленіе къ образованію и вниманіе къ народной школѣ, какъ на несомнѣнные признаки общественнаго и народнаго роста; указавъ на любовь къ дѣлу и матеріальныя жертвы, которыя, въ самыхъ тяжелыхъ условіяхъ, несетъ русскій народный учитель, Д. И. Тихомировъ говоритъ:
   "Безъ любви къ школьному дѣлу, безъ матеріальныхъ и нравственныхъ жертвъ на его пользу со стороны лицъ, работающихъ для его развитія, особенно же со стороны народнаго учителя,-- едва ли можно ожидать прочныхъ успѣховъ. Позволю себѣ, какъ видѣвшему и знающему тысячи народныхъ учителей и учительницъ, засвидѣтельствовать здѣсь, что нашъ современный народный учитель -- человѣкъ "богатый" и можетъ для всѣхъ дать урокъ, въ чемъ истинное счастье: онъ богатъ не положеніемъ общественнымъ (хотя его значеніе и труды уже признаны и оцѣнены лучшею частью нашего общества); онъ богатъ не матеріальнымъ своимъ благосостояніемъ (хотя теперь, въ силу его заслугъ, начинаютъ заботиться хотя бы о сносномъ его обезпеченіи),-- нѣтъ, его богатство болѣе значительно: онъ богатъ любовью къ народу и къ своему просвѣтительному дѣлу; онъ богатъ неистощимымъ терпѣніемъ, беззавѣтною готовностью трудиться до потери здоровья, силъ, даже самой жизни, до забвенія насущныхъ нуждъ своей собственной семьи... въ этомъ и находитъ онъ свое личное счастье...
   "Пройдутъ годы... наступитъ судъ исторіи... и грядущія поколѣнія оцѣнятъ безкорыстные труды и всяческія жертвы на благо народа, какъ общественныхъ группъ, такъ и отдѣльныхъ лицъ,-- какъ извѣстныхъ, такъ и безыменныхъ героевъ...
   "Облегчить, всесторонне освѣтить, и тѣмъ еще болѣе возвысить трудъ учителя, сдѣлать этотъ трудъ болѣе плодотворнымъ при меньшей затратѣ силъ -- вотъ главная задача предстоящихъ намъ работъ на пользу народнаго просвѣщенія...
   
   "... Благослови же,
   Господи правый,
   Счастьемъ и славой
   Дѣло любви!
   Мы же немного
   Просимъ у Бога:
   Честное дѣло
   Дѣлать умѣло
   Силы намъ дай!
   
   "А это дѣло наше -- служеніе на благо народу; а главный источникъ этого блага -- просвѣщеніе:
   
   Доля народа,
   Счастье его,--
   Свѣтъ и свобода
   Прежде всего!"
   
   "Если наши курсы внесутъ въ дѣло народнаго учителя, а черезъ него и въ народъ, хотя бы нѣсколько новыхъ лучей свѣта,-- я почту нашу задачу исполненной... Будемъ же работать, господа! Мы не одни... за насъ и съ нами всѣ лучшія силы, какія есть въ настоящее время въ Русской землѣ!"
   Какъ и черниговскіе, курсы конотопскіе не прошли безслѣдно: подъ вліяніемъ ихъ земцы рѣшили открыть общественную библіотеку, которой могли бы пользоваться учителя города.
   Въ томъ же 1896 году, во второй половинѣ августа, были открыты, подъ руководствомъ того же Д. И. Тихомирова, краткосрочные губернскіе педагогическіе курсы въ Твери, Записки о которыхъ, составленныя самимъ руководителемъ, вышли въ изданіи редакціи, редактируемаго имъ же, старѣйшаго дѣтскаго журнала Дѣтское Чтеніе и продаются въ пользу общества взаимнаго вспомоществованія учащимъ и учившимъ въ Тверской губерніи.
   Эти тверскіе курсы особенно важны въ томъ отношеніи, что они были организованы въ совершенно новой формѣ. По разосланной заранѣе программѣ учителя представили болѣе 70 сообщеній (рефератовъ), и эти сообщенія были подвергнуты, совмѣстно со всѣми участниками курсовъ, обсужденію, причемъ руководитель и самъ читалъ, по тому или другому вопросу, лекціи, выставляя замѣченные въ сообщеніяхъ недостатки. Эти сообщенія, вышедшія, какъ и лекціи въ Запискахъ, дали также массу интереснѣйшаго матеріала. Можно надѣяться,-- писали мы еще въ прошломъ году,-- что успѣхъ этой формы курсовъ (средній между курсами и съѣздами, которые, къ величайшему сожалѣнію, не разрѣшаются и до сихъ поръ) и примѣръ ихъ тверской организаціи вызоветъ распространеніе подобныхъ же курсовъ по Россіи повсюду. Паша надеяда отчасти уже осуществляется. Въ это лѣто, въ маѣ, г. Тихомировъ велъ, подобнымъ же образомъ организованные, курсы въ Полтавѣ; нынѣ, къ величайшему удовольствію всѣхъ его многочисленныхъ почитателей, въ августѣ мы видимъ его руководителемъ курсовъ для учителей и учительницъ передъ многочисленной публикой, интересующейся дѣломъ народнаго образованія, здѣсь, въ самой первопрестольной столицѣ -- Москвѣ.
   Такова въ самыхъ общихъ, наиболѣе крупныхъ чертахъ, болѣе чѣмъ тридцатилѣтняя служба Дмитрія Ивановича Тихомирова просвѣщенію русскаго народа,-- служба, повторяемъ, у насъ, въ своемъ родѣ, едва ли не единственная по продолжительности, послѣдовательности, широкой по Россіи распространенности и особенно по вполнѣ заслуженному успѣху, который, по крайней мѣрѣ при жизни, не выпадалъ, кажется, ни одному русскому педагогу. Какъ видитъ читатель, за эту дѣятельность говорятъ сами приводимые нами факты, которые за эти тридцать лѣтъ у всѣхъ на виду. Всѣ эти-то факты, вмѣстѣ взятые, справедливо заслужили нашему дѣятелю единодушную признательность обоихъ -- и петербургскаго, и московскаго -- комитетовъ грамотности, съѣздовъ по профессіональному и техническому образованію,-- словомъ, многихъ учрежденій, которымъ близко дѣло просвѣщенія русскаго народа: всѣ они почтили энергическаго дѣятеля медалями, почетными отзывами, одобреніями, адресами.
   Но, помимо уже своего крупнаго педагогическаго и общественно-патріотическаго значенія, тридцатилѣтняя дѣятельность Д. И. Тихомирова дорога намъ еще и потому, что въ ней мы видимъ успѣхи нашей русской народной просвѣтительной школы, а вмѣстѣ съ тѣмъ и нѣкоторую гарантію ея ближайшаго лучшаго будущаго. Пожелаемъ же все большаго и большаго распространенія и торжества проводимыхъ г. Тихомировымъ благотворныхъ педагогическихъ идей, а ему самому еще долгаго служенія на пользу народу.

Викторъ Острогорскій.

"Русская Мысль", кн.VIII, 1897

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru