В. Острогорскій. Руководство къ чтенію поэтическихъ сочиненій (по Л. Эккардту). Съ приложеніемъ краткаго учебника теоріи поэзіи. Для мужскихъ и женскихъ учебныхъ заведеній и самообразованія. Изданіе третье, вновь переработанное и дополненное. Спб. 1897 г. Ц. 1 р. Книга г. Острогорскаго представляетъ въ равной мѣрѣ цѣнное руководство какъ для учащихъ и учащихся, такъ и для лицъ, самостоятельно занимающихся самообразованіемъ. Это не учебникъ, а прекрасно составленное руководство для провѣрки и ознакомленія, болѣе глубокаго и сознательнаго, съ имѣющимся уже у читателя литературнымъ матеріаломъ. Мало прочесть извѣстное произведеніе или цѣлаго автора, надо разобраться въ немъ, вникнуть въ его духъ, выяснить себѣ сущность произведенія и литературную физіономію автора, изучить его главныя черты, что выдѣляетъ его изъ ряда другихъ и что сближаетъ. "Руководство въ чтенію поэтическихъ произведеній" именно преслѣдуетъ всѣ эти цѣли. Въ первой главѣ, служащей введеніемъ, г. Острогорскій, руководствуясь Эккардтомъ, разбираетъ вопросъ о чтеніи и о томъ, какъ именно слѣдуетъ читать, чтобы вынести изъ произведенія наибольшую пользу. Въ слѣдующей ставится рядъ вопросовъ, на которые предлагается читателю дать отвѣты, причемъ, для практики, приводятся лучшія произведенія русской и иностранной литературы и ихъ разборъ. Впереди поставлены упражненія съ лирическими произведеніями, какъ болѣе легкія для начинающихъ, и попутно даются указанія на необходимыя пособія и книги, имѣющіяся въ русской литературѣ. Затѣмъ слѣдуетъ разборъ эпическихъ произведеній, басни и драмы. Для болѣе яснаго представленія о методѣ такой работы, приводимъ вопросы при чтеніи драматическихъ произведеній. "Вопросы относительно поэта и вида произведеній. Относительно содержанія и его источники. Источникъ "Макбета" -- разсказъ изъ хроники Голиншеда. Внутренняя истина, драматичность, комичность и трагичность содержанія; дѣйствіе внутреннее и внѣшнее. Вопросы относительно характеровъ. Примѣрная характеристика Фортинбраса изъ "Гамлета". Примѣрная группировка характеровъ въ "Ревизорѣ", "Макбетѣ" и "Гамлетѣ". Сопоставленіе разныхъ характеровъ. Вопросы относительно дѣйствія и строя пьесы, завязки и развязки. Относительно идеи произведенія. Выясненіе идеи "Донъ-Карлоса". Вопросы относительно монологовъ, разсказовъ, разсужденій, сценичности, а также свойствъ таланта автора. Относительно языка и мѣстъ, наиболѣе трудно понимаемыхъ. Примѣрное объясненіе монолога Макбета (VII сцена I акта): "Ударъ... одинъ ударъ... будь въ немъ все дѣло"... Вопросы относительно впечатлѣнія, производимаго пьесой". Изъ этого перечня вопросовъ читатели могутъ видѣть, что, разобравъ произведеніе по этой программѣ самостоятельно, они дѣйствительно не только усвоиваютъ его, но,-- что, по нашему мнѣнію, и составляетъ сущность подобной работы,-- пріучаются критически читать и мыслить, т. е. анализировать автора и разбираться въ получаемомъ впечатлѣніи. А это и есть главная цѣль чтенія, какъ самаго могущественнаго фактора самообразованія.
Не менѣе полезно такое руководство и для учащихъ. Въ рукахъ умѣлаго и интересующагося своей работой учителя, книга г. Острогорскаго можетъ послужить прекраснымъ орудіемъ для возбужденія умственной энергіи учениковъ, осмысливъ трудъ чтенія, придавъ ему характеръ самостоятельности, исканія въ книгѣ мысли, и возбудивъ стремленіе къ критикѣ и анализу. Опытный учитель можетъ разнообразить темы, подбирая подходящія произведенія изъ родной и общей литературы. Насколько необходима такая работа, ясно всякому, кому доводилось имѣть дѣло съ воспитанниками нашихъ среднихъ учебныхъ заведеній. Какъ это ни прискорбно, но приходится констатировать непреложный фактъ -- крайне жалкое литературное образованіе, выносимое ими. Этимъ и объясняется, почему первое время въ университетѣ посвящается обыкновенно усиленному чтенію, а отсутствіе навыка къ самостоятельной работѣ ведетъ къ тому, что читающій разбрасывается, глотаетъ книги безъ разбору и далеко не получаетъ ожидаемой пользы и наслажденія. Много тутъ виновата учебная постановка, бюрократическая точка зрѣнія на образованіе, преобладающая въ нашихъ гимназіяхъ, и чисто бюрократическое отношеніе учителей къ своей работѣ. Сорокъ лѣтъ тому назадъ указанная Пироговымъ цѣль воспитанія -- готовить людей, а не чиновниковъ -- остается до сихъ поръ идеаломъ, къ которому мы ни на шагъ за это время не приблизились. А для чиновника чтеніе есть лишнее и опасное бремя. Хорошо, если онъ грамотно пишетъ,-- цѣль, которая далеко не всегда достигается гимназіей.
Приложенная къ "Руководству" краткая теорія поэзіи, составленная г. Острогорскимъ по лучшимъ источникамъ, отличается ясностью и простотой изложенія. Изъ извѣстныхъ намъ руководствъ оно заслуживаетъ вниманія хорошимъ подборомъ примѣровъ, что, по нашему мнѣнію, представляетъ главное въ теоріи поэзіи. Къ каждому роду поэзіи приложенъ указатель лучшихъ образцовъ, что для неопытнаго читателя важно въ смыслѣ облегченія работы. По нимъ онъ уже и самъ доберется до новѣйшихъ авторовъ и съумѣетъ отвести каждому надлежащее мѣсто.
Вообще, мы охотно рекомендуемъ настоящую книгу г. Острогорскаго именно тѣмъ, которые стремятся къ самостоятельному ознакомленію съ изящной литературой и лишены возможности пользоваться указаніями и руководствомъ школы.