Острогорский Виктор Петрович
Из истории моего учительства. Как я сделался учителем. (1851-1864 гг.). Виктора Острогорского

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Изъ исторіи моего учительства. Какъ я сдѣлался учителемъ. (1851--1864 гг.). Виктора Острогорскаго. Изданіе О. Н. Поповой. Спб., 1895 г. Ц. 1 р. 25 к. Знаменитая въ нашей исторіи эпоха освобожденія крестьянъ и связанныхъ съ этимъ великимъ актомъ другихъ важныхъ преобразованій, дарованныхъ Россіи Александромъ Вторымъ, вызвала необыкновенный подъемъ духа почти во всѣхъ слояхъ населенія и дала одновременно цѣлый рядъ талантливыхъ и замѣчательныхъ представителей на всѣхъ путяхъ литературной, общественной и государственной дѣятельности. Естественно, что одною изъ первыхъ и главнѣйшихъ заботъ пробужденнаго русскаго общества явилась тогда же забота о скорѣйшемъ распространеніи свѣта науки и знанія. И это общество толпами шло въ раскрытыя настежь для всѣхъ двери университетскихъ аудиторій, слушало тамъ знаменитыхъ профессоровъ, составляло кружки для совмѣстнаго умственнаго и нравственнаго самообогащенія, устраивало воскресныя и ежедневныя даровыя школы для бѣдныхъ дѣтей, распространяя просвѣщеніе въ низшихъ слояхъ и находя въ этой кипучей дѣятельности великое нравственное удовлетвореніе. Тогда же зараждалась на Руси та новая школа, которая видѣла въ школьникѣ "человѣка", считая своею обязанностью привить къ нему "гуманность" въ широкомъ смыслѣ слова путемъ воспитательнаго воздѣйствія образованія и науки. Счастливымъ свидѣтелемъ и горячимъ участникомъ этого движенія въ лучшіе свои годы былъ и нашъ маститый педагогъ и литераторъ -- авторъ настоящей книги, сумѣвшій къ великой своей чести сохранить до сѣдыхъ волосъ и во всей неприкосновенности лучшія и благороднѣйшія симпатіи своей юности. Отдаваясь автобіографическимъ воспоминаніямъ о томъ, какъ онъ сдѣлался учителемъ, г. Острогорскій въ живыхъ и симпатичныхъ своихъ очеркахъ даетъ яркую картину настроенія лучшей части петербургскаго общества шестидесятыхъ годовъ, интересную характеристику такихъ профессоровъ, какъ М. М. Стасюлевичъ, Н. И. Костомаровъ, А. В. Никитенко, А. Н. Пыпинъ, К. Д. Кавелинъ и друг., посвящаетъ особую главу извѣстному педагогу и замѣчательному человѣку Ѳ. Ѳ. Резенеру, а также многія страницы составителю и редактору общеизвѣстнаго Настольнаго словаря -- Ф. Г. Толлю; здѣсь же читатель найдетъ цѣлый рядъ практическихъ и крайне полезныхъ указаній компетентнаго спеціалиста-педагога по вопросу о преподаваніи русской словесности, не говоря уже о его просвѣщенномъ взглядѣ на "священную дѣятельность учителя", въ наше время, кажется, присущемъ лишь весьма небольшому числу педагоговъ. "Такая оглядка на прошлое помогаетъ,-- говоритъ авторъ въ превосходно написанной заключительной главѣ (Тридцать лѣтъ назадъ),-- сравненію этого прошлаго съ настоящимъ; напоминаетъ многое изъ забытаго и многихъ изъ забытыхъ; преисполняетъ сердце печалью или гордою радостью, смотря по тому, насколько общество ушло впередъ". Не думаемъ, чтобы сердце нашего автора, даже только какъ педагога, особенно часто преисполнялось "гордою радостью". У насъ еще до сего времени не сознана, напримѣръ, необходимость лекцій по педагогикѣ въ университетахъ, на что въ книгѣ указывается неоднократно и весьма основательно, и благодаря этому огромное большинство нашихъ учителей среднихъ школъ совсѣмъ и не подозрѣваютъ, повидимому, что ихъ дѣятельность считалась когда-то "священною" и что подъ свѣтлыми пуговицами гимназическихъ мундирчиковъ бьются живыя человѣческія сердца, которыя они призваны смягчить путемъ науки. Свои "записи" г. Острогорскій предполагаетъ довести до настоящаго времени, а въ настоящемъ случаѣ ограничился пока первымъ, подготовительнымъ къ учительству періодомъ.
   Книга переполнена корректурными ошибками, что является грустнымъ удѣломъ большинства издаваемыхъ у насъ книгъ.

"Русская Мысль", кн.XII, 1896

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru