21-го іюля, 1895 года въ 11 час. утра, въ мѣстечкѣ Лисино, близь Тосво, скончался послѣ кратковременной и тяжкой болѣзни директоръ училища глухонѣмыхъ, извѣстный педагогъ, писатель и редакторъ журнала Образованіе, Василій Дмитріевичъ Сиповскій, сотрудникъ журнала Міръ Божій, въ первый же годъ изданія котораго, 1892-й, напечатавшій свою большую статью Сократъ и его ученіе, недавно изданную отдѣльно вмѣстѣ съ разсказомъ г. Короленко Тѣни.
Человѣкъ рѣдкой души, необыкновенно чутко отзывавшійся на всякое доброе дѣло, свѣтлаго, широкаго и просвѣщеннаго ума, покойный, неожиданно и безвременно сошедшій въ могилу, едва достигши пятидесяти одного года, былъ истиннымъ, вѣрнымъ, незамѣнимымъ другомъ своихъ близкихъ, которыхъ онъ умѣлъ выбирать и цѣнить, любимѣйшимъ учителемъ своихъ многочисленныхъ учениковъ и ученицъ, симпатичнѣйшимъ человѣкомъ для всѣхъ, кто его хоть сколько-нибудь зналъ. Воспитанникъ петербургской Ларинской гимназіи и петербургскаго университета начала шестидесятыхъ годовъ, онъ для всей своей послѣдующей, двадцатисемилѣтней, писательской и педагогической дѣятельности" вынесъ изъ этихъ лѣтъ величайшаго общаго подъема русскаго общества именно то, что въ этихъ годахъ было лучшаго. Это лучшее -- девизъ всей безупречной жизни покойнаго -- была въ немъ самая широкая гуманность, уваженіе къ человѣческой личности, и самая горячая любовь къ просвѣщенію, необходимость самаго широкаго и скорѣйшаго распространенія котораго онъ всегда отстаивалъ съ упорной настойчивостью и энергіей. Въ чистой душѣ этого сѣдовласаго юноши никогда не угасала ни любовь ко всему свѣжему, молодому, ни теплая вѣра въ добро, правду, въ силу и благотворность упорнаго серьезнаго труда. Изъ этихъ же лѣтъ своей юности вынесъ онъ и глубокое уваженіе къ литературѣ, которая была для него не коммерческимъ дѣломъ, а священнымъ служеніемъ одной истинѣ. Какъ словесникъ, онъ всецѣло принадлежалъ къ школѣ Стоюнина, сочиненія котораго онъ тщательно собралъ и издалъ съ прекраснѣйшею біографіею, и въ многочисленныхъ статьяхъ какъ своихъ, такъ и единомышленныхъ съ собой сотрудниковъ, проводилъ и развивалъ далѣе идеи своего учителя. За двадцать слишкомъ лѣтъ его редакторства, въ женскомъ образованіи, а затѣмъ съ 1892 г.-- Образованіи, словесность и родной языкъ, вопросы эстетическіе, образовательное чтеніе, занимаютъ всегда видное мѣсто.
Какъ историкъ, онъ былъ сторонникомъ постепеннаго мирнаго прогресса на почвѣ знанія исторіи, забвеніе уроковъ которой влечетъ за собой только мрачную реакцію и тьму невѣжества.
Отъ преподавателя исторіи онъ требовалъ яркой картинности изложенія, которое давало бы пищу не только уму, но и воображенію и сердцу, и три тома Родной старины -- эта лучшая, можетъ быть, единственная, книга для юношескаго чтенія по русской исторіи, плодъ долгаго и любимѣйшаго труда, останется вѣчной памятью покойнаго. Горячій сторонникъ женскаго образованія, гимназическаго и высшаго, которому онъ служилъ въ качествѣ и учителя Васильевской гимназіи, и тамъ же инспектора, и преподавателя женскихъ Педагогическихъ курсовъ, почти всю жизнь; ему же онъ посвятилъ не мало статей въ своихъ журналахъ, которые представляютъ, можно сказать, настоящую правдивую двадцатилѣтнюю лѣтопись этого образованія не только у насъ, но и на Западѣ, за жизнью котораго редакторъ всегда слѣдилъ. Говоря о журналахъ покойнаго, нельзя не обратить вниманія и на библіографію въ нихъ, въ которой разобрано не менѣе нѣсколькихъ тысячъ книгъ. Что же касается многочисленныхъ его статей, то довольно указать на такія капитальныя вещи, какъ Самостоятельное чтеніе учащихся, Значеніе Петра Великаго въ исторіи русскихъ школъ, О высшихъ женскихъ курсахъ, Чему учитъ и какъ учитъ, и мн. др. Основанный въ 1874 г. Журналъ женское образованіе съ 1892 года преобразуется и расширяется въ журналъ Образованіе, привлекаетъ къ себѣ лучшія педагогическо-литературныя силы и обращаетъ на себя общее вниманіе особенно статьями о народномъ образованіи въ Россіи и заграницей. Этотъ послѣдній журналъ, вмѣстѣ съ начавшими уже выходить выпусками Исторіи древней Эллады, былъ особенно близокъ сердцу покойнаго, и вотъ, въ самомъ разцвѣтѣ своей полезной дѣятельности, полный силъ, надеждъ и плановъ будущихъ работъ, онъ уже сходить въ могилу, одинъ изъ послѣднихъ могиканъ-педагоговъ-писателей идеалистовъ шестидесятниковъ.
Небогата событіями внѣшними эта, въ буквальномъ смыслѣ, трудовая жизнь на пользу горячо любимой родины и юношества. Родившись 26-го апрѣля 1844 г. въ Умани, въ Кіевской губерніи, онъ окончилъ курсъ съ золотою медалью въ Ларинской гимназія, а затѣмъ въ 1868 г. кандидатомъ въ филологическомъ факультетѣ петербургскаго университета, при которомъ извѣстный профессоръ исторіи М. С. Куторга предложилъ ему остаться для приготовленія къ профессурѣ. Но, не чувствуя призванія къ чистой наукѣ, покойный предпочелъ долю скромнаго учителя, и въ томъ же году сдѣлался преподавателемъ русскаго языка и словесности во второй прогимназіи (нынѣ седьмой гимназіи) и въ женской Маріинской, гдѣ преподаетъ исторію, а также и въ Ларинской гимназіи. Съ 1871 по 1874 г. онъ состоитъ преподавателемъ исторіи и словесности и воспитателемъ въ Кіевѣ, въ коллегіи Балагана, гдѣ онъ былъ вмѣстѣ съ тѣмъ и библіотекаремъ, и секретаремъ совѣта, одновременно уча исторіи въ институтѣ благородныхъ дѣвицъ. Съ 1874 г. вся его дѣятельность сосредоточивается въ вѣдомствѣ учрежденій Императрицы Маріи, гдѣ и прослужилъ онъ до смерти двадцать одинъ годъ, сначала преподавателемъ словесности и исторіи въ Патріотическомъ институтѣ и въ Васильевской женской гимназіи, гдѣ черезъ годъ становится и инспекторомъ, оставившимъ здѣсь по себѣ за десятилѣтнюю службу самую добрую память во всѣхъ сослуживцахъ и ученицахъ, горячо любившихъ своего гуманнаго наставника-друга. Къ этому же періоду относится преподаваніе покойнаго въ Пажескомъ корпусѣ и земской учительской школѣ. Съ 1878 г. состоялъ онъ до самой смерти лекторомъ исторіи въ женскихъ Педагогическихъ курсахъ, а съ 1885 г. былъ директоромъ училища глухонѣмыхъ, преподавая съ 1887 года исторію Ея Императорскому Высочеству Великой Княжнѣ Ксеніи Александровнѣ, а съ 1891 г. Ere Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу.
Не мало добра принесъ этотъ неутомимый труженикъ, вносившій свѣтъ во всякое дѣло, за свое десятилѣтнее директорство я училищу: благодаря ему, улучшились методы обученія глухонѣмыхъ языку, расширилось ихъ образованіе, развилось преподаваніе ремесламъ, столярному, слесарному и переплетному, и на блестящую ногу, съ 15.000 р. годового оборота, была поставлена имъ типографія.
Такова была жизнь и дѣятельность этого истиннаго педагога, друга гуманности и врага всякаго формализма, рутины, всякихъ происковъ и искательствъ, этого безукоризненно честнаго оптимиста, чистаго, скромнаго духомъ и сердцемъ. Онъ умеръ, какъ солдатъ на своемъ посту, въ глухомъ мѣстечкѣ Лисинѣ, которое назвалъ онъ мнѣ всего за тринадцать дней до смерти, бодрый и здоровый, въ своемъ послѣднемъ письмѣ, своей лѣсной берлогой, гдѣ лѣтомъ живутъ глухонѣмые. Тяжела утрата такого человѣка и дѣятеля, какихъ у насъ, да и всюду, немного; но если покойный умеръ въ сознаніи и въ послѣдній разъ передъ смертью могъ оглянуться на прожитую жизнь, то онъ умеръ съ чистою совѣстью, съ сознаніемъ, что его жизнь прожита не даромъ. Намъ, его друзьямъ, и всѣмъ у него учившимся, остается въ утѣшеніе благодарное воспоминаніе о томъ добрѣ, которое онъ въ нашу жизнь вносилъ. Исторія же русской педагогики и педагогической литературы впишетъ имя почившаго Василія Дмитріевича въ число именъ благороднѣйшихъ и талантливѣйшихъ своихъ дѣятелей.