[1782-1833] - теоретик русского классицизма. Происходил из обедневшей среднедворянской семьи. Издавал журнал "Любитель словесности" [1806]. По поручению Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств приступил в 1806 к составлению "словаря пиитического", который и был им окончен лишь через 14 лет ("Словарь древней и новой поэзии", 3 части, СПБ, 1821). Длительность подготовки "Словаря" была вызвана не только сравнительной трудностью подобного предприятия, почти не имевшего до того времени прецедентов в России и на Западе, но и чрезвычайной обремененностью Остолопова чиновничьей службой. "Словарь" О., созданный, "чтобы учащих и учащихся поэзии избавить от чтения множества писанных по сему предмету книг", представляет род литературной энциклопедии, где азбучно расположенные термины "школьной пиитики" содержат практическую рецептуру нормативной эстетики классицизма. Завершающий консервативно-дворянскую традицию предыдущего века "Словарь" Остолопова одновременно содержит некоторое - очень слабое впрочем - влияние буржуазного "историзма", заботу о том, чтобы изучающие писателя "могли соображать его творение с нравами того века". Для позиций "Словаря" крайне характерно предлагаемое им определение "поэзии", строго выдержанное в духе классической поэтики: "Поэзия есть вымысел, основанный на подражании природе изящной и выраженный словами, расположенными по известному размеру, - так как проза или красноречие есть изображение самой природы речью свободною.
Оратор говорит только истину с убедительною силою и простотою, а поэт изображает правдоподобное с такой поразительною приятностию, которая пленяет и с тем вместе потрясает душу..." "Но что же есть изящная природа? что значит подражать изящной природе?
Изящная природа не есть истинное существующее, но истинное могущее существовать, истинное избранное, изящное, и представленное так, как бы оно в самом деле существовало - со всеми совершенствами, какие только принять оно может. Подражание изящной природе есть представление предмета в таком совершенном виде, в каком только можем его вообразить, несмотря на то, существует ли он действительно, или только может существовать".
Кроме "Словаря" из литературоведческих трудов Остолопова заслуживает внимания "Ключ к сочинением Державина" (СПБ, 1822), один из первых русских литературных комментариев.
Остолопов проявил себя и как поэт, оставив после себя ряд псевдонародных романсов ("Бедная Дуня") и песен ("Не бушуйте, ветры буйные", "Солнце красное, оставь ты небеса").
Библиография:
I. Евгения, или нынешнее воспитание, Повесть, СПБ, 1803; Прежние досуги, М., 1816. Переводы: Опыт Вольтера на поэзию эпическую, СПБ, 1802; Тассовы мечтания, изд. 2-е, СПБ, 1819 (1-е изд., 1808 - "Тассовы ночи").
II. Сухомлинов М. И., Исследования и статьи, т. I, СПБ, 1889, стр. 199; Трубицин Н., О народной поэзии в литературном и бытовом обиходе первой трети XIX в., СПБ, 1912, стр. 144-146.
III. Геннади Г., Справочный словарь, т. III, М., 1908; Кубасов Ив., Статья в "Русском биографическом словаре", т. "Обезьянников - Очкин", СПБ, 1905; Словарь членов Общества любителей российской словесности, [М., 1911].
П.Берков
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 8. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 346-347.