Осоргин Михаил Андреевич
А. К. Маликов и В. Г. Короленко
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Осоргин Михаил Андреевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 16/04/2014. 14k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Мемуары
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
М. А. Осоргин
А. К. Маликов и В. Г. Короленко
Осоргин М. А. Воспоминания. Повесть о сестре
Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1992.
Наше поколение в чрезвычайно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века. В жизни каждого из нас есть отдел древней истории, -- и она, действительно, древняя, не только для нас, а вообще. Так, с точки зрения современных русских Прустов (а их молодость также относительна), вряд ли велика разница во времени между Гомером и Боборыкиным
1
, -- я же с одинаковым аппетитом обедал в Париже с Газдановым
2
, в Риме с Боборыкиным, а в Москве даже с H. H. Златовратским, который уже, по тому времени, принадлежал если не к древним, то к средним векам русской литературы. Впрочем, он был моложе Боборыкина, дольше цеплявшегося за литературную известность и до конца жизни писавшего романы на темы дня.
Когда-то, тоже в средние века, я завел толстенную тетрадь в переплете, озаглавив ее "Книга встреч"; на первой странице было написано: "Эту тетрадь завещаю "Русским ведомостям". -- Но наследник умер раньше наследодателя: нет ни "Русских ведомостей", ни большинства их последних руководителей: умерли В. Соболевский
3
, А. Мануйлов
4
, В. Розенберг
5
, И. Игнатов
6
, Н. Сперанский
7
, Н. Эфрос
8
. Кому теперь завещать "Книгу встреч"? И вот я вырываю из нее странички.
На днях я читал третий и четвертый тома "Истории моего современника" В. Короленка в новом издании "Академии"
9
. Там он целую главу посвящает Александру Капитоновичу Маликову
10
, известному "предшественнику Толстого", революционеру-богоискателю, участнику процессов "каракозовского" и "193". Два старых друга хотели написать по книге об этом замечательном человеке: В. Короленко и Н. Чайковский
11
; оба не успели. Осталась только плохая и пустая книга Фаресова
12
да ряд отрывочных воспоминаний Короленка, Пругавина
13
, Чайковского и других. Сейчас в России пишется книга о предшественниках Толстого в "теории непротивления", в том числе и о Маликове.
Памятью уходя в прошлое, вижу себя студентом на крошечном хуторе "Маликовка", отделившемся от большого имения А. П. Чарушникова (издателя)
14
. Этот хутор А. К. Маликов получил в виде гонорара за свою книгу "На задворках фабрики. Край без будущего" от своих издателей (Чарушникова и Дороватовского). При хуторе десятин восемь земли -- поля и лесок. Постоянно здесь живет третья жена А. К., крестьянка, умная и отличная женщина, подарившая его тремя сыновьями. Летом приезжают старшие дочери Малико-ва, -- и все, включая меня -- гостя, работают в поле.
Работаем мы, собственно, для того, чтобы прокормить корову и лошадь. В дни покоса встаем в пять часов, косим вику с тимофеевкой, пока не ушла роса, дважды шевелим и ворошим под солнцем, а вечером конь Васька отвозит душистое сено. Питаемся молоком, гречневой кашей и огурцами с огорода.
Распорядитель работ -- Александр Капитонович. Высокий, плечистый старик с седой бородой, прекрасным умным лицом и неизменной веселостью. Широко образованный, повидавший мир (в Америке с Чайковским он устраивал "Прогрессивную коммуну" в Канзасе), свой человек в кругу мужиков и профессоров, по натуре -- анархист, по религии -- поэт крестьянского православия, изумительный рассказчик, юморист и оратор Божьей милостью, -- таких в России было немного. Когда-то близко дружил с Толстым, во многом на него влиял, но разошелся. За плечами огромная жизнь, возраст за шестьдесят, а в люльке последний ребенок. Личность красоты изумительной и побеждающей.
В этом "богоискателе" не было ничего от ханжества, да, вероятно, не было и той непрестанной внутренней борьбы, которая отличала Толстого. Маликов никому ничего не навязывал, -- он заражал своим поэтическим даром; я думаю, что религия была для него поэзией. Он крестился широким мужицким крестом, напевал арии из опер, любил начать наш огуречно-молочный обед рюмкой водки, играл в карты, говорил на любую тему, часто и весело смеялся и был полон жизни. В свое время он подсказал Льву Толстому идею непротивления, -- но никогда не было в нем того сладенького смирения, которое так неприятно отличает "толстовцев". К существующему строю, как и к официальной церковности, он относился с осуждением и, конечно, никогда не переставал чувствовать себя революционером. Чудесен рассказ о том, как на суде, вместо всяких оправданий, Маликов произнес блестящую речь, в которой доказывал, что "даже в прокуроре должна быть искра Божия". Любопытно, что Маликов был одно время в оживленной переписке с К. Победоносцевым
15
, своим бывшим профессором московского университета. Переписка началась письмом Маликова по поводу возмутительных приемов администрации в отношении рабочих. Победоносцев ответил, -- и между ними возникла интересная полемика; в то время Маликов был судебным следователем. Когда позже явились однажды жандармы для ареста Маликова, в связи с каким-то политическим делом, и, произведя обыск, нашли письма Победоносцева, произошла любопытная сцена: жандармы были совершенно огорошены и ушли с извинениями. К сожалению, эти письма, по-видимому, не сохранились. Их разыскивал Короленко, хотевший их опубликовать; ищут их и сейчас, но безрезультатно. У меня сохранилось письмо Короленка, который говорит, что видел и читал эту переписку "неблагонадежного с Победоносцевым" в Перми, когда жил с Малиновым, и что она представляет большой интерес.
Умер Маликов в Вильно в 1904 году, насколько помню, -- в доме своего друга Лопатина, брата Германа Александровича. Из последователей его "религии богочеловечества" два-три человека живы, но уже давно с этой религией расстались.
Всегда было мне жалко, что по тогдашнему моему мальчишеству я не всмотрелся и не вслушался в этого человека достаточно, чтобы теперь рассказать о нем больше; но вижу его и до сих пор ясно: и на покосе, и в конюшне, которую мы вместе чистили, и в лесу, куда ходили по грибы, и на крылечке хутора за вечерним чаем. И много раз мой маленький фотографический аппарат запечатлел его крупную мужицкую фигуру с лопатой, граблями, на огороде, рядом с деспотом хутора -- конем Васькой, крутобоким обжорой, но, впрочем, неплохим работником на себя самого. Эти фотографии должны быть в архиве В. Короленка, которому позже были отправлены.
А вот самого Владимира Галактионовича я видел только раз -- в Москве, на вокзале, где мы провели лишь с полчаса за столиком буфета. Но этого было достаточно, чтобы влюбиться в прекрасное лицо и еще неполную седину (по-итальянски -- "соль с перцем"!) русского писателя (кажется, на него украинцы прав не предъявляют?). Никогда не видел лица благообразнее и приятнее! Чистота, мягкость и душевность, -- как в каждой написанной им строке. Такому человеку можно доверить все, самое дорогое и интимное, -- и быть спокойным, и знать, что встретишь полное внимание и чуткую серьезность. Я не уверен, что такие люди еще остались в России.
Для наших дней Короленко стал "скучным": его относят к разряду отошедших в небытие и забвение народников. Притом, -- был ли он чистым художником? Он признавался: "Порою во мне борются бытописатель с художником, и мне приходится отдавать предпочтение бытописателю". Он по необходимости был и публицистом, -- оставил книгу "Бытовое явление"
16
, прямота, честность и сдержанность которой исключительны. Мог ли он думать, что смертная казнь, ставшая "бытовым явлением" в те далекие годы (в "средние века"!), еще позже станет в той же России уже не просто бытом, а узаконенным методом воспитания и ходячей монетой политических расчетов? Но в то время его книга производила громадное впечатление и была настоящим писательским и человеческим подвигом. Короленко сам ее ценил. Когда удалось издать ее на итальянском языке (в 1910 г.), он писал мне в Рим: "Ни одна из моих работ, появляясь в переводе, не доставляет мне этим такого удовлетворения, как именно эта".
Не все знают, что в 1921 году, по просьбе злополучного Общественного комитета помощи голодающим
17
, В. Г. Короленко принял звание Почетного председателя комитета. На посланную ему комитетом телеграмму он тогда ответил телеграммой же: "Я болен и слаб, силы мои уже не те, какие нужны в настоящее время, но тем не менее глубоко благодарен товарищам, вспомнившим обо мне в годину небывалого еще бедствия, и постараюсь сделать все, что буду в силах". Тогда же приезжие из Полтавы рассказали, что местные профсоюзы решили подчеркнуть оригинальным подношением свое глубокое уважение к старому писателю, который, несмотря на болезни, отдавал все свое время ходатайствам и заступничествам за лиц, преследовавшихся советскими властями. Профсоюзы поднесли ему по три пуда муки и по 80 аршин материи с каждого союза. Все полученное Короленко, сам живший в большой нужде, передал немедленно в фонд помощи голодающим.
При разгроме комитета его, к счастью, не тронули. Но были уже сочтены дни Владимира Галактионовича.
Отвлекусь от личных воспоминаний. Выше я предположил, что украинцы, кажется, не очень претендуют на лишение Короленка звания русского писателя. По этому поводу стоит прочесть страничку в его "Истории моего современника" об украинских дебатах в Вышневолоцкой политической тюрьме, где содержался Короленко в 1880 году.
Короленко причислял себя к "общеруссам" -- и за это подвергался нападкам земляков. Когда же ему указывали на "национальное угнетение украинцев русскими", он любил рассказывать, как ему пришлось встретиться с земляком -- жандармским офицером, который изливался по части "ковбасы та варенухи" и общей родины. "Я холодно слушал излияния "земляка", -- пишет В. Г., -- и теперь, в спорах, ссылался на этот пример: вопрос не в "варенухах и ковбасе", а в том, чтобы не было жандармов с Их деятельностью, будь они украинцы или великороссы. А тогда была полоса, когда именно украинцы охотно вербовались в жандармскую службу". Так упрек в "беспочвенности общеруссов" отражался встречным упреком в беспочвенности национализма. Убежденным "общеруссом" Короленко остался до смерти: всякая духовная узость была чужда этому человеку.
Я соединил в кратких воспоминаниях имена Маликова и Короленка потому, что и в жизни их соединяла давняя дружба и взаимное уважение. Но, кроме того, хотелось сказать: вот образчики людей, каких больше не найдешь! И не только потому, что они обладала талантом и даром обаяния: они, действительно, были обаятельны и необыкновенны. Очаровывала широта и независимость их взглядов, их необычайная последовательность (отказ Короленка от присяги, маликовская "искра Божия в прокуроре"), их юмор и жизнерадостность, -- и в то же время всегдашняя готовность к самой настоящей борьбе, а не к пустым словопрениям. Даже мимолетная встреча с ними крепко запечатлевалась, -- и заряжала жизненностью. Счастливы те, кому довелось жить в постоянном и близком с ними общении, особенно в годы их зрелости и силы.
Наше поколение с ними только соприкоснулось, -- но и за это спасибо судьбе!
ПРИМЕЧАНИЯ
А. К. Маликов и В. Г. Короленко
Из цикла "Встречи" (1933, 5 марта, No 4365)
1
Боборыкин, Петр Дмитриевич (1836--1921) -- русский писатель. См. о нем ниже.
2
Газданов, Гайто Иванович (1903--1971) -- русский писатель. С !920 г. -- за границей. М. А. Осоргин покровительствовал ему как молодому автору.
3
Соболевский, Василий Михайлович (1846--1913) -- публицист, один из редакторов "Русских ведомостей". См. о нем ниже.
4
Мануйлов (Мануйлов), Александр Аполлонович (1861-1929) -- публицист, один из редакторов "Русских ведомостей".
5
Розенберг, Владимир Александрович (1860--1932) -- публицист, один из редакторов "Русских ведомостей".
6
Игнатов, Илья Николаевич (1858--1921) -- публицист, литературный критик, один из редакторов "Русских ведомостей".
7
Сперанский, Николай Васильевич (1861--1921) -- публицист, заведовал иностранным отделом "Русских ведомостей".
8
Эфрос, Николай Ефимович (1867--1923) -- публицист, театральный и литературный критик, заведовал в "Русских ведомостях" московским отделом.
9
Воспоминания В. Г. Короленко "История моего современника" вышли в издательстве "Academia" (M.; Л., 1930--1931), в трех книгах (четырех томах).
10
Маликов, Александр Капитонович (1839--1904) -- русский писатель, народник.
11
Чайковский, Николай Васильевич (1850/51--1926) -- революционер-народник, позднее эсер,
12
Фаресов, Анатолий Иванович (1852--1928) -- писатель, публицист.
13
Пругавин, Александр Степанович (1850--1921) -- публицист, историк, этнограф.
14
Чарушников, Александр Петрович (1852--1913) -- руководитель прогрессивного издательства "С. Дороватовский и А. Чарушников", участник народнического движения.
15
Победоносцев, Константин Петрович (1827--1907) -- русский государственный деятель, юрист, обер-прокурор Синода (1880--1905).
16
Статья В. Г. Короленко "Бытовое явление" (1910) была направлена против смертной казни и с письмом Л. Н. Толстого в качестве предисловия тогда же появилась в переводах на многие языки. Для итальянского издания (Рим, 1910) М. А. Осоргин написал специальное введение.
17
Позднее члены Общественного комитета помощи голодающим были арестованы. См. об этом ниже.
Оставить комментарий
Осоргин Михаил Андреевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 16/04/2014. 14k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.