Осоргин Михаил Андреевич
Книжки, приводимые за полезность

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   М. А. Осоргин. Заметки старого книгоеда
   

КНИЖКИ, ПРИВОДИМЫЕ ЗА ПОЛЕЗНОСТЬ

   По случаю всеобщих заболеваний лучше всего из дому не выходить, разве что уж очень нужно, а читать с прилежанием старую книжку, у кого какая имеется, в надежде найти в ней утеху и пользу. Месяц февраль чрезвычайно опасен для здоровья, что и доказано телеграммами со всего мира о болезни грипп, на русском языке не имеющейся.
   В превесьма старинной и редкостной книжке "Календарь, или Месяцеслов исторический и генеалогический", напечатанной в Санкт-Петербурге, в типографии Академии наук, в 1731 году, прямо так и читаешь:
   

Февраль

   Блюди здоровье: многих побил Марс сердитой,
   буде так драгой вещи, как из меди слитой
   Болван; не побережешь, то слово не ложно,
   На тебе все сбудется мое неотложно.
   
   Таковыми прогностиками наши предки всегда руководились. Что же касается болезни грипп, если она уже приключилась, то и для нее можно в старых книжках найти подходящее леченье, много попроще нынешних способов. По-старому этот грипп, в числе еще некоторых подобных болезней, назывался "заразительной горячкой". И вот мы находим следующую подходящую книжечку: "Аптека домашняя и дорожная, лекарями пересмотренная, вместе с полным списком белью для хозяйств и путешествующих, также и с таблицею доходов и расходов и с всегдашним календарем. Издание оригинальное для воровского перепечатания с печатью моего имени замеченное. Лейпциг, у К. Г. Е. Арндта; в время ярмонок на площади в лавке близко верхняго фонаря на среднем торговом ряду". (Издание приблизительно около 1816 г.) Заглавие переписываю ввиду прекрасного его звучания для уха любителей старины; для лиц же больных в книжечке имеется рецепт под номером 3 и титлом "Средство от заразительных горячек", а именно:
   "Очень полезно часто брать в рот и жевать кусочек ревенева корня, особливо по утрам. Также и пить несколько хорошаго винного уксуса или взять в рот и часто мыть им руки и лицо, особливо по утрам. Кардамон также, когда возьмешь в рот и жуешь, есть лекарство от заражения. Наипаче при таких болезнях надобно не приближаться к больному натощак или неевши прежде того лекарства, ежели возможно убегать таких посещений".
   Между тем как у нас часто ходят по гостям, почему настоящий рецепт и привожу.
   

КАК СЕБЯ ВЕСТИ

   Говоря о разных редких старинных книжках, и чтобы читателю было поинтереснее, стараюсь наблюдать и пользу от таковых сообщений. Конечно, нынешние критики поступают иначе, думая лишь об удовольствии чтения и выставляя себя всезнающими и чрезвычайно умными. В старину же пустая книжка, бесполезная для человека, не была в почете, как ее ни расхваливай. Сам государь Петр Великий повелел издать для юношества особую книжку, весьма знаменитую и ныне редкостную, под названием "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению" (1719). Имеются в ней советы и указания, весьма полезные и для нас, как вынужденно живущих в европейских городах, где необходим хороший тон поведения в обществе.
   Тут можно найти про многое. И про то, что юноши должны уметь говорить на иностранных языках, "чтоб можно их (отроков) от других болванов распознать", и про то, как быть благочестивым кавалером, как стричь ногти, "да не явится якобы оныя бархатом обшиты", и даже о потуплении глаз настоящей хорошей и стыдливой девицею. Нам же всего нужнее правила благопристойности в обществе, например, на случай нашего приглашения к обеду в знакомое французское семейство.
   На сей случай имеется такое руководство:
   "Рыгать, кашлять и подобныя такия грубыя действия в лице другого не чини, иль чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая востанет, мог чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отвороти рот на сторону, или ска-тертию или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться тем загадить. И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит, и тем в прибытии других людей пужает и устрашает. Еще же зело не пристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях".
   За столом в гостях рекомендовано "сидеть благочинно, не жрать, как свиния, и не дуть в ушное, чтоб везде брызгало".
   Что же касается до молодых девиц и поведения таковых на писательских, адвокатских, галлиполийских1 и прочих благотворительных балах, то и для них находим подходящее руководство. Для стыдливого цвета лица им указывается пить немного вареного вина с корицею и сахаром, про коктейль же и иные подобные напитки ничего не сказано. И при этом объяснено, что "непорядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужикам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудныя песни, веселится и напивается пьяна. Скачет по столам и скамьям, дает себя по всем углам таскать и волочить, яко стерьва".
   Ибо в старые времена это считалось не соответствующим воспитанию, хотя ныне правила и переменились, не говоря уже о танцевальных забавах -- танго и фокстротах.
   

ГОРАЗДО ПОЛУЧШЕ, ЧЕМ В НИЦЦЕ!

   Начинается в Париже время маскарадное, и, хотя наша масленая поотстала на пять недель, однако, считаю не лишним указать, что в старое время люди были гораздо выдумчивее на маски, как о том и находим в посвященных сему книгах.
   Нынче что? Нынче изображают из себя Евгения Онегина, либо баядерку, либо газетную прессу, либо -- кто поспособнее -- пакт Келлога2 и тому подобную современность. Раньше же изображали отвлеченные понятия, как пороки и добродетели, и для фантазии было места больше.
   Так, имеется у меня книга "Торжествующая Минерва. Общенародное зрелище, представленное большим маскарадом в Москве 1763 года, генваря 30 дня". Приложен к книжке портрет знаменитого актера Волкова, гравированный пунктиром, предисловие к книге написал в стихах М. Херасков, а хоровые в ней песни составлены Сумароковым, хотя имя его и не обозначено. И как подумаю: ну может ли с этим московским маскарадом, времени Великой Екатерины, сравниться нынешний жалкий рекламный карнавал в городе Ницце! Даже и сравнивать нельзя, очень обидно для прошлого.
   Впереди шел Момус, или пересмешник, на нем куклы и колокольчики, а также надпись: "Упражнение малоумных". Дальше -- всего не перечислишь даже в сотой доле. И театры кукольные, и Родомант, забияка, храбрый дурак, и служители Панталоновы, и скоромуши, и книго-хранительница безумного враля, и дикари, и арлекин, и барабанщики в кольчугах. Или, например, идут два человека и несут быка с приделанными на груди рогами, на нем сидящий человек "имеет на грудях оконницу и держит модель кругом вертящагося дома, пред ним 12 человек в шутовском платье с дудками и погремушками".
   Но главное дело -- изображение пороков, из которых упоминаем:
   Несогласие.-- Изображены ястреб, терзающий голубя, паук опускается на жабу, кошачья голова с мышью, лисица давит курицу. И надпись: "Действие злых сердец".
   Обман.-- Вверху маска, а кругом змеи, кроющиеся в розах. И надпись: "Пагубная прелесть".
   Невежество.-- Нетопырь, черные сети и ослова голова, и опять надпись: "Вред и непотребство".
   Превратный свет.-- Летающие четвероногие звери и в них обращенное человеческое лицо: "Непросвещенные разумы".
   А дальше пьянство, мздоимство, спесь, мотовство. Потом идет Вулкан с кузнецами, колесница Юпитера, Златой Век, Парнас, Мир и еще и еще разные добродетели. И на конце хоры с песнями.
   Вот это маскарад! Правда -- устраивал его великий русский актер Ф. Волков в сотрудничестве с отличными пиитами.
   Это вам не то чтобы надеть на туловище носовой платок, отделанный крепдешином,-- узнавай, кто такая. Человек повертится, посмотрит туда и сюда и сразу: "Ясное дело -- Мариванна, по родинке видно".
   

К ПРЕДСТОЯЩЕЙ МАСЛЕНОЙ

   И уж кстати, в приближении указанных праздников, порекомендую старую книжку по масленой части. Называется она "Маловременные владетели, или Блестящая масленица". Год и место печати не указаны, книжечка же очень редка. Описано в ней, в выражениях шутливых и весьма картинных, сражение зимнего мясоеда с блестящей масленой. Сражаются они ухватами, сковородами, лопатами и помелами, а армия состоит из бычков, барашков, свинок, поросенков, гуськов, уточек; индеечек, курочек и пр. Побеждает масленица, и тогда ей хором поют приветствия:
   
   Масленицу с радостию нашею встречаем,
   С веселием и кочерги в руки принимаем.
   В готовности уж пред вами строем
   Ухватами и кочергами честь отдать.
   Все уже у наших баб все будет исправно,
   И сковородниками пойдем регулярно
   Блины, оладьи печь. Давно уже чтимся
   И о масленице весьма веселимся.
   
   Тут один запевает:
   
   Пожалуй меня, послушай,
   Сию рюмку водки кушай!
   Есть, видишь, чем и закусить:
   Блины, оладьи стоят,
   Которых ныне едят.
   
   Все же отвечают:
   
   Довольны и так, довольны!
   Что утробы стали полны!
   А сердца так развеселились,
   Что все со стульев посвалились.
   
   Каковые стихи, может быть, ныне могли бы сочинить и получше, но уж веселья того, конечно, больше не найти, как умели наши предки. А то в русском ресторане с французской вывеской спросят пять блинов и едят со сметаной, после чего подают, как обычно, каждодневное кушанье "мутон-де-баран" и "пом-фри". Прежде же такое и для великого поста считалось мало.
   Настоящими полезными сведениями старых книжек полагаю закончить сегодняшнее мое изложение.

[10 февраля 1929 г.]

   

ПРИМЕЧАНИЯ

   ПН, 1929, No 2881, 10 февр.
   1 Имеются в виду благотворительные мероприятия, доход от которых передавался в фонд помощи русским эмигрантам, находящимся на Галлипольском полуострове в Турции.
   2 Пакт Келлога-Бриана (Парижский пакт) был заключен в 1928 г.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru