Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. -- (Материалы Лаборатории городской культуры и СМИ Перм. ун-та. Вып. 1)
Призыв к силе
На прошлой неделе Императорский Малый театр подарил Москву интересной новинкой -- драмой Н. Тимковского "Сильные и слабые". Автор этой четырехактной пьесы составил себе имя как талантливый беллетрист, напомню его повести "Сергей Шумов", "Гувернантки", "Жизнь". Его рассказы и очерки вышли в Москве в двух томах.
Содержание новой пьесы я не буду рассказывать и коснусь только ее основной мысли. Если мы попробуем уловить господствующую, вернее, начинающую заявлять о себе идею времени, нам придется назвать ее призыв к силе. Надоело это бесконечное нытье и в жизни, и в литературе, и на сцене, и везде. Старикам простительно жаловаться на жизнь, но ведь главным образом ноет и тоскует молодежь. Беспомощное и близорукое искание жизни, шатанье между убеждениями, жалобы на тесноту белого света и наряду с этим полная неспособность к борьбе и работе, -- разве это не характеристические черты современной интеллигенции, по крайней мере, столичной?
До сих пор еще нытье и тоска считаются неотъемлемою принадлежностью талантливых неудачников и окружены ореолом почти поэтическим. Находила же возможным московская публика, в особенности женщины, оправдывать стоны и жалобы чеховских трех героинь! Оправдывая их -- оправдывали и себя. Но, мне кажется, пришло время поставить ребром вопрос о нытье (как иначе назвать этот новый вопрос?)
Максим Горький задался целью создать нового человека. В лице Нила из его пьесы "Мещане", которая, кстати сказать, Москве не понравилась, некоторые остроумцы хотят видеть чуть ли не Заратустру. Но, к сожалению, Нил оказывается слишком глупым и пошлым малым для сверхчеловека. Энергии в нем много, но затрачивается она на такую чепуху, как "отчитыванье" начальника депо и показыванье языка приемному отцу. Блаженной памяти Марк Волохов был изобретательнее. Действительно ли Нил -- здоровая натура, еще неизвестно. Да и вообще талант Максима Горького настолько выяснился, что в дальнейшей его литературной деятельности мы вряд ли можем ожидать от него нового слова и новых типов, в особенности -- здоровых.
Что читает русская "ищущая" интеллигенция? В Москве возникает множество официальных и частных кружков, и все они вырабатывают приблизительно одну и ту же программу чтения: о писателях упадка -- Чехове, Горьком -- и о пророках возрождения -- Ницше, Ибсене. Двум первым воздают должное, на двух последних возлагают надежды. Везде слышен призыв к силе, всем наскучило беспросветное нытье слабых, неспособных к жизни и мешающих жить другим.
Тот же призыв к силе мы чувствуем в новой драме Тимковского. Она бодрит -- и за это хвала автору. Центральное лицо драмы -- Дмитрий Претуров -- сильная, цельная натура, не способная на сделки, не признающая размена чувств на мелкую монету. Но Дмитрий не похож на горьковского Нила; он умен и благороден; не похож он и на тот неудачный тип, который хотят выкроить из Зара-тустры -- он снисходителен, мягок, вернее, гибок, как бывает гибкой сталь. Сила его не ужасает, как сила у Ницше, но притягивает. Это -- новый тип сильного, это -- не сфабрикованный, а естественный, природный аристократ духа.
Брат Дмитрия -- Георгий, олицетворение слабости и ходячего нытья, неврастеник в последней степени, -- слишком знакомая нам натура, чтобы о ней распространяться.
Остальные персонажи драмы воплощают в себе разные комбинации трусости перед жизнью, бесхарактерности, безвольности, глупости и вообще слабости в широком смысле слова. Их поприще -- жизненное болото, их занятие -- нытье, их роль -- тормозить дело сильным и висеть у них на шее. Но все они -- деспоты, так как чувствуют за своей спиной сильную поддержку и оправдание: эта поддержка -- толпа им подобных, численное превосходство слабых, это оправдание -- ссылка на больной век, на чувствительность их сердец, на угнетение силы.
Какое впечатление производит пьеса? На мой взгляд, она пробуждает стыд за слабость, отвращение к нытью, она "возбуждает" в лучшем смысле слова, наконец, она бодрит, укрепляет в силах уже пробудившихся от сна и отказавшихся от нытья.
17 ноября 1902 г.
Комментарии
Призыв к силе. 17 нояб. 1902 г.
С. 135. Тимковский Н. Н. (1863-1922) -- русский драматург. Его пьесы ставились в Малом, Александрийском и других театрах Москвы и Петербурга. Пьеса "Сильные и слабые" была написана им в 1902 году.
С. 136. Пьеса "Мещане" (1901) была разрешена к постановке только в Художественном театре. Премьера состоялась во время петербургских гастролей театра 26 марта 1902 года.