Осоргин Михаил Андреевич
Сказка о метрополитене

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Осоргин М. А. Московские письма.
   Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. -- (Материалы Лаборатории городской культуры и СМИ Перм. ун-та. Вып. 1)
   

Сказка о метрополитене

   Сегодня у нас целых три злобы дня, и есть о чем поговорить визитерам многочисленных именинниц. Одна злоба дня -- мировая: умер Золя; другая -- ясно-полянская: случился пожар у графа Толстого; третья -- московская: приехал инженер Б.И.Балинский, знаменитость последних месяцев, автор проекта "метрополитена". Что означает это страшное слово, вы, вероятно, знаете. Уже не первый месяц газеты обеих столиц переполнены статьями о фантастическом проекте внеуличных железных дорог, и имя инженера Балинского упоминалось всуе гораздо чаще, чем в свое время трепалось имя инженера Демчинского. Проект метрополитена, не говоря уже о его темном происхождении, нарушает право городского самоуправления. Эффектная сторона проекта заключается в том, что предполагается снести чуть не половину Москвы, не исключая и центральных местностей, и построить Москву новую. Необыкновенные удобства, сулимые в будущем, обойдутся в настоящем в 120 миллионов рублей. Одним словом, все это похоже на сказку и притом очень гнусную. Прессе удалось пока выяснить, что весь этот проект есть проект грандиозного мошенничества. Но борьба столичных дум с темными личностями, стоящими во главе метрополитена, еще не окончена. Вот вкратце история метрополитена. Вот вчера приехал, наконец, сам герой, вернее, один из героев будущего интересного судебного процесса, Б.И.Балинский. Приехал он с целью прочесть ряд лекций о своем проекте, но прочесть так, чтобы никто его не понял, иначе -- боится он -- его идею похитят. Ему потребовалось 17 мольбертов для черчений и акварельных рисунков, кафедра в думском зале, его беспокоит акустика, он обижен на прессу, на его лекции вход ограничен двумястами лиц, стоящих у кормила городского управления...
   И Москва ждет, корреспонденты чинят карандаши... Что скажет Балинский?!.
   А Балинский ничего не скажет, как ничего не сказал в Петербурге, где он также "читал лекции", как какой-нибудь профессор.
   Пройдет несколько месяцев, и все Балинские, Вернеры, Кнорре и Ко исчезнут также эффектно, как выплыли на поверхность общественной жизни. А обыватель, взирая на круги, расходящиеся по темной воде в том месте, где провалился метрополитен, разведет руками и скажет... вернее -- ничего не найдет сказать.
   И выйдет, что гора родила мышь, одну из тех мышей, которые, по словам городничего, пришли, понюхали и ушли.
   
   26 сентября 1902 г.
   

Комментарии

   Сказка о метрополитене. 26 сент. 1902 г.
   С. 33. ...многочисленных именинниц... -- 17 (30) сентября отмечают именины Веры, Надежды и Любови.
   Э. Золя умер 16 (29) сентября 1902 г.
   ...случился пожар у графа Толстого... -- в ночь с 10 на 11 сентября в яснополянском доме Толстого горел чердак. "Московский листок" 17 сентября писал: "Нам сообщают из Ясной Поляны, что вечером 10 сентября в доме гр. С.А.Толстой вспыхнул пожар; огонь был усмотрен на чердаке, как раз над кабинетом и спальней Льва Николаевича; загорелись балки, и отсюда огонь стал распространяться по всему чердачному помещению. Тотчас же были приняты меры к тушению пожара средствами, имеющимися под рукой, и распространение огня было скоро прекращено".
   Инженеры П. И. Балинский и Е.К.Кнорре при поддержке американского банкира Мэрри Вернера 30 сентября 1902 г. представили на рассмотрение Московской Думы проект метрополитена. Проект предполагал строительство нескольких радиальный линий, соединяющих Центральный вокзал неподалеку от Красной площади со станциями Окружной дороги. Проект отличался высоким уровнем инженерных решений, но в Думе постановили: "Господину Балинскому в его домогательствах отказать", ибо "в силу бытовых и экономических особенностей города Москвы устройство в ней внеуличных дорог является преждевременным, как не вызываемое насущными потребностями населения".
   Демчинский Николай Александрович -- инженер путей сообщения, правовед, синоптик, писатель. Родился в 1851 г., служил на Оренбургской, Московско-Курской и Юго-Западной железных дорогах. В 1877 г. был корреспондентом "Голоса", заведовал железнодорожным отделом. С 1900 г. начал свое сотрудничество в "Новом Времени", где публиковал предсказания погоды. В 1900-1903 гг. Демчинский издавал журнал "Климат". Очевидно, Осоргин иронизирует по поводу достоверности его прогнозов.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru