Осоргин Михаил Андреевич
Оперные страсти

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Осоргин М. А. Московские письма.
   Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. -- (Материалы Лаборатории городской культуры и СМИ Перм. ун-та. Вып. 1)
   

Оперные страсти

   Я слыхал такое суждение, что пермяки за четыре оперных сезона успели музыкально образоваться и сделались чуткими к эстетическим впечатлениям. По личным наблюдениям знаю, что театралы пермские очень самоуверенно авторитетно рассуждают о различных музыкальных эффектах, даже и не имея понятия о контрапункте, а может быть, не видев в глаза нотной бумаги. Замечал также и то, что личное расположение и нерасположение к артистам отражается в суждениях об их талантах и даже играет в этих суждениях первую роль.
   Если все это называется "музыкальным образованием" и "эстетической чуткостью", то я понимаю, отчего полиция сочла нужным пригрозить им 38 ст. уст. о наказ, налаг. миров, судьями.
   "Чувствовать" музыку не значит ли настраивать душу в унисон с ее интонацией? Но неужели "Пиковая дама" Чайковского, это великое произведение великого таланта, способна пробудить своею поэтическою прелестью жажду скандала в "музыкально-образованных" слушателях? Истинный ценитель музыки не позволит себе ни одного хлопка, пока не замрет вдали отголосок последнего звука и не опустится палочка дирижера. Может быть, он после выпрыгнет из ложи и свалится с балкона в партер в порыве неистового восторга, но раньше окончания он не осмелится скрипнуть стулом. Но бесноваться во время действия, заглушая своим неистовым воплем артистов и оркестр, могут только те, кто не умеет отличить симфонию Бетховена от камаринской и образцовый оркестр от фальшивой уличной шарманки. Бывают случаи, когда невозможно сдержать свой восторг, и с этой точки зрения трудно признать непреложным постановление о троекратном максимуме вызова артистов, но когда "бросание в воздух чепчиков" входит в привычку, оно делается уже нарушением общественной тишины, т. е. проступком, подходящим под определенную статью закона. Да и проявление эстетического восторга вовсе не должно выражаться в том, чтобы кричали до хрипоты и в рассеянности садились в проходах между стульями. С другой стороны, порицание исполнения артистом партии совсем не предполагает свистков и шиканья. Если публика разделилась на партии, и одна партия начнет аплодировать, а другая шикать, то, естественно, получится кавардак и потребуется вмешательство полиции. И в столичных театрах имеются свои мазинистки, фигнеристки, хохлистки, секар-рожанистки и прочие психопатки, но до скандала дело никогда не доходит и в проходы никто не садится, хотя и нет никакого определенного максимума вызовов. Это, я полагаю, оттого, что в публике существует более зрелый и правильный взгляд на оперу и музыку вообще. Лучше бы пермяки отрешились от своего мнимого музыкального образования и ходили в театр в качестве слушателя.
   
   13 декабря 1898 г.
   

Комментарии

   Оперные страсти. 13 дек. 1898 г.
   С. 153. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864) предусматривал ответственность за относительно мелкие уголовные правонарушения, именовавшиеся проступками. В соответствии с Уставом мировые судьи могли вынести выговор, наложить штраф до 300 руб., заключить в тюрьму сроком от 3 месяцев до полутора лет.
   С. 154. ..мазинистки, фигнеристки, хохлистки, секар-рожанистки... -- поклонницы знаменитых оперных певцов: Анджело Мазини (Итальянская опера), Н. Н. Фигнера (Мариинский театр), П. А. Хохлова (Большой театр), А. В. Секар-Рожанского (Московская частная русская опера).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru