Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. -- (Материалы Лаборатории городской культуры и СМИ Перм. ун-та. Вып. 1)
Реклама
В наш век великих открытий и изобретений люди до того изверились сами в себе и один в другом, что простых слов стало уже недостаточно. Везде требуется реклама, преувеличение. Реклама завладела всем цивилизованным миром и проникла даже в храмы искусства. В торговом же мире на ней зиждется все. Кто имеет возможность помещать имя своей фирмы среди газетных объявлений и ежедневно мозолить глаза читателям газеты, тот смело может рассчитывать на успех. Рекламируя себя, торговая фирма вовсе не рассчитывает убедить случайного покупателя в доброкачественности предлагаемых продуктов, их цель -- достигнуть того, чтобы имя ее крепко засело у него в мозгу, и, в случае нужды, прежде имен других фирм выплыло в его памяти.
Реклама достигла своего апогея в Америке и Англии, где даже облака утилизируются с этой целью. У нас есть только слабое подражание этой грандиозной рекламе, но и этих образчиков подражания достаточно, чтобы предугадать блестящую судьбу рекламы в России. Возьмите любой No столичной газеты, и вам бросятся в глаза объявления вроде следующих: "Едва ли кто мог ожидать, что можно дать за 6 к. 10 штук таких превосходных папирос, как недавно выпущенная фабрикой товарищества "такого-то". Какой восторг, какая прелесть!" Или: "Если вы пришли к убеждению, что следует купить хорошую мебель, прочную, изящную, и заплатить недорого, дешевле всяких случаев, то зайдите в торговый дом мебели NN".
Это образцы рекламы грубой и прямой. Но порою вы встретите более изящные образцы. Вот, например, изображен задумчивый юноша, решающий гамлетовский вопрос: Надпись гласит: "Да или нет?" Если этот вопрос касается относительно "белья монополь", то всегда должен быть ответ в утвердительном смысле, т. е. "Да!" Или вот еще лучше. На картине изображен пшют, которого сзади схватил за брюки и тащит к себе лев. Но пшют спокоен: "Э, нет, брат, шалишь, не изорвешь -- у Загухинского шито. Недорого, но прочно". Другой пшют одевается у зеркала: "Одеться бы поскорей: не опоздать бы в табачный магазин на Тверской, в д. Фальц-Фейн. Такого свежего табаку нигде не купишь, и, кроме того, премия: на рубль покупок 10 коробок спичек бесплатно".
Весьма распространена реклама в форме стихов, порою безграмотных, или разговоров, вроде следующего: "Послушай, мой друг, что это у всех московских дам только и разговоров о Чернятине! Скажи, пожалуйста, что это за магазин, я не имею о нем никакого понятия?" "Ах, душечка, ответ мой будет короток: даром никакая популярность не растет! Впрочем, побывай, и сама узнаешь!"
Еще более тонкий способ рекламы попался нам на глаза среди объявлений журнала "Нива": "Благодарность профессору мнемоники такому-то". Далее следует текст благодарственного письма, подписанного именем свящ. В. А. Попова, с присовокуплением адреса автора письма (село Успенское, Пермской губернии).
Кроме этих перлов рекламы, вы в каждом почти объявлении встретите выражения, вроде "секрет красоты", "быстро и прочно", "только один рубль", "остановитесь и прочтите внимательно", "вечные ботинки", "нет более мозолей", и все это окружается изгородью из восклицательных знаков и оттеняется жирным шрифтом.
Реклама дорого обходится торговым фирмам. Даже самые незначительные фирмы затрачивают на нее большие суммы, что же касается до крупных торговых предприятий, то их ежегодная затрата на рекламу простирается до десятков тысяч рублей.
Взгляните на занавесы столичных частных театров, особенно летних, это -- торжество рекламы наших дней. Имена и имена так и пестрят в ваших глазах. Тут же на сцене кинематограф изобразит вам сценку, одно из действующих лиц которой приносит ящик с надписью: "Коньяк такого-то". Вы едете в конке, и весь потолок и стены ее закрыты объявлениями, порою с художественной живописью.
Недолго уже нам осталось ждать того времени, когда и поэзия, и живопись, а, пожалуй, и музыка пойдет на службу рекламе. Поэт будет воспевать духи, художник сделается живописцем вывесок, а композитору останется слагать серенады в честь придворного пекаря.