Ориген
Ориген: краткая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Ориген (Origenes, вероятно, "сын Гора", он же Adamantius) -- отец христианской церкви; род. в Александрии около 185 г., умер в Тире около 254 г. Библию он изучал под руководством своего отца, а философию -- под руководством неоплатоника Ammonius Saccas, посвятил себя изучению философии религии. Ориген стал отцом церкви и основателем школы, но, благодаря своему широкому взгляду на христианство, он был обвинен в ереси. Из его многочисленных трудов сохранились лишь немногие. Наиболее важными являются теологический трактат "De principiis" (Περί Άρχών) и "Contra Celsum" -- ответ Цельзу по поводу его нападок на христианство. По своему аллегорическому толкованию Св. Писания и по восприятию доктрины о Логосе О. сильно напоминает Филона; однако трудно установить, был ли он знаком с оригиналом Филона, откуда и почерпнул герменевтический метод его, или познакомился с идеями его при посредстве александрийских грамматиков и философов. Весьма вероятно, что О., как и его старший современник Климент, находился под непосредственным влиянием Филона. Несмотря на публичные диспуты с евреями, Ориген находился в самых дружественных отношениях с ними. В своих сочинениях он часто говорит, что советовался с учеными-евреями о значении отдельных мест в Ветхом Завете; а в "Contra Celsum" выступает даже в защиту еврейства. Насколько известно, О. является первым ученым-христианином, который стал изучать еврейский язык. О. часто приводит и толкует еврейские слова, но библейские цитаты взяты им из Септуагинты, которую он, по-видимому, считал не менее авторитетной, чем еврейский текст Библии. О. сделал попытку установить первоначальный текст Септуагинты, чтобы определить взаимоотношение еврейской и христианской экзегетики. Своему труду, который затем стал основанием для библейской критики, он посвятил 28 лет. Результатом его изысканий явилась "Hexapla". В ней текст Библии был расположен в шести колоннах: еврейский текст еврейскими буквами, он же греческими буквами, затем греческие переводы Библии: Аквилы, Симмаха, Септуагинта и Феодотиона. Этот труд погиб. О. издал свой "Tetrapla", где были опущены первые две колонны, затем явились и "Quinta" и "Sexta". Всё сохранившееся от гигантского труда О. имеет огромное значение для восстановления не столько еврейского, сколько греческого (александрийского диалекта) текста. Многое говорит за то, что О. находился в дружественных отношениях с р. Ошайей, главой академии в Кесарее (Bacher, "Ag. Pal. Amor.", I, 92), а по его собственным словам, он был знаком с патриархом по имени "Ίούλλος"; по-видимому, О. имеет в виду р. Иуду II (см.).
   Ср.: Gregory Thaumaturgus, Panegyricus ad Origenem, Migne, Patrologiae Cursus Compl., Series Graeca; Eusebius, Hist. eccl., кн. VI; E. R. Redepenning, Origenes, Бонн, 1841, 1846; F. Crombie, Life of Origen, в Ante-Nicene Christian Library, Эдинбург, 1872; J. A. Dorner в History of the development of the doctrine of the Person of Christ, англ. пер., ib., 1868; "Hexapla": изд. Montfaucon'a и Field'a; в Real-Encycl. Herzog-Plitt'a. [J. E., IX, 433--434].
  
   Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. XII: Обычай -- Проказа, стлб. 133--134.
  

II.

   Ориген, знам. христианский богослов и философ, 185--255, был учеником Климента Александр. и преподавателем александрийск. школы катехизаторов; подвергся за свое учение преследованию и изгнанию. Отношение христианского мира к нему было двоякое: его важные заслуги в изучении Библии и в защите христианства против языческих писателей привлекали к нему даже самых усердных ревнителей новой веры (напр. Григория Нисского, Василия Вел., Григория Назианзина и др.), но некотор. его взгляды о сущности воплощения и воскресения вызывали к нему недоверие, доходившее иногда до ожесточенной вражды (Феофил Алекс., Епифаний Кипрский, блаж. Иероним). Главнейшие сочинения "Гексапла" (см.), свод шести текстов Библии, "Против Цельса", обширная апология христианства, "О началах", метафизика и догматика О. и мн. др. Соч. изданы Koetschon (1889 и след.) на русс. яз. перев.: "О молитве и увещания к мученичеству" (1897); Творения в русс. перев. Вып. I "О началах" (1899). О нем см. Bedepenning (1841--46), 1) Denis (1884) и др. Болотов. "Учение О. о св. Троице".
  
   Источник текста: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru