ОРЕШИНПетр Васильевич [1887--] -- современный поэт и прозаик. Р. в крестьянской семье. Начал печататься с 1913. Стихи, посвященные войне ("Смертонос", "Проклятая война", "Отчего не рыдают камни?", "Завтра" и др.), направлены против "алой бойни", но в них нет осознания причин империалистической войны и революционных средств борьбы с ней: растерянность, чувство обреченности, пацифистский расплывчатый гуманизм характеризуют антивоенную лирику Орешина. В дореволюционных стихах О. часто разрабатывал тему "голодного, болезного села", "безысходного горя" трудового крестьянства, выражая неприязнь к кулаку. Однако социальные идеалы О. исчерпываются стремлением к сытому "крестьянскому раю". В канун пролетарской революции творчество О. -- преломление в сознании мелкобуржуазной крестьянской интеллигенции настроений широких масс крестьянства. Пессимизм брошенного в ненавистный капиталистический город, поэтизация анархистского бунтарства ("Волчья жизнь", "Зверюга" и др.), идеализация стихийной "могучей" силы "русского мужика" -- характерны для раннего О. Социалистического характера Октябрьского переворота О. не понял. В период 1917--1921 О. отражал события гражданской войны ("На пашне", "Трудовая" и отчасти поэма "Крестный путь") с позиций трудящегося крестьянства.
В период 1923--1928 О. кроме стихов дал также и прозу; разрабатывал лиро-эпический жанр -- поэмы. В поэмах "Селькор Цыганок", "Милиционер Люкша", "Учитель Чиж", "Васька" и др. О. пытался создать положительный образ героя революционной эпохи. В поэмах "Окровавленный май", "Вера Засулич", "Распутин", "Матрос Иван", "9-ое января" О. изображает царский произвол, борьбу самодержавия с революционным движением, распутинщину, империалистическую войну, но при этом часто идеализирует моменты стихийности, подменяет общественную оценку людей отвлеченно-моральным противопоставлением "добра" и "зла". Целый ряд стихов как будто бы говорит о включении О. в число революционных писателей современности, но при переходе страны к периоду реконструкции, в условиях жестокого сопротивления классового врага, творчество Орешина начало отражать кулацкие настроения: противопоставление города деревне, оплакивание "злой судьбы" поэта в советской действительности ("У памятника Пушкину", "Трагедия", "Василек"), страх и сопротивление индустриальной культуре социалистического города ("Как ярый спрут, ползет по свету Слепая мертвенная сталь. Ужели Вам, как мне, поэту, Цветка измятого не жаль" и т. п.) -- характерны для его книги "Откровенная лира". Пробует О. сочувственно изображать колхозную действительность, однако дает ее поверхностно, во внешних деталях, впадая в сусальность.
Стихи О. страдают растянутостью, язык не отличается яркостью, сельские пейзажи монотонны. Орешин прибегает иногда к изобразительным средствам песенно-былинной поэзии, использует атрибуты религиозно-церковного быта, сближаясь с Клюевым, но лишен яркого своеобразия и силы последнего.
Проза в творчестве О. занимает меньшее по сравнению с поэзией место ("Ничего не было", 1926; "Жизнь учит", 1928, и "Злая жизнь", 1931). В прозе Орешин дает воспоминания о детстве и юности. "Злая жизнь" рисует эпизоды из жизни подростка -- выходца из полупролетарской среды -- в условиях капитализма, причем дано разоблачение купеческого хищничества, "накопительства". Хроника "Людишки" [1927] посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейщиной и строительству новой советской деревни, взятой гл. обр. в разрезе бытовых изменений. Проза О. перегружена мелочно-бытовыми моментами, повторением однотипных ситуаций, отличается композиционной рыхлостью.
Библиография:
I. Поэзия: Зарево, изд. "Революционный социализм", М., 1918; Красная Русь, изд. ВЦИК, М., 1918; Алый храм, Гиз, М., 1922; Микула, Поэма, изд. "Красная новь", М., 1922; Ржаное солнце, т. I, Гиз, М. -- П., 1923; Почему из крупных сел на простор народ пошел? Москва, 1924 (агитагропропаганда); Соломенная плаха, Стихи, т. II, Гиз, М. -- Л., 1925; Родник, Стихи, т. III, Гиз, М. -- Л., 1927; Откровенная лира, Стихи, т. IV, изд. "Федерация", М., 1928; Вторая трава, изд. "Московского т-ва писателей", М., 1933. Проза: Человек на льдине и др. рассказы, изд. "Красная новь", М., 1922; Корявый, Рассказы, Гиз, М., 1922; Снегурочка, Сказка, Гиз, М. -- Л., 1924 (для детей); В полях, Очерки, изд. "Красная новь", М., 1924; Ничего не было, Повесть, Гиз, М., 1926 (изд. 2-е, 1928); Красный бор, Повесть для детей, Гиз, М., 1927; Людишки, Повесть, Гиз, М. -- Л., 1927; Жизнь учит, Повесть, Гиз, Москва -- Ленинград, 1928; Человек на льдине, Гиз, Москва -- Ленинград, 1931 (для детей); Злая жизнь, Повесть, изд. "Московское т-во писателей", Москва, 1931.
II. Викт. Г., Железная сказка, где царствует Авиахим, "На литературном посту", 1929, XIX; Трифонов Н., Кулацкий методолог на страницах "Литературной газеты", там же, 1930, XVII; Бескин О., Певец кулацкой деревни, "Земля советская", 1930, III.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.
Б. Другов
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 313--314.
ОРЕ́ШИН, Петр Васильевич [16(28).VII.1887, Саратов, -- 15.III.1938] -- рус. сов. поэт. Отец О. был приказчиком, мать швеей. Окончил три класса 4-классной гор. школы. Начал печататься в 1911. В первую мировую войну -- солдат в действ. армии. Стихи этого периода выражают отвращение к "алой бойне". О. -- участник альманаха "Скифы" (1918). Первая кн. стихов "Зарево" (1918) положительно отмечена С. Есениным. О. написал неск. статей и воспоминаний о Есенине (1926--27). Был одним из инициаторов создания секции крест. писателей при Моск. Пролеткульте. В 1925 избран чл. правления Всероссийского союза поэтов. Сотрудничал в газетах и журналах. Всего вышло свыше пятидесяти книг О., в т. ч. 4-томное собр. стихов: "Ржаное солнце" (т. 1, 1923), "Соломенная плаха" (т. 2, 1925), "Родник" (т. 3, 1927), "Откровенная лира" (т. 4, 1928). Будучи в осн. бытописателем деревни, О. не ограничивался крест. тематикой. В поэмах "Селькор Цыганок", "Учитель Чиж", "Милиционер Люкша" он стремился создать образ героя революц. эпохи. Поэмы "Окровавленный май", "Вера Засулич", "Распутин", "9-е января", "Чапаев" посвящены историко-революц. темам. В нек-рых стихах О. содержится противопоставление деревни городу. С победой колх. строя эти мотивы исчезают. Поэзия О. опиралась на традиции А. В. Кольцова и И. С. Никитина. Для него характерна былинно-песенная стилизация, тяготение к сказке, но при этом -- неск. рассудочный, нравоучит. тон. Лучшие стихи О. привлекают поэтизацией родной природы, деревенского быта.
Меньше места в творчестве О. занимает проза. Повесть-хроника "Людишки" (1927) посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейцами за строительство новой деревни. Многие произв. О. автобиографичны. В повести "Злая жизнь" (1931) рассказано о жизни молодого человека, выходца из полупролет. семьи в условиях капиталистического общества. В 1938 О. был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.
Соч.: Красная Русь, М., 1918; Почему из крупных сел на простор народ пошел?, М. -- Л., 1924; Вторая трава, М., 1933; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. В. Сидорина], М., 1958; Повести и рассказы, М., 1960 (Биографич. справка); Стихи. [Послесл. К. П. Орешина], Саратов, 1964.
Лит.: Гусман Б., 100 поэтов. Лит. портреты, [Тверь], 1923; Евгеньев-Максимов В., Очерк истории новейшей рус. лит-ры, М. -- Л., 1925; Селивановский А., Живой мир и бутафория, "Мол. гвардия", 1928, N 9; Зенкевич М., "Родник". [Рец.], "Печать и революция", 1928, N 4; Владиславлев И. В., Лит-ра великого десятилетия, т. 1, М., 1928; Самосюк Г. Ф., П. В. Орешин, в кн.: Рус. писатели в саратовском Поволжье, Саратов, 1964, с. 222--32.
В. Ф. Земсков.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 458--459.