Лукаш Иван Созонтович
"Эпиграфы"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Иван Лукаш

"Эпиграфы"

   Париж-Москва, YMCA-PRESS, 1995
   Составление и вступительная статья -- А. Н. Богословский.
   
   Издательством "Логос" в Берлине издан в свет маленький томик Григория Ландау "Эпиграфы". Имя Г. А. Ландау, если и не всегда доходит до "широкой публики", то всегда находится в фокусе русской мысли за рубежом. Г. А. Ландау -- как бы одна из неприметных и вместе ценнейших фигур зарубежной элиты.
   Можно с уверенностью сказать, что труд Г. А. Ландау "Сумерки Европы", увидевший свет еще в 1923 году, -- просто неизвестен "подавляющему" большинству эмиграции. До нее "не дошло" и не дошло, может быть, потому, что мыслитель Ландау пребывает в том умозрительном плане, где умолкают, перестают быть повелительными и становятся ничтожными все те эмоции и все те вымыслы эмоций, которыми еще живем мы. В этом смысле Ландау не с нами, а как бы перед нами: это фигура будущей синтетической эпохи, которой налицо еще нет.
   "Эпиграфы" Ландау -- сборник кратких афоризмов, откликов мыслителя на впечатления бытия и его отметок о внутреннем духовном опыте, сжатые максимы, каждая из которых подобна эпиграфу, заключающему в себе смысл или содержание целой главы или глав ненаписанной книги о духовном опыте. Эпиграфы дает автор, а книгу должен написать сам читатель, в себе, и он напишет ее только так, как его духовный опыт ответит на тот или другой эпиграф.
   Томик Ландау в этом смысле -- необычайная попытка утверждения духозрительной связи мыслителя и читателя на том общем, одинаково пережитом и осмысленном, что могут заключить в себе эпиграфы.
   Они не приведены в систему, едва ли они подобраны, и эпиграфы о творчестве, счастье, революции сменяют эпиграфы о музыке, женщине, А. Франсе или Достоевском. Это как бы вырванные откуда-то листики без логической связи. Впрочем, и духовный опыт не вмещается в школьную логику.
   Спорен ли этот крошечный и весьма трудный томик Ландау? Разумеется, спорен: это сложнейшая цепь скрещиваний и отталкиваний, духовных битв, на которые вызывается читатель.
   Распознавание и оправдание жизни как созидания, и определение созидания как полноты счастья -- основное движение мысли в этом сборнике.
   Для него в бытии есть две индивидуальности: "есть индивидуализм самопроявления и индивидуализм самосозидания. Второй ведет к творчеству, первый -- к разложению".
   В творчестве-самосозидании для Ландау и самая тайна "причастия бытию"? "Ждут своего времени только те, для кого оно больше не наступит. Другие его создают".
   Та же мысль высказана по-другому в эпиграфе о роке: "двояким бывает рок -- чужой волей и собственным безволием", то есть воля в созидании и действовании творит и самую судьбу. Или иначе: кто не создает себя во времени (в настояшем) и в судьбе (в будущем), тот и не причащается бытию, того в бытии нет.
   Не в этом ли "система" Ландау, хотя и он противник всяческих философских "систем"? Эпиграфы, утверждающие двойственность нашего бытия на "касательной" и в "кривой", не утверждают ли вместе с тем, что не все то в бытии, что существует, а оправдывает свое существование только то, что в жизни досоздает себя бытию, понимаемому как аврелиевский "смысл", как мысль существования?
   Наша краткая заметка отнюдь, конечно, не исчерпывает необычайной книжки Ландау. Приведем только еще два-три его эпиграфа.
   Так, в максиме -- "разлагая труп, бактерии, наверное, утверждают, что совершают органическую революцию", -- дано целое учение о революции, правда, напоминающее К. Леонтьева с его "только в трупе все элементы равны". Так, наконец в сентенции -- "то, что было, вскрывается в том, чем стало. Неотменное, как факт, оно еще только вечно становится, как смысл" -- дано учение о философии истории, близкое к учению Гомаса де Кенсея о фактах как только "иссушенных костях прошедшего".
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   "Эпиграфы". Впервые: Возрождение. 1930. No 1815. 22 мая. Отзыв о книге философа и культуролога Григория Адольфовича Ландау (1877-1940?) "Эпиграфы" (Берлин: Логос, 1927).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru