О-Нил Юджин
Юджин О'Нил: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   О'НЕЙЛЬ Юджин Гладстон [Eugene Gladstone О'Neill, 1888--] -- крупнейший современный американский драматург. Сын ирландца-эмигранта, популярного актера. Начиная с 18-летнего возраста переменил множество профессий.
   В первый период своего творчества О. стоял целиком на позициях "людей 20-х гг." -- писателей радикальной мелкой буржуазии, разоблачавших гнусность капиталистического строя, ханжество, узколобость и невежество "честных" американцев (Менкен, Натан), но бессильных преодолеть ограниченность мелкобуржуазной идеологии. В своих маленьких одноактных пьесах, являющихся кусками одного драматического действия ("Караибская луна" -- Moon of the Carribees; "Ha пути к Кардиффу"; "Долгий путь домой" и т. д.), О. в мрачных реалистических тонах рисовал тяжелую, безрадостную работу моряков, крушение надежд и гибель простых и сильных людей. Первой полноактной пьесой, привлекшей внимание театров к О., была пьеса об утраченных иллюзиях "За горизонтом" (Beyond the Horizon, 1920). Противоречие между любовью и страстью к наживе, чувство собственности у фермера из Новой Англии -- тема одной из наиболее известных пьес -- "Любовь под вязами" (The Desire under the Elms, 1924).
   Пессимизм характерен для всего первого этапа творчества О. Этот пессимизм связан с тем, что О. рисует не классовую борьбу, а борьбу одиночки-индивидуалиста против всего общества (например "The Hairy Ape" -- Волосатая обезьяна, 1922). Конфликт сильной личности, -- а все герои пьес первого периода -- это сильные люди, -- с обществом неизбежно заканчивается гибелью этой личности. Характерен подбор героев -- моряки, фермеры, проститутки, негры и т. п. На этом этапе творчество О. более социально значимо и насыщенно благодаря тому, что темой пьес служат реальные конфликты, живые герои из низов.
   Бунтарство О., несмотря на влияние поздней западной драмы, есть завершение мелкобуржуазного бунтарства Ибсена, возникшего и развившегося в других условиях. Так же, как Ибсен, О. часто ставит проблему семьи, брака, положения женщины ("Первый человек" -- The first Man), противоречия между стремлениями личности и семьей ("Любовь под вязами"), противоречия расы и семьи ("Негр"). Но в отличие от Ибсена эти проблемы не поставлены социально, с необходимой широтой и резкостью, а сведены к изображению страданий и гибели личности. Это особенно ярко проявляется в пьесе "Негр" (All God's Chillun Got Wings, 1923); расовое неравенство, которым О'Нейль подменяет неравенство классовое, воспринимается им как враждебная, но ниспосланная свыше необходимость.
   Во втором периоде, совпадающем с временной стабилизацией капитализма и последующим кризисом, пессимизм О. приобрел другие черты. Если в первых пьесах люди гибли, пытаясь осуществить определенные идеалы, то теперь эти идеалы становятся неопределенными. Оживление надежд на мирное процветание -- на "просперити" порождает иллюзию, что выход из тупика может быть найден, но О. ищет его в прошлом. Как и Ибсен ("Кесарь и галилеянин"), он берет темой Рим в эпоху раннего христианства ("Лазарь смеется" -- Lazarus laughed, 1926), где воскресший Лазарь возвещает миру, что истина жизни и сущность божества -- это смех. О. повторяет судьбу Ибсена: социальная струя в его творчестве все более иссякает; переход к символическим образам, к мрачной мистике и отрыву от действительности характеризует годы начавшегося кризиса [1929]. Символистская драма (Метерлинк, Андреев), влияние к-рой проявлялось еще в "Императоре Джонсе" (Emperor Jonse, 1921), где бегущего от восставших негров императора-колониста преследуют "маленькие бесформенные ужасы" и призраки, соприкасается в творчестве О. с влиянием греческой трагедии, особенно театра Эсхила, в к-ром идея рока получила наиболее полное завершение (см. драму О. "Траур приличествует Электре" -- Mourning becomes Electra, 1929). Индустриальный фетишизм отражен в драме "Динамо" (Dynamo, 1929), где мощный двигатель уничтожает загипнотизированного им человека.
   Бессильные попытки борьбы против общества и одиночество личности в драмах О. неизбежно приводили к углублению в себя и стремлению разрешить противоречия не в процессе общественной жизни и борьбы, а в своем сознании. Психологизм характерен для стиля О. Его драма душевных переживаний героя достигает своего наибольшего развития в пьесе "Странная интерлюдия" (Strange Interlude, 1927), в которой на всем протяжении 8 актов (пьеса ставится порознь двумя частями) на сцене раздаются высказывания двух рядов: ряда сознательного, логического диалога, и ряда подсознательного, туманного, сбивчивого мышления. Тема пьесы развертывается под влиянием фрейдовской концепции: сексуальность как основа подсознательного и полная неудовлетворенность как причина конфликта. По стилю же и манере письма О. в этой пьесе находится под сильнейшим влиянием романа Джойса "Улисс".
   Если в первый период яз. О. был реалистичен, полон своеобразных оборотов, характерных для матросов и фермеров, то в поздних пьесах яз. писателя становится все более возвышенно-поэтическим, в соответствии с символическим их звучанием и тайным смыслом. Формы творчества О. беспрерывно менялись, он неустанно искал новых форм, новых способов выражения: драма О. развилась от простых одноактных пьес до фантазии "Фонтана" или введения хора в "Лазаре". Сценическая техника богато используется О.; примером может служить "Динамо", где на сцене представлена внутренность огромной электростанции, или "Любовь под вязами", в к-рой сценическая конструкция является разрезом фермы. Большую роль играет музыка, сопровождающая действие.
   Все большее абстрагирование идей, разрешение темы в символистском плане, означало дальнейший отход О. от реализма первых пьес в сторону условности и психологически запутанного рисунка.
   В последние годы О. старательно избегает социальных проблем, все более становясь буржуазным писателем, развращенным и опустошенным купившей его капиталистической системой. Мир представляется ему хаосом, бессмысленной и жестокой пустыней -- в этом сказалось влияние кризиса. Недаром его последняя вещь называется "Ах, пустыня" (Ah, Wilderness, 1933).
   О. широко известен не только в Америке, но и в других странах. У нас его пьесы "Любовь под вязами", "Косматая обезьяна" и "Негр" ставятся в Камерном театре в Москве, "Анна Кристи" -- в филиале Малого театра.

Библиография:

   I. Любовь под вязами, М. -- Л., 1927; Золото, перев. Крымовой, обраб. П. Б. Зенкевич, изд. Теа-кино-печать, [М.], 1928; Негр, (Черн. гетто), перев. Н. М. Крымовой, перераб. П. Б. Зенкевича и А. Т., режисс. примеч. А. Я. Таирова, "МОДПИК", М. -- Л., 1930; Королева Атлантики ("Ворвань"), перев. и вступ. статья А. Г. Мовшенсона, изд. Теа-кино-печать, Л. -- М., 1930; Complete Works, 4 vv., N. Y., 1925; Nine Plays selected by the Author, N. Y., 1932.
   II. Boyd E., Portraits: Real and Imaginary, N. Y., 1924; Sutton G., Some Contemporary Dramatists, N. Y., 1925; Karsner D., Sixteen Authors to one, New York, 1928; Mickle A. D., Six Plays of Eugene O'Neill, N. Y., 1929; Aronstein P., Eugene O'Neill, "Neuphilol. Monatsschrift", B. I, 1930; Ferguson F., Eugene O'Neill, "Hound a. Horn", 1930, III; "Theatral Arts Monthly", 1931, Nov. (статьи J. Anderson'а и V. Geddes); Clark B. H., Eugene O'Neill, N. Y., 1933.
   III. Sanborn R. a. Clark B. H., Bibliography of the Works of E. O'Neill, N. Y., 1931; Mackcall L. L., E. O'Neill's Bibliography, "Herald Tribune Books", No 4, 1931, 9/VIII.

М. Заблудовский и А. Льюис

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 297--300.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2972.htm

II.

   О'НИЛ (O'Neill), Юджин (16.X.1888, Нью-Йорк, -- 27.XI.1953, Бостон) -- амер. писатель. Сын ирл. иммигранта, актера; воспитывался в умеренно-католич. духе. Систематич. образования не получил, рано отошел от семьи. Плавал матросом в Юж. Америку, Англию, вращался среди простого люда, обитателей дна, что впоследствии придало суровую демократич. окраску его пьесам. Лит. деятельность О'Н. начал стихами в Нью-Лондонской газ. "Телеграф". В годы 1-й мировой войны О'Н. в Нью-Йорке сближается с богемными кружками, с радик. мелкобурж. интеллигенцией. Испытав влияние Дж. Рида, он выступает против войны, проникается идеями социализма анархич. толка. Первые драматургич. опыты О'Н., вошедшие в сб. "Жажда и другие одноактные пьесы" ("Thirst and other one-act plays", 1914), счастливо совпали с возникшим движением "малых театров", бросивших вызов коммерч. Бродвею и положивших начало совр. драматургии США. Летом 1916 труппа "Провинстаун плейерс" поставила пьесу О'Н. "К востоку, на Кардифф" ("Bound East for Cardiff") и др. "морские" пьесы, ломающие сценич. каноны своей жизненностью и трагичностью. Драма "За горизонтом" ("Beyond the horizon", 1920), намечающая тему трагич. разлада прекрасной мечты с серой действительностью, принесла О'Н. широкую известность и Пулицеровскую премию. Рассеянный образ жизни, схватки с бродвейскими режиссерами сочетались у драматурга с интенсивной работой. В 1920--25 О'Н. написал 12 пьес, среди них: "Косматая обезьяна" ("The hairy ape", 1922), изображающая полное обезличивание человека в условиях "индустриальной цивилизации"; "У всех детей господа бога есть крылья" ("All God's children got wings", 1924), конфликт к-рой вырастает из межрасовых отношений; трагедия "Страсти под вязами" ("Desire under the elms", 1925), где роковые вожделения устремлены к деньгам, душе человека, женщине, земле. Высокой степени социальной критики драматург достигает в проникнутой иронией романтич. сатире на бурж. цивилизацию "Марко-миллионщик" ("Marco Millions", 1927). Творчество О'Н. этих лет развивалось в критико-реалистическом направлении, хотя стремление отразить неустойчивость общественного и личного бытия человека выливалось в постоянные эксперименты с экспрессионистской техникой ("Император Джонс" -- "The emperor Jones", 1921), масками ("Великий бог Браун" -- "Great God Brown", 1926), хором ("Лазарь смеялся" -- "Lazarus laughed", 1927). Нашумевшая девятиактная "Странная интерлюдия" ("Strange interlude", 1928) отмечена влиянием А. Стриндберга и теорий З. Фрейда. О'Н. приближается к диалогизированной прозе (полное пренебрежение законами сцены, использование приемов совр. романа, напр. внутр. монолог, "поток сознания", пространные несценичные ремарки).
   В условиях обществ. кризиса 1929 О'Н. пытается осмыслить социальные потрясения, обращаясь к психоанализу, "индустриальному" богоискательству ("Динамо" -- "Dynamo", 1929), католицизму ("Дни без завершения" -- "Days without end", 1934). В 1928 О'Н. с будущей женой актрисой Карлоттой Монтерей едет в Европу, путешествует по Юго-Вост. Азии, затем два года живет затворником во Франции; здесь он пишет драматич. трилогию "Траур к лицу Электре" ("Morning becomes Electra", 1931). Это была попытка создать на материале амер. жизни монумент. трагедию. В 1934 О'Н. приступает к осуществлению замысла, свойственного скорее романисту, чем драматургу, -- создать грандиозный историко-драматич. эпос "Сказание о собственниках, обокравших самих себя" ("A tale of possesions self-dispossesed"); 11 пьес этого цикла должны были -- подобно "Саге о Форсайтах" Дж. Голсуорси -- воссоздать историю возвышения и духовного оскудения, а затем распада амер. бурж. семьи на протяжении полутора веков.
   В 1936 О'Н. присуждена Нобелевская премия. Усиление фашизма, предчувствие войны, прогрессирующая болезнь усугубили пессимизм О'Н., что нашло отражение в его философско-натуралистич. притче "Разносчик льда грядет". ("The iceman cometh", 1939, пост. 1946), где, в отличие от драмы М. Горького "На дне", утверждается спасительность иллюзий. Автобиографич. характер носит большая психологич. драма "Долгий день уходит в ночь" ("Long day's journey into night", 1940, пост. 1956). С 40-х гг. О'Н. уже не мог писать. За неск. месяцев до смерти он уничтожил рукописи шести пьес из "Сказания...". Сохранились только две: "Душа поэта" ("A touch of a poet", пост. 1957; в Моск. театре им. В. В. Маяковского, 1967) и колоссальная, впятеро больше обычной "драма для чтения" -- "Дворцы побогаче" ("More stately mansions"), в к-рой, несмотря на модернист. обертоны, с большой силой показано отчуждение личности в капиталистическом обществе.
   В "Ответе на анкету американского журнала" (1928) М. Горький назвал имя О'Н. среди "талантливых художников" США. Пьесы О'Н. с успехом шли в Моск. Камерном театре (нек-рые из них О'Н. видел в Париже); эти спектакли ценил А. В. Луначарский. Драматургия О'Н. оказала влияние не только на амер., но и на мировую драму. Значит. часть его лит. наследия (письма, наброски, записные книжки) не опубликована.
   Соч.: The plays, v. 1--3, N. Y., 1934; в рус. пер. -- Любовь под вязами, М. -- Л., 1927; Золото, М., 1928; Негр, М. -- Л., 1930; Китовый жир, в сб.: Амер. театр. миниатюры, Л. -- М., 1961.
   Лит.: Заблудовский М., От реализма к мистицизму, "Лит. критик", 1934, No 7--8; Абрамов А., Конец бунтарства Ю. О. Нейля, "Интерн. лит-ра", 1936, No 2; Чармиан фон Виганд, От Караибского моря к подножью Креста, там же, 1937, No 3; Куликова И., Бесславный путь, "Театр", 1948, No 11; Старцев А., Неизвестная пьеса Юджина О'Нила, "Ин. лит-ра", 1956, No 11; Злобин Г., Люди, обокравшие самих себя, там же, 1965, No 7; Lawson J. H., The tragedy of E. O'Neill, "Masses and Mainstream", 1954, March, p. 7--18; Cargill O. [a. o.] (ed.), Eugene O'Neill and his plays, N. Y., 1962; Gelb A. and Gelb B., O'Neill, N. Y., (1962]; Alexander D., The tempering of E. O'Neill, N. Y., [1962].

Г. П. Злобин.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 439--441.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-4392.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru