О́ЛДИНГТОН (Aldington), Ричард (8.VII.1892, Хампшир, Англия, -- 27.VII.1962, Сюри-ан-Во, Шер, Франция) -- англ. писатель. Сын провинц. адвоката. Был журналистом. Примкнул к поэтам-имажистам (см. Имажизм), опубл. стихи в антологии "Имажисты" ("Des imagistes", 1914). В 1915 вышел сб. О. "Образы древние и новые" ("Images old and new"). В 1916 вступил добровольцем в армию. Вернувшись с войны, писал критич. статьи, стихи, переводил (гл. обр. с франц. и итал. яз.). 1-я мировая война во многом определила творчество О. (сб. стихов "Образы войны" -- "Images of war", 1919; "Образы желаний" -- "Images of desire", 1919). В первом и лучшем романе "Смерть героя" ("Death of a hero", 1929, рус. пер. 1932) О. подверг резкой критике Англию предвоен. и воен. лет, показал безумие и преступность войны. Утрата иллюзий, страстность протеста против лицемерия и лжи, боль за бессмысленно погибших, ненависть к виновникам их страданий, сочетание сатиры и лиризма, натуралистич. деталей и высокой патетики сделали эту книгу самым
выдающимся англ. антивоен. романом того времени. Судьбе "потерянного поколения" посвящены также сб. рассказов "Дороги к славе" ("Roads to glory", 1930) и роман "Все люди -- враги" ("All men are enemies", 1933, рус. пер. 1937), в к-ром О. уже допускает возможность личного счастья героев в трагически неустроенном и враждебном им послевоен. мире. К новому поколению принадлежит герой романа "Сущий рай" ("Very heaven", 1937, рус. пер. 1938), сознающий обреченность бурж. строя и жаждущий борьбы, но также остающийся индивидуалистом. Романы "Дочь полковника" ("The colonel's daughter", 1931, рус. пер. 1935) и "Женщины должны работать" ("Women must work", 1934) изображают трудную судьбу женщины в бурж. об-ве. Герои романов О. мучительно ищут путей гармонич. развития личности, но связаны в своих поисках индивидуалистич. скептицизмом и представлениями о решающем значении вопросов семьи, брака, пола. В 1939 О. эмигрировал в США, с 1946 жил во Франции. Его последняя значит. книга -- "Лоуренс Аравийский" ("Lawrence of Arabia", 1955) развенчивает легендарного псевдогероя брит. империализма. Критич. работы О. вошли в сб. "Литературные очерки и рецензии" ("Literary studies and reviews", 1924) и "Artifex" (1935). О. полемизировал с модернистами, высоко ценил традиции классиков, видел задачу художника в том, чтобы "найти сущность" и выразить ее в ясной и законч. форме.
"Смерть героя" (Москва, 1958). Обложка М. Клячко.
Сочинения:
A dream in the Luxembourg, L., 1930;
Soft Answers, L., 1932;
Poems, N. Y., 1934;
The crystal world, L., 1937;
Rejected guest, N. Y., 1939;
Life for life's sake, N. Y., 1940;
The duke, N. Y., 1943;
The romance of Casanova, N. Y., 1946;
D. H. Lawrence, L., 1930;
Voltaire, L., 1934;
Portrait of a rebel. The life and work of R. L. Stevenson, L., 1957;
в рус. пер. -- Прощайте, воспоминания, [предисл. М. Урнова], М., 1961;
Открывать красоту мира, [публикация и вступ. ст. Д. Г. Жантиевой], "Ин. лит-ра", 1963, No 8.
Литература:
История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958;
Ионкис Г. Э., Интеллектуальный герой Р. Олдингтона, "Уч. зап. Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина", 1964, No 218;
Р. Олдингтон. Биобиблиографич. указатель, М., 1965;
McGreevy Th., Richard Aldington, an Englishman, L., 1931;
Snow Ch. P., Richard Aldington, L., 1938;
"Books and bookmen", L., 1965, Oct., No 1, p. 4.
И. Л. Финкельштейн.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 415--416.