Окулов Алексей Иванович
Окулов А. И.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ОКУЛОВ Алексей Иванович [22.9(4.10).1880, с. Каратуз Минусинского окр. Енисейской губ. -- 1939], прозаик, драматург, деятель рев. движения. Из семьи золотопромышленника. О детстве вспоминал как о счастливой поре, обласканной "дыханием могучей и прекрасной природы" в предгорье Саян. С 1891 учился в Красноярской г-зии. В 1895, заболев туберкулезом, переехал в Киев, где окончил г-зию (1899). К этому времени относится увлечение рев. борьбой. Пред. I Всерос. съезда рев. гимназич. молодежи (Киев, 1898). В 1899 уехал в Женеву, где познакомился с Г. В. Плехановым; основал вместе с ним клуб рус. молодежи. В 1901 вернулся в Россию, работал ред. отд. местной корреспонденции газ. "Уральская жизнь" (Екатеринбург). В 1902 отправился в Москву, поступил в реж. класс К. С. Станиславского (Школа драм. иск-ва при МХТ). С 1903 -- чл. РСДРП(б). По окончании Школы (1904) уехал в Вологду реж. Нар. дома; во время Революции 1905 -- командир боевой дружины. Затем -- в Петербурге на нелегальной работе (подробнее см. Автобиографию в кн.: Писатели. Автобиографии и портреты совр. рус. прозаиков, М., 1926). С 1908 по 1913 жил гл. обр. в Париже.
   В первом рассказе "Товарищ Тихонов" (ЖдВ, 1906, No 8), содержащем, как и многие др. произв. О., автобиогр. мотивы, гл. герой -- молодой реж. Нар. дома, мечтающий об иск-ве и революции, постепенно приходит к тому, что вся жизнь, в т. ч. и иск-во и любовь, в условиях рев. борьбы (символ зла для него -- "черная сотня") должна быть подчинена утверждению прав рабочего человека. Лит. почерк О. складывается под влиянием не только социалистич. идеологии (от нее -- нек-рый схематизм и "направленческая" установка первого рассказа), но и романтич. настроений, навеянных совр. скандинав, лит-рой, в частности К. Гамсуном (поэтизация природного начала, трактовка любви как стихии, подчиняющей себе все, и др.): очерки "Саяны" (РМ, 1908, No 4), "Лесная новелла" (ЛПН, 1908, No 11). Губительная сила страсти становится одной из осн. тем О.: новеллы "Милее жизни" (ЛПН, 1909, No 4) из жизни приисковиков. "Батраки" (там же, No 12), "Девушка Гуятун" (там же, 1910, No 1), очерк "Кузькина беда" (там же, No 7), рассказ "На Амыле-реке" (СМ, 1910, No 7) и др. В последнем произв., неоднократно переизд., критик М. В. Морозов, оценивший "подлинно прекрасные строки", "изобразительность" и талант начинающего автора, отметил вместе с тем "слащавый сентиментализм": в нем "больше городской ныти, чем таежной суровой тоски" ("Всеобщий ежемесячник", 1910, No 8, с. 123--27). М. Горький, познакомившийся с неск. сочинениями О. в рукописи (письмо О. к Горькому от 26 мая 1910 -- Архив А. М. Горького, КГ-И, 55.21.1, No 22737), находил в них "все чужое" -- влияние А. М. Ремизова и M. M. Пришвина (письмо В. С. Миролюбову -- Горький, XXIX, 181). Несмотря на малочисленные и в осн. отриц. отзывы критики, произв. О. все же имели нек-рый успех: рассказ "Алые зори -- дни весенние" ("Новое слово", 1911, No 10) был удостоен премии на II Всерос. лит. конкурсе редакции "Бирж. вед.".
   Одна из сквозных тем произв. О., основанная на личном опыте, -- драм, положение рус. эмигрантов, истосковавшихся за границей без рев. дела и без надежды быть когда-либо востребованными на родине. В рассказе "С той стороны" ("Совр.", 1911, No 8) -- трагич. портрет эмиграции, безуспешно пытающейся утопить в водке "неясное томление, беспредельную, ноющую тоску". 28 июля 1909 О. писал из Парижа родным: "Работа -- это единственное, что наполняет мою жизнь здесь, что дает жить и дышать. Без этого я не выдержал бы этой тяжелой оторванности от всего, этих приступов тоски по России, к-рые иногда находят на меня и треплют, как лихорадка, неделями" (цит. по кн.: В рев. семье. Документальная хроника, Красноярск, 1971, с. 141; сост. И. Окулова). В 1911 О. был корр. газ. "Юж. мысль" (Одесса), освещая события итало-турецкой войны (псевд. А. Тамарин). С 1912 его произв. вновь появились в столичных журналах. Под псевд. Александр Тамарин публиковал исключительно жанровые, приключенч., детектив, истории для "легкого" чтения: "Шпион" ("Солнце России", 1912, No 17; то же: "Волны", 1912, No 6), "Фабрика евнухов" ("Синий журнал", 1912, No 17), "Бонза" ("Солнце России", 1913, No 17), "Эльси" ("Жизнь", 1913, No 37), "Рысью марш" (там же, 1913, No 40), "Мышка" (там же, 1914, No 5), "Холостая фортунка" (там же, 1914, No 9), "Там мой Аллах" ("Аргус", 1914, No 18), "Не надо" ("Лукоморье", 1915, No 29), "Царица Игамет" ("Жен. жизнь", 1915, No 10), "Аю" ("Свободный журнал", 1915, No 15), "Походные песни" (ЖЖ, 1915, No 8), "Юнька" ("Рус. илл.", 1915, No 14), "Хромой чёрт" (там же, No 17), "Семь покрывал" ("Жизнь и суд", 1916, No 15), "Переоценка" (ЖЖ. 1916, No20), "Пресса и власть" (там же, 1916, No 7) и др. Под тем же псевд. печатался единств, роман-хроника О. из совр. турец. жизни "Селимэ" ("Всемир. новь", 1913, No 30--38) -- о судьбе евр. девочки, ставшей поэтессой Селимэ и лидером жен. движения в Турции (добившейся роспуска гарема).
   В 1913 О. по паспорту брата (впоследствии расстрелянного белогвардейцами) вернулся в Россию. В сходных обстоятельствах оказался и герой его рассказа "Возвращение" (ВЕ, 1915, кн. 5), почувствовавший себя на родине настолько счастливым человеком, что решил добровольно сдаться полиции: отныне и тюрьма не может ему помешать быть свободным. Критика скептически отнеслась к такому сюжетному ходу: "... герой -- сложная слав. душа и, стало быть, поклоняется страданию и скрытой в нем силе искупления. ... Что же, такому "эмигранту", пожалуй, там и место; древние иудеи пригвождали к дверному косяку рабов, добровольно предпочитавших рабство свободе" (ЖЖ, 1915, No 6, с. 21). В отличие от своего героя, автор по возвращении в Россию был арестован полицией и 3 года провел в тюрьмах Вологды и Москвы. В результате переосмысления своего эмигрант. опыта О. создает психол. портрет соотечественника, оказавшегося за границей чужим: рассказы "Среди виноградников" ("Нива", 1914, No 23--25). "Над Луарой" (ВЕ, 1914, кн. 9). Герои О. -- "странные русские", скитающиеся без денег, без крыши над головой и надежды когда-нибудь обрести родину, дом и любовь.
   Первая кн. О. ""На Амыле-реке" и др. рассказы" (М., 1916) была встречена критикой как прояатение "безвольной, бессильной романтики" (О. М. Брик -- "Летопись", 1917, No 1, с. 325). Др. рецензент отметил влияние Гамсуна на стиль О.: "С каждой страницы, из диалога, даже в манере подойти к теме, -- выглядывает Гамсун, шуршат страницы его .Холода" и витает мечта об "Иллаяли"" (СМ, 1917, No 1, с. 311; сочувств. отзыв: "Рус. воля", 1917, 16 янв.).
   В 1916 освободившись из тюрьмы. О. попал на фронт, но вскоре по болезни получил отпуск, к-рый провел с женой в Сибири, где и застала его Февр. революция. Его отношение к Первой мировой войне отличалось от позиции большевиков: герои пьесы "Добровольцы" (ЕЖЛ, 1916, No 3) считают необходимым исполнение воинского долга.
   После революции О. был пред. Губисполкома Енисейской губ., пред. съезда рев. советов средней Сибири, пред. I Общесиб. съезда советов, чл. Учредит. собрания от Енисейской губ., чл. Президиума ВЦИК I созыва, чл. реввоенсовета Юж., Зап. фронтов, чл. реввоенсовета Республики, командующим войсками Вост. Сибири и др. Убежденный сторонник Учредит, собрания (брошюра "Задачи революции и Учредит, собрание", Красноярск, 1917), О. тем не менее принял большевист. вариант развития событий.
   Впечатлений Гражд. войны О. хватило на многие годы. Авт. позиция О. противоречива. Партийная принадлежность не помешала ему увидеть ее повсеместную жестокость и опустошительные последствия. В скупой манере дана картина изнуряющего голода и массового переселения полумертвых крестьян из сиб. села в рассказе "Хлебушка" ("Моск. альм.", No 1, М.--Л., 1926; рец.: С. Пакентрейгер -- "Красная новь", 1926, кн. 4, с. 233--34). В одноакт. драме "Возмездие" ("На Амыле-реке. Сб. рассказов", М.--Л., 1925) показан трагич. исход Белой армии в безмерной снежной пустыне Сибири. А. Лежнев полагал, что О. возвращается к старой, водянисто-закругленной манере письма ("Печать и революция", 1925, No 5/6, с. 526--27; см. также рец.: "Сиб. огни", 1925, No 4/5, с. 242).
   В ряде случаев, однако, О. стремился оправдать необходимость многочисленных жертв во имя утверждения светлого будущего, как в рассказе "Крестьянская война" ("Прибой", альм. 1, Л., 1925; сочувств. отзыв: А. Зорич -- "Правда", 1925, 9 окт.). Положительно была встречена кн. О. "Нежданная встреча" (М., 1928; рец.: С. Вржосек -- "Звезда", 1928, No II,. с. 159--60). В дальнейшем в отзывах на соч. О. преобладал критический подход. Кн. рассказов "Побег" (М.. 1930) Т. Перимова назвала безликим изданием ("Книга и революция", 1930, No 7, с. 38--39). Ю. Красовский считал, что в ней "... нет внутр. единства, обшей тематич. направленности, нет того, что позволило бы определить авт. лицо" ("На лит. посту", 1930, No 7, с. 70). Негативно оценивал многие произв. Горький. Показательна его реакция на пьесу О. "Водоворот" (судьба рукописи неизвестна), нагнетающую картины садизма, убийств (письмо к О. от 3 авг. 1921 -- Горький, XXIX, 403). Кн. "Камо. Вологодская республика" (М.--Л., 1931), включающая очерк и восп. О. о Революции 1905--07, получила уничижит. оценку Горького в ст. "О работе неумелой, небрежной, недобросовестной и т.д." (Горький, XXV, 474--75; см. также peu.: Г. Александров -- "Книга молодежи", 1932, No 1/2, с. 44--46). После критики Горького О. почти не издавали (отриц. отзывы В. А. Гольцева на рукопись О. в изд-во "Федерация" от 24 нояб. 1931 -- РГАЛИ, ф. 625, оп. 1, No 121, л. 16--19; отриц. отзыв Астафьева от 12 июня 1931 -- там же, л. 20--21 об.).
   В 1937 О. был арестован. Умер в заключении ("Театр. жизнь", 1989, No 13, с. 28).
   Др. произв.: "Старый одноглазый" ("Нива", 1911; No 1), "Разлука" (ЛПН, 1911, No 6), "Небогатова заимка" ("Совр.", 1911, No 7), "В осенние дни" ("Заветы", 1912, No 5--6). "Случай одной жизни" ("Совр.", 1912, No 11), "По теплым местам" ("Новое слово", 1913, No 7), "Сонин день" ("Альм. Севера", кн. 1, СПб., 1914), "Апаш" ("Новая жизнь", 1917, No 1).
   Изд.: Заменен об ораторском иск-ве. Пособие для агитаторов. М., 1922; Заметки Иванова. Рассказы. М.--Л., 1926 (М., 1935); В снегах. Рассказы. М., 1928; Юность. Повести и рассказы. М., 1958 (предисл. Вл. Лидина).
   Лит.; Белоусов (I); Архив Горького, т. X. кн. 2, с. 16; Эренбург И. Г., Собр. соч., т. 8. М., 1966, с. 80; Бойцы революции, Красноярск, 1982, с. 159--62; Шмаков А. А., Шмакова Т. А., Урал литературный. Челябинск, 1988, с. 197. + Владиславлев; ЛЭ; КЛЭ; ИДРДВ; Масанов.
   Архивы; ИМЛИ, ф. 3об; РГБ. M 9585-а, No 31 (автобиография 1926); РГАЛИ. ф. 388, оп. 1, No 84 (письма Ф. Е. Поступаеву); Архив А. М. Горького. КГ-рл. 28.57.2, No 14577 (письмо сестры Камо -- Дж. Хутулашвили к М. Горькому от 3 мая 1931 с благодарностью за выступление против кн. О. "Камо").

В. Н. Абросинова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru