Окольский Антон Станиславович
Реформа английских университетов в XIX столетии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Часть третья.


   

Реформа англійскихъ университетовъ въ XIX столѣтіи *)

*) Русская Мысль, кн. II.

V.

   Описанное устройство University Extension въ послѣднее время достигло еще высшей степени развитія, доказывая этимъ живучесть движенія, возникшаго въ послѣднее время въ Англіи и имѣвшаго въ виду доставленіе высшаго, почти университетскаго образованія всѣмъ классамъ народонаселенія.
   Развитіе это замѣчается въ троякомъ направленіи, сообразно цѣли, достиженіе которой имѣлось въ виду.
   Прежде всего, имѣлось въ виду поддержать умственный интересъ въ мѣстностяхъ, въ которыхъ читались курсы, а также содѣйствовать лучшему изученію извѣстной науки или расширенію познаній этихъ слушателей. Дальше стремились къ соединенію мѣстностей, въ которыхъ курсы чтенія были устроены въ извѣстные союзы. Наконецъ, заботились о томъ, чтобы слушателей такихъ курсовъ сблизить съ университетомъ, укрѣпить связь, существующую между ними, и, такимъ образомъ, усилить вліяніе университета на слушателей.
   Не подлежитъ сомнѣнію, что развитію въ первомъ направленіи нельзя не придавать серьезнаго значенія, въ виду того, что одна изъ цѣлей University Extension состоитъ именно въ томъ, чтобы поощрить систематическое обученіе людей, не бывшихъ въ состояніи по различнымъ причинамъ пожертвовать для этого нѣсколькими годами жизни, и въ томъ, чтобы пріучить къ умственному занятію лицъ, къ тому не привыкшихъ.
   Для достиженія этой цѣли употреблялись различныя средства. Прежде уже мы обратили вниманіе на письменныя разсужденія и передвижныя библіотеки, несомнѣнно содѣйствующія этому. Практическій смыслъ англичанъ, умѣющій воспользоваться самымъ мелкимъ обстоятельствомъ, придумалъ еще и другія средства, дѣйствующія также съ успѣхомъ.
   Въ такимъ средствамъ принадлежатъ общества, учреждаемыя слушателями такихъ курсовъ, желающими изучать дальше извѣстный предметъ по книгамъ, указаннымъ лекторомъ, въ промежуткахъ между курсами. Оксфордскія инструкціи, Instructions and Suggestions 1890 г., заключаютъ въ себѣ подробныя указанія относительно началъ, на которыхъ такія общества должны основываться, а также способа выполненія ихъ въ практикѣ. Вообще слушатели Поступаютъ такимъ образомъ, что собираются въ извѣстные сроки, обыкновенно двухнедѣльные, подъ предсѣдательствомъ опытнаго руководителя, для прочтенія приготовленныхъ членами небольшихъ разсужденій, относящихся къ избранному предмету, и обсужденія возникающихъ вслѣдствіе того вопросовъ. къ такимъ средствамъ можно причислить дальше такъ называемые reading parties, общества для чтенія, состоящія также изъ слушателей такихъ курсовъ, подъ руководствомъ болѣе опытнаго я знающаго человѣка. Занятія такихъ reading parties состоятъ въ томъ, что члены ихъ читаютъ, прежде всего, сами, а потомъ совмѣстно, на общемъ еженедѣльномъ собраніи, книги, относящіяся къ предмету, о которомъ будетъ читаться курсъ. Потомъ возникаютъ пренія, относящіяся къ тому, что" было прочтено; часто такія reading parties образуются въ первомъ семестрѣ для того, чтобы приготовить слушателей въ слушанію курсовъ слѣдующаго семестра. къ такимъ же средствамъ принадлежатъ и такъ называемые reading circles, отличающіеся только въ нѣкоторыхъ подробностяхъ отъ вышеуказанныхъ обществъ.
   Въ той же цѣли лучшаго, болѣе основательнаго изученія даннаго предмета принадлежитъ и составленіе разсужденій, essay-miting, на заданную тему. Это имѣетъ мѣсто такимъ образомъ, что лекторъ, послѣ окончанія курса, назначаетъ нѣсколько темъ, на которыя слушатели могутъ въ свободное время писать разсужденія. Поощряются они къ тому такимъ образомъ, что незажиточные слушатели, составившіе отличающіяся разсужденія, получаютъ пособія отъ 5--10 фунтовъ стерлинговъ, дозволяющія имъ отправиться на лѣтнее собраніе въ университетъ. Лордъ Рипонъ первый пожертвовалъ въ 1888 г. извѣстную сумму денегъ (50 фунт.), изъ которой должны были быть выдаваемы такія пособія, стипендіи, scholens-hips, а примѣру его послѣдовали и другіе. Темы назначаются по англійской исторіи и словесности, политической экономіи и естественнымъ наукамъ. Такія стипендіи были въ Оксфордскомъ университетѣ раздѣлены на три категоріи, именно на такія, на которыя могли состязаться всѣ безъ исключенія слушатели курсовъ, учреждаемыхъ университетомъ, и на такія, которыя были предназначены только для учителей или учительницъ начальныхъ училищъ. Всѣ кандидаты на эти пособія должны были, кромѣ представленія выдающагося разсужденія, выдержать съ отличіемъ экзаменъ по курсу, который выслушали. Третья категорія стипендій была назначена исключительно для рабочихъ, слушателей курсовъ, выдержавшихъ экзаменъ, хотя бы только удовлетворительно. Темы назначаются въ февралѣ мѣсяцѣ, а разсужденія должны быть представлены въ началѣ іюня. Послѣ того они разсматриваются лицами, назначенными университетомъ {На 1891 г. только въ Оксфордскомъ университетѣ било 115 фунтовъ стер. пожертвованій на эту цѣль. Въ 1890 г. изъ кандидатовъ первой категоріи 3 мужчинъ получили по 10 фунт. и 3 женщины по 5 фунт. Изъ второй категоріи 1 женщина 10 фунт., 2 по 5 и 1 мужчина тоже 5 фунт. Изъ третьей категоріи 2 мужчинъ получили 10 и 4 по 5 фунт. Сверхъ того, шесть лицъ, между которыми были 2 женщины, получили такія же пособія изъ средствъ мѣстныхъ комитетовъ. University of Oxford. University Extension Lectures. November 1890, стр. 43.}.
   Къ слушателямъ, преимущественно рабочимъ, которые не могутъ принадлежать ни къ вышеуказаннымъ обществамъ, ни къ reading parties, университеты примѣняютъ еще одно средство, имѣющее въ виду распространить между ними научныя понятія и пріучить къ умственному труду. Средство это состоитъ въ томъ, что делегація Оксфордскаго университета позаботилась о напечатаніи, въ особыхъ выпускахъ, шести лекцій такого объема, что каждый изъ нихъ можно, громко читая, прочесть въ продолженіе одного часа. При этихъ лекціяхъ находятся указанія относительно книгъ, которыя могутъ быть употребляемы для лучшаго изученія даннаго вопроса. Лекціи эти рабочіе читаютъ или у себя дома отдѣльно, или вмѣстѣ съ другими, въ обществахъ рабочихъ trade-unions или другихъ {Лекціи эти имѣютъ значеніе преимущественно для работниковъ, такъ какъ онѣ занимаются вопросами, къ нимъ относящимися. О томъ убѣждаетъ само ихъ заглавіе: Рабочій и ею благосостояніе. Instructions and Suggestions. l. c., стр. 29.}.
   Къ такимъ средствамъ принадлежатъ также и лѣтнія собранія, о которыхъ мы упомянули уже выше.
   Первыя такія собранія имѣли мѣсто въ Оксфордѣ въ 1888 г. Они продолжались 10 дней, приняло же въ нихъ участіе 900 слушателей. Они происходили такимъ образомъ, что по утрамъ читались непродолжительные курсы, отъ 3--6 лекцій, по вечерамъ же люди, отличившіеся въ наукѣ, говорили рѣчи, въ которыхъ обсуждали различные ученые и литературные вопросы. Это первое собраніе посѣщено было слушателями не только оксфордскихъ курсовъ, но и курсовъ Кембриджскаго университета, а также лондонскаго общества. Когда изъ этой первой удачной попытки оказалось, что слушатели университета вынесутъ изъ него надлежащую умственную пользу, если только будутъ имъ приглашены, было устроено такое же собраніе въ Оксфордѣ въ августѣ 1889 года. Тогда слушатели были раздѣлены на ра отдѣленія. Къ первому причислены были такіе, которые только менѣе продолжительное время могли оставаться въ Оксфордѣ, ко второму такіе, которые все время назначаются на собраніе, т.-е. три недѣли могли употребить на умственныя занятія. Соотвѣтственно тому были устроены и курсы. Вообще прибыло 1,000 слушателей, изъ которыхъ 154 оставались въ продолженіе всего назначеннаго на это времени. Во всякомъ случаѣ, изъ этого было видно, что такія собранія пользовались успѣхомъ, вслѣдствіе чего въ 1890 г. были устроены не только въ Оксфордѣ, но и въ Кембриджѣ {Неизвѣстно, сколько слушателей было въ этомъ году въ Оксфордѣ, такъ какъ отчеты этого университета не заключаютъ въ себѣ объ этомъ свѣдѣній. Видно только, что ихъ было менѣе, такъ какъ доходъ съ платы, вносимой ими, уменьшился на 151 фунтъ, т.-е. составляетъ только 831 ф. Но это уменьшеніе было естественныхъ послѣдствіемъ того, что такія собранія происходили тогда и въ Кембриджѣ.}. Такія же собранія устроило въ 1889 и 1890 г. National Home Beading Union, а, сверхъ того, въ Шотландіи, въ Эдинбургѣ, заботились объ ихъ устройствѣ. Во всякомъ случаѣ, Оксфордскій университетъ до настоящаго времени обнаружилъ самые большіе успѣхи въ этомъ отношеніи.
   Ее подлежитъ сомнѣнію, что такія собранія оказались полезными въ научномъ отношеніи. Во-первыхъ, читаемыя лекціи были распредѣлены: такъ, что слушатели могли прослушать полный курсъ по одному или двумъ предметамъ. Во-вторыхъ, хотя слушатели только непродолжительное время могли пребывать въ университетѣ и пользоваться его учебными пособіями, тѣмъ не менѣе, они имѣли способность познакомиться съ ними. Между слушателями было много начальныхъ учителей, которые, такимъ образомъ, успѣли освѣжить свои научныя и педагогическія познанія, пріобрѣсти новыя мысли, познакомиться съ новыми методами, которые впослѣдствіи примѣняли на практикѣ. Представители мѣстныхъ центровъ, изъ различныхъ окрестностей, получили возможность лично сообщить свои замѣчанія омерзительно общихъ своихъ потребностей. Вообще можно сказать, что лѣтнія собранія содѣйствовали усиленію вліянія университетовъ на всю страну и пробужденію умственной жизни тамъ, гдѣ она еще не существовала. Непосредственнымъ же слѣдствіемъ того было увеличеніе количества мѣстностей, требующихъ устройства курсовъ зимою {Хотя Instructions and Suggestions причисляютъ въ средствамъ усиленія умственной дѣятельности слушателей Extension курсовъ и такъ называемые Toynbie-hall въ Лондонѣ, не думаемъ, однакожь, чтобы это было правильно, такъ какъ учрежденіе это не зависитъ отъ университетовъ и не состоитъ даже въ связи съ University.}.
   Вторая цѣль -- усиленіе дѣятельности мѣстныхъ комитетовъ -- была достигнута посредствомъ образованія изъ нихъ извѣстныхъ союзовъ. Первый такой союзъ образовался на юго-востокѣ и въ настоящее время обнимаетъ графства Кентъ, Соссексъ, Суррей и Гемпширъ. Потомъ образовались South-Vestern-Federation, союзъ юго-западный, заключающій графства Корнуелъ, Девонъ и Зоммерсетъ, North-Midland-Association, обнимающій графство Іоркъ, и Northern-Federation, распространяющій свою дѣятельность на четыре сѣверныя графства. Каждый такой союзъ имѣетъ извѣстный общій органъ, состоящій изъ представителей отдѣльныхъ комитетовъ, а также секретаря {Устройство этихъ органовъ указано Moulton'омъ въ вышеприведенномъ сочиненія, стр. 37, 43 и 47, а также въ Инструкціяхъ Оксфордскаго университета, стр. 31.}.
   И теперь уже эти союзы, хотя и недавно существующіе, приносятъ несомнѣнныя выгоды, которыя могутъ (увеличиться еще болѣе впослѣдствіи. Именно посредствомъ личнаго соглашенія между секретарями союзовъ можно устранить затрудненія въ устройствѣ курсовъ въ надлежащей очереди. Это обстоятельство, однакожь, важно не только въ педагогическомъ, но и въ финансовомъ отношеніи. И теперь уже университеты дѣлаютъ значительныя уступки въ вознагражденіи лекторовъ комитетамъ, которые такъ согласились между собою относительно очереди курсовъ, чтобы одинъ лекторъ былъ въ состояніи читать тотъ же курсъ въ нѣсколькихъ мѣстностяхъ, находящихся на близкомъ разстояніи. Другая выгода въ финансовомъ отношеніи состоитъ въ томъ, что мѣстные комитеты будутъ въ состояніи сдѣлать вслѣдствіе того значительныя сбереженія на путевыхъ издержкахъ лекторовъ. Эти два обстоятельства имѣютъ, однакожь, болѣе значенія, чѣмъ могло бы казаться на первый взглядъ. По мнѣнію Мэкиндера, настоящее развитіе университетской дѣятельности, University Extension, сдѣлалось возможнымъ только вслѣдствіе покрытія Англіи цѣлою сѣтью желѣзныхъ дорогъ; нельзя было даже и думать о немъ раньше, когда существовали прежнія, неудобныя и медленныя средства сообщенія {"The University Extension system, as wo now understand it, depends on our railway system". Machinder and Sadler, l. c., стр. 53.}. Наконецъ, слѣдуетъ обратить вниманіе и на ту пользу, вытекающую изъ соединенія отдѣльныхъ комитетовъ въ извѣстные союзы, что правленія этихъ союзовъ собираютъ добровольныя пожертвованія или даренія, которыя обращаютъ на обезпеченіе мѣстныхъ комитетовъ въ устройствѣ курсовъ въ мѣстностяхъ менѣе зажиточныхъ и, слѣдовательно, содѣйствуютъ къ увеличенію ихъ количества. Такъ, наприм., North-Midland-Association придерживается того начала, что издержки по устройству курса, до 27 фунтовъ ст., возлагаетъ на мѣстные комитеты, само же пополняетъ излишекъ, обыкновенно до 55 фу въ Если четыре сосѣдніе комитета согласились устроить курсъ, читаемый однимъ и тѣмъ же лекторомъ, тогда они обязаны нести издержки только до 25 фунтовъ, остальное же уплачиваетъ союзъ. Въ Northern-Federation положено, что цѣна билетамъ на полный курсъ не можетъ превышать 1 шиллинга, если же довода изъ продажи ихъ не хватитъ на покрытіе всѣхъ издержекъ, тогда союзъ пополняетъ ихъ изъ своихъ собственныхъ средствъ.
   Наконецъ, мы должны обратить вниманіе на то, какимъ образомъ университеты усиливаютъ связь свою съ отдѣльными слушателями и увеличиваютъ свое на нихъ вліяніе. Достиженіе этой цѣли имѣлось въ виду посредствомъ обезпеченія извѣстныхъ выгодъ, привилегій, тѣмъ слушателямъ, которые подверглись болѣе строгому руководству университета въ научномъ отношеніи для достиженія болѣе систематическаго образованія.
   Кембриджскій университетъ сталъ къ слушателямъ своихъ курсовъ примѣнять привилегію, состоящую въ томъ, что освобождалъ ихъ отъ одного года пребыванія въ университетѣ изъ числа обязательныхъ трехъ лѣтъ, необходимыхъ для полученія первой ученой степени баккалавра, artium. Этою привилегіей пользуются тѣ лица, которые слушали систематическіе курсы по исторіи, словесности, естественнымъ или математическимъ наукамъ. Разумѣется, что университетъ предписываетъ очередь курсовъ, отъ мѣстныхъ же комитетовъ зависитъ принять ее и примѣнить въ практ тикѣ. Вслѣдствіе того ухе комитеты въ нѣкоторыхъ городахъ, какъ, напримѣръ, въ Гуллѣ, Скарборо, Ньюкестлѣ, Сундерлендѣ, Дерби, Екзетерѣ и Плимутѣ, объявили готовность пользоваться- этою привилегіей. Но такъ какъ средство это было примѣнено только въ недавнее время, то поэтому нѣтъ еще статистическихъ данныхъ относительно количества лицъ; воспользовавшихся имъ. Едва ли, однако, и впослѣдствіи этою привилегіей могло пользоваться болѣе значительное количество слушате лей. Это происходитъ отъ того, что слушателями University Extension курсовъ бываютъ преимущественно люди взрослые, имѣющіе уже извѣстное занятіе или званіе, которыя препятствуютъ имъ постоянно пребывать въ университетѣ, почему сократить курсъ хотя на одинъ годъ для нихъ невозможно.
   Оксфордскій университетъ не подражалъ этому примѣру. Онъ стремится къ достиженію большей систематичности и правильности въ образованія только посредствомъ, выдачи высшаго свидѣтельства, Higher тѣмъ слушателямъ, которые прослушали извѣстные курсы въ предписанномъ имъ порядкѣ. Такое свидѣтельство можетъ быть выдано такимъ слушателямъ, которые прослушали шесть курсовъ, по 12 лекцій каждый, изъ исторіи и словесности и два по естественно-математическимъ наукамъ, или, наоборотъ, шесть курсовъ по послѣднимъ наукамъ и два по первымъ Свидѣтельство это, однакожь, не предоставляетъ никакихъ правъ и привилегій и поэтому имѣетъ только нравственное значеніе. Тѣмъ не менѣе, не подлежитъ сомнѣнію, что средства, примѣняемыя однимъ и другимъ университетомъ, поощряютъ значительное стремленіе къ систематическому образованію. Несомнѣнно тоже, что слушатель, удовлетворившій вышеуказаннымъ условіямъ, присвоилъ себѣ основательное знаніе изучаемаго предмета. О томъ можно убѣдиться изъ курсовъ, какіе онъ былъ обязанъ выслушать и по которымъ долженъ былъ выдержать обыкновенный экзаменъ. Такъ, напримѣръ, по политической экономіи очередь курсовъ была опредѣлена такимъ образомъ. Въ первомъ году, въ первомъ семестрѣ, экономическая Англіи со временъ Domesday Booh до переворота, возникшаго вслѣдствіе упраздненія монастырей; во второмъ семестрѣ -- экономическая исторія Англіи со вступленія на престолъ королевы Елизаветы до отмѣны хлѣбныхъ пошлинъ. Во второмъ году, въ первомъ семестрѣ, новѣйшая исторія политической экономіи, цѣнность, деньги, цѣна, кредитъ, теорія ренты и т. п.; во второмъ семестрѣ -- теорія политической экономіи въ примѣненіи, доходъ, заработная плата, барышъ, податная система и т. д. Въ третьемъ году, въ первомъ семестрѣ, исторія экономическихъ ученій, система меркантильная, физіократовъ, Адамъ Смитъ, Рикардо; во второмъ семестрѣ -- продолженіе этой исторіи, болѣе ранніе французскіе соціалисты, Эвенъ, Лассаль, Карлъ Марксъ {Moulton въ своемъ The University Extension Movement, стр. 56, указываетъ, въ видѣ примѣра, въ какой очереди должны быть читаемы курсы по словесности, исторіи и естественнымъ наукамъ.}.
   Всѣ вышеуказанныя средства,-- курсы обыкновенные -- зимніе и лѣтніе,-- лѣтнія собранія, общества слушателей, home reading circles, союзы отдѣльныхъ комитетовъ,-- имѣли то послѣдствіе, что создали особый классъ людей, связанныхъ болѣе тѣснымъ образомъ съ движеніемъ, имѣющимъ въ виду распространеніе высшаго образованія, заинтересованныхъ въ его развитіи, или образовали, какъ выразился Мэкиндеръ, особаго рода University Extension публику, соединенную извѣстными общими интересами {Mackinder and Sadler, l. c.}.-- Эта публика нуждалась, для удовлетворенія своихъ умственныхъ потребностей, въ извѣстной, особаго рода, литературѣ, въ книгахъ и періодическихъ изданіяхъ. Это было причиной возникновенія различныхъ періодическихъ изданій и книжной литературы, непосредственно связанной съ этимъ движеніемъ.
   Прежде всего, Оксфордскій университетъ сталъ издавать циркуляръ, заключающій указанія относительно устройства мѣстныхъ курсовъ. Въ настоящее время этимъ университетомъ издается ежемѣсячно журналъ Oxford University Extension Gazette, въ которомъ помѣщаются отчеты о дѣятельности мѣстныхъ комитетовъ, а также статьи, относящіяся до University Extension. Для того, чтобы журналъ этотъ сдѣлать доступнымъ для менѣе зажиточныхъ классовъ народонаселенія, цѣна его установлена самая ничтожная: отдѣльный нумеръ -- 1 пенсъ, годовое изданіе -- 1 шиллингъ и 6 пенсовъ. Примѣру Оксфордскаго университета послѣдовало South-Testern-Association, которое стало издавать каждые три мѣсяца журналъ въ Экзетерѣ. Потомъ лондонское общество для распространенія университетскаго образованія стало съ февраля мѣсяца 1890 г. издавать ежемѣсячникъ: University Extension Journal.
   Такимъ же образомъ уже раньше стали издаваться книги, которыя, съ одной стороны, по доступности изложенія, а съ другой -- по умѣренной цѣнѣ, были предложены для этого рода публики. Въ настоящее время спросъ на такія книги еще болѣе увеличился. Поэтому издатель Murray въ Лондонѣ предпринялъ изданіе цѣлой серіи такихъ руководствъ, имѣющихъ въ виду удовлетвореніе этой потребности. Предпріятіемъ этимъ руководитъ въ ученомъ отношеніи профессоръ Knigt изъ университета S. Andrews, списокъ же лицъ, приглашенныхъ къ сотрудничеству, служитъ ручательствомъ, что популярное изложеніе будетъ соединено съ научною серьезностью и основательностью.
   

VI.

   Посмотримъ теперь на финансовую сторону всего этого устройства.
   Въ классической странѣ самоуправленія University Extension должно было содержаться исключительно на средства самого общества, т.-властныхъ лицъ, безъ всякой поддержки со стороны государства. Разумѣется, однакожъ, что въ этомъ отношеніи дѣло не могло обойтись безъ затрудненій. Съ одной стороны, было видно, что движеніе это не могло бы развиться, если бы плата за посѣщеніе курсовъ была слишкомъ высока. Вслѣдствіе этого, значительное количество лицъ изъ менѣе зажиточныхъ классовъ народонаселенія, для которыхъ именно такіе курсы учреждались, не было бы въ состояніи пользоваться ими и было бы даже отъ нихъ устранено. Это движеніе должно было, по единогласному мнѣнію его поборниковъ, возбудить требованіе высшаго образованія въ тѣхъ именно классахъ народа, которые до этого времени безъ него обходились. Слѣдовательно, надо было цѣну за билеты назначить самую умѣренную, если всѣ усилія не должны были остаться напрасными. Съ другой стороны, иногда представлялось затруднительнымъ собрать между зажиточнѣйшими классами, несмотря на ихъ готовность къ пожертвованіямъ, необходимыя средства на покрытіе расходовъ, въ случаѣ, если бы оказались недоимки. Всѣ эти затрудненія, однакожь, преодолѣла сильная воля и энергія отдѣльныхъ лицъ, поощряемая обществомъ. Разъ начатое движеніе не только не ослабѣвало, но, напротивъ, постоянно усиливалось и развивалось. Такъ какъ образованіе центровъ, комитетовъ, и собираніе денежныхъ средствъ было предоставлено дѣятельности частныхъ лицъ, то въ различныхъ мѣстностяхъ употреблялись различныя средства для достиженія этой цѣли. Выработалось даже нѣсколько системъ, къ которымъ примѣняются иниціаторы, смотря по различнымъ мѣстнымъ условіямъ, Instructions and Suggestions Оксфордскаго университета заключаютъ въ этомъ отношеніи чрезвычайно цѣнныя указанія.
   Первый способъ собрать нужныя денежныя средства состоялъ, по этимъ инструкціямъ, въ томъ, что комитетъ, учреждающій курсы, собиралъ подписчиковъ, обязующихся покрыть недостатки въ случаѣ, если бы сумма, выручаемая отъ продажи билетовъ, оказалась недостаточною. Способъ этотъ, однакожь, оказался менѣе удобнымъ въ практикѣ, вѣроятно, по тому поводу, что нельзя было знать напередъ, будутъ ли дѣйствительно недостатки и въ какомъ размѣрѣ, а обстоятельство это устрашало]частныхъ лицъ отъ принятія на себя обязательства.
   Второй способъ основывается на томъ, что подписчики обязывались непосредственно пожертвовать опредѣленную сумму денегъ и получали за это билетъ на лекціи и нѣкоторыя привилегіи. Привилегіи обыкновенно состояли въ томъ, что подписчики допускались съ правомъ голоса къ рѣшенію вопросовъ относительно того, какіе курсы должны быть устроены, по какимъ предметамъ, когда и т. п. Способъ этотъ оказался болѣе полезнымъ въ практикѣ, такъ какъ частныя лица охотно жертвовали деньгами на предпріятіе, въ которомъ имѣли рѣшительный голосъ, и поэтому онъ во многихъ мѣстностяхъ былъ примѣняемъ съ успѣхомъ. Обыкновенно привилегіи эти предоставлялись лицамъ, которыя пожертвовали да эту цѣль, по крайней мѣрѣ, полгинеи.
   Третій способъ, употребляемый для достиженія той же цѣли, состоялъ въ томъ, что ввѣрялись частнымъ лицамъ билеты для распродажи, въ случаѣ же, если они продали ихъ на опредѣленную сумму, обыкновенно на 2 фунта стерл., тогда сани получали для себя билетъ даромъ. Въ томъ и состояло побужденіе ихъ къ распродажѣ билетовъ.
   Во всякомъ случаѣ, слѣдуетъ замѣтить, что способовъ собиранія необходимыхъ денежныхъ средствъ можетъ быть и болѣе, и каждый изъ нихъ можетъ оказаться въ данной мѣстности и при извѣстныхъ условіяхъ успѣшнымъ. Самъ Мультонъ исчисляетъ такихъ способовъ шесть, изъ которыхъ каждый отличается отъ прочихъ различными подробностями {Moulton, l. c., стр. 84.}.
   Сверхъ этихъ доходовъ, на покрытіе издержекъ по устройству курсовъ въ распоряженіи комитетовъ былъ еще и доходъ отъ продажи билетовъ. Цѣна билетамъ назначалась различная, сообразно мѣстнымъ условіямъ. Обыкновенно цѣна на лекціи утреннія и послѣ полудня была выше, такъ какъ курсы эти посѣщались меньшимъ количествомъ слушателей, до за то принадлежащихъ къ болѣе отборной публикѣ, цѣна же билетамъ на вечерніе курсы была ниже первыхъ. Цѣна первыхъ нисходила до 1 фунта стерл. до 7 шиллинговъ 6 пенсовъ, а цѣна послѣднихъ отъ 10 шиллинговъ 6 пенсовъ до 1 шиллинга. Самою обычною цѣной первыхъ было 10 шилл. 6 пенсовъ и 5 шилл. или 3 шилл. и 6 пенсовъ послѣднихъ. Комитеты, однакожь, дѣлали различныя уступки въ цѣнѣ билетовъ съ цѣлью или облегчить менѣе зажиточнымъ лицамъ посѣщеніе курсовъ, или привлечь большее количество слушателей, или поощрить умственную ихъ дѣятельность. Такъ, наприм., такъ называемые Students Tickets, билеты тѣхъ, которые послѣ лекціи оставались для занятій въ классѣ, обыкновенно стоили на половину менѣе. Такимъ же образомъ за половинную цѣну продаются такъ называемые Party Tickets, то-есть билеты для цѣлыхъ группъ, состоящихъ изъ нѣсколькихъ лицъ, обыкновенно изъ восьми. Въ другихъ мѣстностяхъ билеты продаются по пониженной цѣнѣ рабочимъ, ремесленникамъ, ученикамъ ремесленныхъ или различныхъ техническихъ учебныхъ заведеній, учителямъ и учительницамъ начальныхъ училищъ, такимъ лицамъ, которыя для посѣщенія курсовъ должны пріѣзжать по желѣзной дорогѣ, и т. п. Вообще въ дѣятельности комитетовъ замѣчается стремленіе къ назначенію, насколько возможно, самой низкой цѣны билетамъ. И въ этомъ отношеніи, можно сказать, они достигли послѣднихъ почти предѣловъ. Въ самомъ дѣлѣ, если весь курсъ стоитъ иногда 1 шилл., то одна лекція стоитъ 1 пенсъ или около 3 коп. Цѣна баснословно ничтожная. Съ другой стороны, опытъ показалъ, что еще болѣе значительное пониженіе цѣны билетовъ или устройство курсовъ совершенно даромъ во многихъ отношеніяхъ вредно или неудобно. Въ такихъ мѣстностяхъ курсы посѣщались вообще лицами, не занимающимися серьезно научными вопросами. Ее разъ были открыты безплатные курсы, тогда было очень трудно устроить впослѣдствіи курсы за деньги.
   Расходы мѣстныхъ комитетовъ могутъ быть раздѣлены на три разряда. Къ первому принадлежитъ плата университету. Въ платѣ этой заключается вознагражденіе лектора за лекціи, занятія въ классѣ со слушателями, разсмотрѣніе еженедѣльныхъ упражненій, наемъ передвижной библіотеки, за доставленіе 60 экземпляровъ силлабуса даромъ, производство экзаменовъ, выдачу свидѣтельствъ и наградъ. За все это Оксфордскій университетъ назначаетъ валовую сумму за курсъ, состоящій изъ 12 лекцій. Сумма эта, однакожъ, опредѣляется различно, смотря по тому, къ которому разряду принадлежитъ лекторъ, имѣющій читать лекціи. И такъ, если курсъ долженъ читаться однимъ изъ младшихъ лекторовъ, junior lecturer, только что начинающимъ это занятіе, цѣна его опредѣлена въ 36 фунт. 12 шилл. Курсъ, читаемый обыкновеннымъ лекторомъ, стоитъ 42 фунта 12 шилл.; наконецъ, курсъ старшаго лектора стоитъ 54 фун. 12 шилл. Впрочемъ, университетъ дѣлаетъ иногда уступку въ цѣнѣ. И такъ, если тотъ же лекторъ долженъ читать въ томъ же городѣ два раза тотъ же курсъ, одинъ разъ по утру и другой разъ вечеромъ, тогда оба курса стоятъ въ первомъ случаѣ 59 фунт. 4 шилл., во второмъ 71 фунт. 4 шилл., а въ третьемъ 83 ф. 4 шилл. Въ этой валовой суммѣ заключается также и вознагражденіе за производство испытаній. За это комитеты имѣютъ право представить 20 кандидатовъ; если бы они хотѣли представить къ экзамену больше кандидатовъ, тогда за каждаго лишняго должны уплатить по 2 шиллинга. Сверхъ того, университеты дѣлаютъ также извѣстныя уступки и тогда, когда нѣсколько сосѣднихъ городовъ условились между собою такимъ образомъ, что одинъ лекторъ будетъ въ состояніи читать въ нихъ тотъ же курсъ по очереди.
   Въ слѣдующей категоріи издержекъ причисляется вознагражденіе лектора за проѣздъ по желѣзной дорогѣ (во второмъ классѣ), за устройство опытовъ, если снаряды къ нимъ или инструменты должны были быть привозимы, за большое количество силлабусовъ, хотя расходъ по послѣднему пункту часто возвращается, даже съ прибылью, отъ продажи ихъ. Вообще всѣ издержки этого рода не превышаютъ 5 фунт. стер. на полный курсъ, Изъ этого, однакожь, видно, что города, составившіе извѣстный союзъ, могутъ сдѣлать значительныя сбереженія, пользуясь уступками, дѣлаемыми университетомъ, и уплачивая менѣе за проѣздъ лекторовъ.
   Къ третьему разряду расходовъ причисляютъ чисто-мѣстныя издержки. Къ нимъ принадлежитъ наемъ помѣщенія, если комитетъ не могъ получить его безплатно, освѣщеніе, отопленіе и т. под. Вообще издержки второй и третьей категоріи составляютъ по Instructions and Suggestions около 9 фунт. стерл. на курсъ, если помѣщеніе можно было получить даромъ.
   Всѣ эти издержки, вообще говоря, столь незначительны, что если только 120 лицъ взяли билеты по средней цѣнѣ 10 шиллинговъ за курсъ, комитетъ не только можетъ покрыть ихъ сполна, не прибѣгая къ пожертвованіямъ частныхъ лицъ, но даже получить нѣкоторую прибыль. Излишекъ доходовъ надъ расходами мѣстные комитеты употребляютъ на различныя цѣли. Нѣкоторые образуютъ Изъ него запасный капиталъ, который могъ бы послужить для упроченія вообще ихъ дѣятельности впослѣдствіи. Другіе употребляютъ его на стипендіи или награды для слушателей. Награды являлись иногда въ видѣ безплатныхъ билетовъ на слѣдующій курсъ, иногда же въ видѣ пособія на пребываніе въ университетѣ во время лѣтняго собраніи. Были комитеты, которые обращали излишекъ своякъ доходовъ на устройство постоянной библіотеки для своихъ слушателей. Иные доставляли добавочное вознагражденіе старшимъ лекторамъ, отличившимся въ своемъ званіи, имѣя въ виду поощреніе ихъ къ тому, чтобы они дальше посвятили свои услуги University Extension. Иные, наконецъ, содержали постояннаго помощника секретаря въ виду облегченія секретаря въ его канцелярскихъ занятіяхъ.
   Такъ представляется финансовая сторона устройства University Extension курсовъ отдѣльными мѣстными комитетами. Вслѣдствіе того, однакожъ, что каждый комитетъ ведетъ свои счеты особо, нельзя точно опредѣлить издержки на все это устройство вообще. Мэкиндеръ, принимая во вниманіе сумму расходовъ университетовъ и полагая, что мѣстныя издержки но устройству одного курса не превышаютъ вообще 10 ф. стер., приходитъ къ заключенію, что въ 1889--1890 г. израсходовано на эту цѣль въ городахъ, состоящихъ въ связи съ Оксфордскимъ университетомъ, 7,000 ф. стер., въ городахъ, зависящихъ отъ Кэмбриджскаго университета, 7,500 фунт., въ городахъ, подлежащихъ лондонскому обществу, 4,350 фунт. и, наконецъ, въ городахъ, зависящихъ отъ Викторіи-университетъ, 250 фунтовъ, или вообще 19,100 фунт. На этомъ основаніи онъ, принижая во вниманіе общее количество слушателей, пришелъ къ заключенію, что каждый слушатель стоилъ приблизительно около 10 шиллинговъ, каждая же лекція, полагая среднимъ числомъ по 10 лекцій въ курсѣ, по 1 шиллингу. Вслѣдствіе того, по его мнѣнію, University Extension составляетъ одно изъ самыхъ дешевыхъ средствъ образованія, существующихъ въ Англіи {We venture on the assertion that University Extension is one of the cheapest educationel institutions in this country. Macinder und Sadler, l. c., стр. 24.}.
   Для полноты очерка финансовой стороны всего этого предпріятія намъ слѣдуетъ сказать еще нѣсколько словъ объ издержкахъ на устройство лѣтнихъ собраній, Summer meeting, открытыхъ, прежде всего, Оксфордскимъ университетовъ. По отчету делегаціи этого университета за 1880 г., израсходовано на эхо собраніе 1,103 фунт. ст. 7 шил. 6 1/2 пенсовъ. Главными статьями расхода было вознагражденіе лекторовъ въ количествѣ 385 фунт., секретаря 126 фунт., печатаніе силлабусовъ 105 фунт. и т. д. Главный доходъ происходилъ отъ продажи билетовъ, именно 989 фунт. 2 шил. Другіе доходы были доставлены продажею силлабусовъ, пожертвованіями частныхъ лицъ и т. п. {Delegacy of local Examinations. Report of the Commitee appointed to ewoy into Operation Statt. Tit. VIII sat 1, § 5. for the Year ending. August 1689.} Лѣтнее собраніе 1890 г. имѣло нѣсколько менѣе доходовъ и расходовъ, именно только 1,058 фунт. 7 шил. 3 1/2 пенса {Такой же Report за годъ, оканчивающійся 31 августа 1890 г.}. Это произошло вслѣдствіе того, что въ этомъ году и Кембриджскій университетъ устроилъ такія же собранія, которыя отвлекли извѣстное количество слушателей отъ собраній Оксфордскаго университета.
   До настоящаго времени University Extension основывалось исключительно на энергіи и готовности къ пожертвоваоіямъ частныхъ лицъ общества. Въ послѣднее время, однакожь, стали отзываться голоса, требующіе, чтобы и государство сдѣлало что-либо въ пользу распространенія высшаго образованія, доставляя извѣстное на эту цѣль пособіе изъ своихъ средствъ. Такъ, наприм., конференція секретарей мѣстныхъ комитетовъ, собравшаяся въ Оксфордѣ въ 1889 г., единогласно выставила это требованіе. Въ подтвержденіе того она ссылалась на то, что если государство можетъ давать ежегодно три милліона фунт. стер. на начальное образованіе, 500,000 фунтовъ департаменту 100,000 фунт. на учительскія семинаріи, 15,000 фунт. Лондонскому университету и такую же сумму провинціальнымъ коллегіямъ, то оно не можетъ оставить безъ помощи и пособія столь важнаго учрежденія, какъ University Extension, имѣющаго въ виду распространеніе высшаго образованіи въ самыхъ отдаленныхъ захолустьяхъ Англіи, въ городкахъ и селеніяхъ, которые по недостатку средствъ не въ состояніи даже содержать средняго учебнаго заведенія, коллегіи. Эта конференція полагала, что 5,000 фунт. въ годъ государственнаго пособія было бы вполнѣ достаточно для доставленія всему этому устройству прочнаго основанія и обезпеченія въ пользу народа громаднаго благодѣянія. Она полагала также, что для раздѣленія этого пособія нужно было бы учредить особую коммиссію. На одномъ изъ слѣдующихъ своихъ засѣданій конференція эта образовала комитетъ, состоящій изъ девяти секретарей комитетовъ, зависящихъ отъ Оксфордскаго университета, и изъ семи секретарей комитетовъ, подвѣдомственныхъ Кембриджскому университету, такъ называемому National Commitee for obtaining a Grant in aid of University Extension, который долженъ позаботиться о томъ, чтобы произвести вліяніе на общественное мнѣніе, на членовъ парламента и другія вліятельныя личности въ виду исходатайствованія этого пособія.
   Такимъ же образомъ и профессоръ Стюартъ въ предисловіи въ труду Мультона { University Extension Movement, стр. IV.} требовалъ пособія въ количествѣ, по крайней мѣрѣ, 2,500 фунтовъ стерл. въ годъ, полагая, что такая сумма была бы удовлетворительною для распространенія этого устройства на всю Англію.
   Мэкиндеръ и Сэдлеръ указывали подробно поводы,) по которымъ такое пособіе они считали необходимымъ. По ихъ мнѣнію, хотя среднимъ числомъ издержки по устройству такихъ курсовъ были незначительны, тѣмъ не менѣе, и онѣ иногда были недоступны для менѣе зажиточныхъ классовъ народонаселенія. Въ меньшихъ городахъ онѣ даже были болѣе значительны, такъ какъ меньшее количество слушателей не было въ состояніи покрыть всѣхъ расходовъ. Это обстоятельство устрашало лицъ, гарантирующихъ уплату суммы, причитающейся университетамъ. Комитеты, будучи въ неизвѣстности относительно финансоваго исхода предпріятія, предпочитали курсы болѣе привлекательные для публики курсамъ болѣе полезнымъ. Финансовыя затрудненія, главнымъ образомъ, мѣшали въ заведеніи правильности курсовъ, въ устройствѣ ихъ согласно плану, разсчитанному на три года, хотя достиженіе этого было важно, такъ какъ университеты предоставляли нѣкоторыя привилегіи только тѣмъ лицамъ, которыя слушали лекціи въ продолженіе трехлѣтняго времени. Въ этомъ также коренилось главное затрудненіе въ полученіи хорошихъ лекторовъ, такъ какъ и тѣ, которые отличились и оказались вполнѣ способными, обращались къ другимъ занятіямъ, если только представилась имъ къ этому возможность, такъ какъ они не гнали, будутъ ли заняты на будущій годъ въ University Extension. Мэкиндеръ и Сэдлеръ, полагая, однакожь, что даже самое незначительное пособіе со стороны государства могло бы произвести благотворное вліяніе на все устройство University Extension, думали, что пособіемъ этимъ должны распоряжаться образованные въ 1888 г. графскіе совѣты, County-Counsils. Въ этомъ отношеніи ссылались да то, что законъ о народномъ образованіи въ Уэльсѣ, такъ называемый Welsh Intermediate Education act 1889 г., дозволилъ графскимъ совѣтамъ въ этой провинціи употреблять опредѣленную сумму на образованіе, не бывшее ни начальнымъ, ни техническимъ.
   На основаніи всего этого можно придти къ заключенію, что при столь сильномъ движеніи къ достиженію высшаго образованія, какое охватило въ послѣднее время англійское общество, вопросъ о государственномъ пособіи на образованіе этого рода составляетъ только вопросъ времени, который въ недалекомъ будущемъ будетъ рѣшенъ въ утвердительномъ смыслѣ.

А. Окольскій.

(Окончаніе слѣдуетъ).

"Русская Мысль", кн.IV, 1892

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru