МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ПАРОДИИ XVIII и XIX вв.
ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ю. ТЫНЯНОВА
"ACADEMIA"
МОСКВА -- ЛЕНИНГРАД 1931
* * *
Жил на свете рыцарь модный,
Литератор не простой,
С виду милый, благородный,
Духом робкий и пустой.
Он имел одно виденье,
Ум смутившее ему,
Что к свободе направление
Поведет его в тюрьму.
Но таланта дар отличный
Да Белинского слова
От паденья нрав тряпичный
Охраняли в нем сперва.
И в пустыне скверно-людной
Он сберег сердечный жар,
Он возвысил лик народный,
Заклеймил позором бар.
Но в минуту раздраженья
Самолюбьицем пустым
Молодого поколенья
Стал врагом он мелочным
Но, тревожась о пощаде,
Сам к царю он написал,
Что он, преданности ради,
Связи дружбы разорвал.
И, холопам подражая,
Он представился царю,
Царь сказал ему, кивая:
"Очень вас благодарю".
И прием хоть был отраден,
Но художник со стыда
Скрылся сразу в Баден-Баден,
Словно призрак без следа.
Н. П. Огарев.(249)
249. Н. Огарев. Новая полурыбица в русской литературе. См. ст. М. Клевенского "И. С. Тургенев в карикатурах и пародиях", "Голос Минувшего", 1918, No1--2, с. 202--203 и М. К. Лемке "Очерки освободительного движения", СПБ, 1908. Относится к эпизоду о показаниях Тургенева сенату в связи с процессом "тридцати двух". "Письмо царю" -- прошение Тургенева Александру II о разрешении остаться за границей и дать требуемые показания письменно. В "письме" он открещивается от дружбы с революционерами.