Одоевский Владимир Федорович
Письмо А. А. Краевскому

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
  
  

    Владимир Федорович Одоевский. Письмо А.А.Краевскому

  
  ----------------------------------------------------------------------------
   Серия "Литературные памятники"
   В.Ф. Одоевский "Русские ночи", М., "Наука", 1975
  ----------------------------------------------------------------------------
  
   Скажите, кто это меня так горячо любит и так досадно, так жестоко не
  понял? Тем досаднее и тем грустнее, что любит! Стало, он любит но меня, а
  мой фантом. Тем грустнее, что признает во мне талант, ибо о вышины падать
  больнее. Если бы мне сказали: ты начинаешь выписываться, твой талант потерял
  свежесть - я бы, может быть, не согласился на правах архиепископа
  Гренадского, но мне бы не было так грустно мне говорят: ты падаешь, потому
  что мало-помалу миришься с пошлостью жизни и оттого, что дал в себе место
  скептицизму, миришься потому, что твоя филиппика принимает вид повести,
  сомневаешься потому, что не веришь в данное направление разума
  человеческого! Вы, господа, требуя в каждом деле разумного сознания, вы
  находитесь под влиянием странного оптического обмана, вам кажется, что вы
  требуете разумного сознания, а в самом деле вы хотите, чтобы вам верили на
  слово. Ваш criterium разум всего человечества; но как постигли вы его
  направление? Не чем другим, как вашим собственным разумом! Следственно, ваши
  слова "верь разуму человечества" значат "верь моему разуму!" - и, что бы вы
  ни делали, каким бы именем вы ни называли ваш criterium, а той сфере, где вы
  находитесь, вы всегда придете к этому заключению. А знаете ли, что значит
  это заключение? Верь моему разуму, следственно мой разум совершенен,
  следственно я - бог, т. е. вы другою дорогою, но дошли до одинакого
  заключения с римскими императорами, которые ставили себе статуи и заставляли
  им поклоняться. Этот роковой ход разума человеческого предвидела Библия в
  словах "не сотвори себе кумира!". Все мы чувствуем необходимость одной
  безусловной истины, которая осветила бы весь путь, нами проходимый, но
  спорим о том, где она и как искать ее. Не называйте же скептиком того, кто
  ищет лучшего способа найти ее и испытывает для сей цели разные снаряды, как
  бы странны они ни казались. Скептицизм есть полное бездействие, и его должно
  отличать от желания дойти до самого дна: медик не знает, какое дать
  лекарство, это незнание имеет следствием то, что он не пропишет никакого
  рецепта, - вот скептицизм; медик прописал лекарство, но, возвратясь домой,
  спрашивает себя: то ли он прописал, нет ли чего более лучшего, - делает
  опыты, вопрошает опыты других - это не скептицизм, но то благородное
  недовольство, которое есть залог всякого движения вперед. Пирогов прежде,
  нежели отрежет руку у живого, каждый раз предварительно отрежет ту же руку у
  десятка трупов - скептицизм ли это?
   Я не могу принять ваш criterium разума человеческого: во-первых,
  потому, что он неуловим - он агломерат, составленный из частных разумов;
  идеализация его кем бы то ни было всегда будет произведением индивидуальным,
  следственно не имеющим характера истины безусловной, всеобъемлющей;
  во-вторых, потому, что он еще не уничтожил страдания на земле; говорить, что
  страдание есть необходимость, значит противоречить тому началу, которое в
  нашей душе произвело возможность вообразить существование нестрадания,
  откуда взялось оно? в третьих, потому, что разум человеческий, как
  продолжение природы, должен (по аналогии) также быть несовершенным, как
  несовершенна природа, основывающая жизнь каждого существа на страдании или
  уничтожении другого. Все эти и многие другие наблюдения заставляют меня
  искать другого критериума.
   Форма - дело второстепенное; она изменилась у меня по упреку Пушкина о
  том, что в моих прежних произведениях слишком видна моя личность; я стараюсь
  быть более пластическим - вот и все; но заключать отсюда о примирении с
  пошлостью жизни - мысль неосновательная; я был всегда верен моему убеждению,
  и никто не знает, каких усилий, какой борьбы мне стоит, чтоб доходить до дна
  моих убеждений, отстранять все, навеянное вседневной жизнию, и быть или по
  крайней мере стараться быть вполне откровенным.
   Если бы кто, судя обо мне, не кладя моих мыслей на прокрустово ложе,
  применил их к собственной моей теории и с этой точки зрения посмотрел на
  них, то, может быть, много странного перестало бы быть странным и, может
  быть, тогда бы заметили, что, например, наблюдения над связью мысли и
  выражения принадлежат к области, доныне еще никем не тронутой и в которой,
  может быть, разгадка всей жизни человека. Впрочем, я сам виноват во многом;
  у меня много недосказанного - и по трудности предмета и с намерением
  заставить читателя самого подумать, принудить самого употребить свой снаряд,
  ибо тогда только истина для него может сделаться живою.
   Наконец, - называйте это суеверием, чем вам угодно, - но я знаю по
  опыту, что невозможно приказать себе писать то или другое, так или иначе;
  мысль мне является нежданно, самопроизвольно и, наконец, начинает мучить
  меня, разрастаясь беспрестанно в материальную форму, - этот момент
  психологического процесса я хотел выразить в Пиранези, и потому он первый
  акт в моей психологической драме; тогда я пишу; но вы понимаете, что в таком
  моменте должны соединяться все силы души в полной своей самобытности: и
  убеждения, и верования, и стремления - все должно быть свободно и истекать
  из внутренности души; здесь веришь чему веришь, убежден - в чем убежден, и
  нет места ничьему чужому убеждению; здесь а = а.
   Требовать, чтобы человек принудил себя быть убежденным, - есть процесс
  психологически невозможный.
   Терпимость, господа, терпимость! - пока мы ходим с завязанными глазами.
  Она пригодится некогда и для вас, ибо, помяните мое слово, если вы и не
  приблизитесь к моим убеждениям, то все-таки перемените те, которые теперь
  вами овладели; невозможно, чтобы вы наконец не заметили вашего оптического
  обмана.
  
  
  

    ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Впервые напечатано: Сакулин, ч. 2, с. 450-543. - По помете А. А.
  Краевского на подлиннике ("письмо князя Одоевского ко мне после появления
  разбора сочинений его в 10-й кн. "Отечественных записок" 1844 года")
  датируется началом октября 1844 г.
   Краевский Андрей Александрович (1810-1889) - журналист, издатель
  "Отечественных записок" (1839-1884). В э 10 его журнала была помещена статья
  В. Г. Белинского "Сочинения князя В. Ф. Одоевского". Критик высоко оценивал
  творчество Одоевского - писателя, у которого "красноречие возвышается до
  поэзии, а поэзия становится трибуною" передовых идей. Вместе с тем он
  упрекал писателя в пристрастии к фантастическому. Со времени "Сильфиды"
  (1837), помысли критика, Одоевский "решительно начал уклоняться от своего
  прежнего направления в пользу какого-то странного фантазма" (см.: Белинский
  В. Г. Полн. собр. соч. Т. VIII. М., 1955, с. 313). Анализируя "Русские
  ночи", Белинский обращал внимание читателей на "односторонность и
  парадоксальность" взглядов Фауста.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru