Оболенский Леонид Егорович
Л. Е. Оболенский: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Оболенский (Леонид Егорович) -- философ, публицист и критик, род. в 1845 г. в Малоархангельске. Из орловской гимназии он перешел в частное заведение, устроенное в Орле известным впоследствии педагогом И. Ф. Рашевским (см.). С 1862 г. О. слушает лекции в спб. университете и медико-хирургической академии по физике, химии и физиологии, а затем в московском университете -- по юридическим наукам и по философии. В 1866 г., с целью ближе стать к народу, О. поступает секретарем калужской земской управы, но через 3 месяца, по независящим обстоятельствам, покидает должность. Те же обстоятельства заставили О., после кратковременного пребывания в СПб., поселиться сначала в Буе, затем в Варнавине и, наконец (с 1870 г.), в Орле, где он занимался адвокатурой. В 1866 г. О. начал литературную деятельность стихотворениями в "Деле". Получив возможность поселиться в СПб. (1878), он, совместно с профессором Вагнером, начинает издавать журнал "Свет". С 1881 г. программа журнала, переименованного в "Мысль", становится шире. В 1883 г. О. приобретает в собственность "Русское Богатство" и издает его до 1891 г.; позже сотрудничает в "Новостях", "Одесском Листке" и "Новом Слове" (ред. С. Н. Кривенко), а также занимается редактированием целого ряда сочинений по философии (Фулье, Селди, Кирхман, Маудсли, Тард, Гефдинг).
   В журналах О. беллетристика занимала сравнительно мало места; зато научный и особенно философский отдел давали читателю много живого материала. Самому издателю принадлежало большое число статей разнородного содержания, а также повестей и рассказов. Сам О., по-видимому, склонен считать свои философские статьи самой важной частью своего литературного формуляра. По мнению О., этика воздвигается на психологической основе. Первичные чувствования боли, путем сознательного и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. В боли, как состоянии неприятном, есть уже воля. Желания, относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности. Кроме того, есть еще альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи -- получать, при одинаковых условиях, однородные субъективные состояния. На чувствованиях, происшедших путем эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая с ростом сознания о сходстве с другими. Вне-опытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения. Первичный альтруизм -- то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это -- сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а ее проявление для нас. Симпатия -- голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему эту любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога. В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном -- только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого. Многочисленные философские статьи О., появившиеся до 1890 г. включительно, перечислены в приложении к русскому переводу "Истории новой философии" Ибервега-Гейнце, стр. 559 с.; в 1891 и 1892 гг. они отмечались в библиографических перечнях журнала "Вопросы философии", в 1893 и 1894 гг. -- в "Философском Ежегоднике" за эти годы.
  

Я. Колубовский.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  

II.

Оболенский Леонид Егорович

   Оболенский, Леонид Егорович - писатель (1845 - 1906). Слушал лекции в Санкт-Петербургском университете и медико-хирургической академии по физике, химии и физиологии, затем в Московском университете по юридическим наукам и по философии. В 1866 г. за близость к некоторым каракозовцам был выслан из столицы. В 1878 г. совместно с профессором Вагнером начал издавать журнал "Свет". С 1881 г. программа журнала, переименованного в "Мысль", становится шире. В 1883 г. Оболенский приобретает в собственность "Русское Богатство" и издает его до 1891 г.; позже сотрудничает в "Новостях", "Одесском Листке" и "Новом Слове"(редактор С.Н. Кривенко ), а также занимается редактированием переводов целого ряда сочинений по философии (Фулье, Селли, Кирхман, Маудсли, Тард, Гефдинг). Писал романы и повести под псевдонимом М. Красов. Много писал и критических статей в "Мысли". Сам Оболенский, по-видимому, считал свои философские статьи самой важной частью своей литературной деятельности. По мнению Оболенского, этика воздвигается на психологической основе. Первичные чувствования боли, путем сознательного и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. Желания, относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности. Существует альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи, в силу которого при одинаковых условиях получаются однородные субъективные состояния. На чувствованиях, происшедших путем эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая параллельно с сознанием сходства с другими. Внеопытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения. Первичный альтруизм - то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это - сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а ее проявление для нас. Симпатия - голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога. В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном - только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого. - Многочисленные философские статьи Оболенского, появившиеся до 1890 г. включительно, перечислены в приложении к русскому переводу "Истории новой философии" Ибервега-Гейнце, стр. 559 сл.; в 1891 и 1892 годах они отмечались в библиографических перечнях журнала "Вопросы философии", в 1893 и 1894 годах - в "Философском Ежегоднике" за эти годы.
  
   Источник текста: Биографический словарь. 2000.
  

III.

   Оболенский, Леонид Егорович, с. колл. ас., землевладельца Орловск. губ. Род. 9 марта 1845 г. в Малоархангельске (Орл. г.). Среднее образование получил в Орле. В 1866 г. поступил секретарем в Козельскую уездн. земск. управу. Арестован после покушения Каракозова и 23 мая заключен в Невск. курт. Петроп. креп.; 14 июля 1866 г. предан Верх. уг. суду по обвинению в знании о существовании тайн. общ-ва "Организация", в недонесении о том и в агитации среди рабочих Мальцевских заводов (Калужск. губ.) об устройстве завода на артельных началах. 24 сент. т. г. признан невиновным в принадлежности к тайн. общ-ву и освобожден от суда, но, как знавший об умысле освободить Чернышевского, приговорен к строгому внушению и наказанию по усмотрению м-ра вн. дел. По распоряжению последнего, 6 окт. 1866 г. выслан под строгий надзор полиции в Костромскую губ. С 22 ноября т. г. жил в Буе, потом в Варнавине; в 1870 г. переведен в г. Орел; в январе 1872 г. освобожден от надзора, а в окт. 1873 г. получил разрешение на в'езд в столицы. Проживая в г. Орле, сорганизовал кружок учащихся средних учебн. заведений; был близок с П. Г. Заичневским. На литературное поприще вступил в 1868 г.; впоследствии -- известный публицист; был редактором журналов: "Мысль" (вт. пол. 1882 г.), "Русск. Богатство" (1883--1890), сотрудничал в "Русс. Ведомостях". Ум. 23 сент. 1906 г. в Петербурге.
   Ведомость по Костромской губ. (1866). -- Справка (П. Заичневский). -- Татищев, Рев. движение, гл. IX. -- Мезиер, Русск. словесность. -- Госуд. преступления, I, 262--274 (144--151). -- Глинский, Рев. период, I, 315 сл. -- Нов. энц. словарь. -- "Русск. Ведомости". Сборник, 127.
   "Новости" 1893, No 300. -- "Рус. Жизнь" 1903, No 291. -- Л. Оболенский, "Истор. Вестн." 1902, I--IV (Литературные воспоминания и характеристики. 1854--1899). -- Его же, "Ист. Вестн." 1906, V (Что я пережил в провинции в дни смуты). -- Некрологи: "Вестн. Евр." 1906, X. -- "Одесск. Нов." 1906, No 7038.
   Белый террор, 14, 104, 120. -- Б. Глинский, Среди литераторов и ученых. СПБ., 1914. -- Н. Чарушин, О далеком прошлом (Ук.). -- "Был." 1906, IV, 294 сл. (Каракозовский процесс). -- "Был." XXXIV (1925), 45--48, 53 (Современник о каракозовском процессе).
  
   Источник текста: Словарь "Деятели революционного движения в России". М: 1927-1934.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru