ОБОЛЕНСКИЙ Евгений Петрович, князь [6(17).10*.1796, г. Новомиргород Елизаветград. у. Новороссийской губ. -- 26.2(10.3).1865, Калуга; похоронен на Пятницком кладб.], мемуарист; декабрист. Из древнего аристократич. рода; сын бригадира конной гв. Детство и юность провел в Москве. Получил дом. образование. Готовясь к службе в артиллерии, прошел курс точных наук в моск. Матем. об-ве и Уч-ще колонновожатых; впоследствии посещал лекции петерб. профессоров по полит, экономии и правоведению, занимался ист. и филее, самообразованием. С 1814 юнкер л.-гв. Арт. бригады в Петербурге; в 1817 переведен в л.-гв. Павловский полк; в 1825 в чине поручика л.-гв. Финлянд. палка состоит ст. адъютантом в дежурстве пехоты гв. корпуса.
Знакомство с К. Ф. Рылеевым в 1823, перешедшее в горячую дружбу (три последних стих. Рылеева, написанные в Петропавлов. крепости, адресованы О.), несомненно, имело влияние на рев. активность О., хотя его полит. самоопределение произошло ранее: с 1817 чл. Союза спасения, с 1818 Союза благоденствия: одни из основателен Северного об-ва, с кон. 1823 один из 3 директоров его Думы (совм. с С. П. Трубецким и H. M. Муравьёвым).
14 дек. за час до разгрома восстания на Сенатской плошали был избран диктатором взамен неявившегося Трубецкого; по собств. признанию на следствии, соглашаясь на эту роль, он "повиновался несчастным обстоятельствам" (Восстание декабристов, I, 243).
По мнению декабристов, сложившемуся в Сибири. О. почти насильно "навязали несродную его характеру роль начальника восстания, руководясь единственно тем, что он известный и любимый солдатами офицер" (см.: Декабристы. Мат-лы для характеристики. М., 1907. с. 168). Историки расходятся в оценке его действий как диктатора: наряду с обвинениями О., приказавшего восставшим прекратить беспорядочный огонь по войскам, подтянутым к площади для подавления мятежа, в пассивности и безначалии существует т. з., что 14 декабря "у О. была явная стойкая и последовательная линия поведения" (Нечкина M. В., Движение декабристов, т. 2, М., 1955, с. 339).
В 1826 приговорен к смертной казни, замененной пожизненной каторгой, к-рую отбывал в Усольском солеваренном заводе, Нерчин. рудниках, Читин. остроге и Петровском Заводе (срок трижды сокращали -- до 13 лет). С 1839 на поселении в Сибири, в т. ч. в г. Ялуторовске, где проживал вместе с ближайшим другом И. И. Пущиным. В 1846 женился на бывшей крепостной, жившей в няньках у Пущина (имел 9 детей). В 1856 после амнистии поселился в Калуге, где вместе с декабристами Г. С. Батеньковым и П. Н. Свистуновым деятельно участвовал в подготовке крест, реформы, поддерживая либеральное меньшинство среди дворян Калуж. губ., имевших репутацию крепостников.
Судьба и личность О. -- "главного, после Рылеева, виновника мятежа в С.-Петербурге" (см.: А. Д. Боровков и его автобиогр. записки, СПб., 1899, с. 63) -- трудно постигаемы в их полноте. Одна из причин тому -- исчезновение его "додекабрьских" док-тов, в т. ч. юношеских лит. опытов (в частности, повести из др.-евр. жизни, авторизов. перевода с немецкого свободолюбивой драмы Э. Б. Раупаха "Князья Хованские"). Предполагается, что его личные бумаги в ожидании обыска сжег А. В. Никитенко, живший на квартире О. в качестве учителя его мл. брата (О. содействовал освобождению крепостного Никитенко).
Видимо, существенным для понимания личности О. является факт из его молодости -- "убийство противника на дуэли", на к-рую О. вышел вместо порученного его попечению мл. двоюродного брата (будущего декабриста С. Н. Кашкина); "угрызения совести терзали его" всю жизнь, пробудив тягу к "нравственным веригам" и "жажду крестов, чтобы омыть себя от греха человекоубийцы" (Сабанеева Е. А., Восп. о былом, СПб., 1914, с. 105; Декабристы. Мат-лы для характеристики, с. 165; Декабристы. Летописи ГЛМ, кн. 3, М., 1938, с. 488, 491). Кровавый исход дуэли в соединении с религ. верой О., углубившейся за годы каторги и ссылки и окрасившей его восп. и письма, лежат в основе интерпретации Д. С. Мережковским (ром. "14 декабря") личности О. и его участия в восстании как сознат. принесения себя в жертву для будущего преображения России.
"Воспоминания" О. написаны в ссылке в 1856.
Впервые опубл. за границей в 1861 [ж. "Будущность", Лейпциг, No 9--12, и отд. изд. -- Лейпциг, 1861 (Рус. заграничный сб-к, ч. 4, тетр. 5): в сокр. под назв. "Воспоминания о Рылееве" -- в кн.: Рылеев К. Ф., ПСС, Лейпциг, 1861]. В России впервые (в сокр. виде) -- в сб. "Девятнадцатый век" (кн. I, М., 1872; полностью опубл. в кн. "Обществ. движения в России...").
Открываясь лит. портретом Рылеева, память о к-ром священна для О., они наполняются ценными свидетельствами о подготовке восстания, о др. декабристах, их пребывании в Петропавлов. крепости и в Сибири. Характерно, что, постоянно возвращаясь мыслью к событиям 14 дек., О. опускает подробности самого восстания и своего в нем участия (собственно, они изложены в очерке "14 декабря", написанном не бывшим на Сенатской площади И. Д. Якушкиным со слов О. и Пущина). Считая, что истинный суд над декабристами должен исходить не из одних только фактов, но "вникать в нравств. состояние каждого" ("Воспоминания", 1905, с. 249), О. выдвигает на первый план свои и прежде бывшие сомнения относительно ист. правомерности дела декабристов: имеют ли право "частные люди, составляющие едва заметную единицу в огромном большинстве населения нашего отечества, предпринимать гос. переворот и свой образ воззрения на гос. устройство налагать почти насильно на тех, к-рые, м. б., довольствуясь настоящим, не ищут лучшего; если же ищут и стремятся к лучшему, то ищут и стремятся к нему путем ист. развития?" (с. 243). Мятеж, по О., был предпринят с сознанием обреченности, "всей невероятности успеха", под влиянием чувства чести и некой "неотразимой необходимости действовать" (с. 250), к-рая была сильнее индивид, воли и нравств. сомнений. В казненных пятерых товарищах О. видит "жертвы искупительные за грех общий" (с. 256).
"Воспоминания о П. Д. Якушкине" (см. в кн.: Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина, М., 1951 ; впервые опубл. в 1928) обрисовывают личность Якушкина и круг его подвижнич. просветит. деятельности в Сибири. Написанные уже после возвращения из ссылки, они приглушают прежние интонации виновности, "общего греха" восставших: О. считает необходимым отличать нравственный характер об-ва, ставшего выразителем "нравств. требований народа... оплотом в защиту истины и правды" (с. 492), от поставленного декабристам "в укоризну и осуждение" политического характера об-ва, вызванного "духом времени" и необходимостью "тайного" осуществления его целей.
Восп. и переписка декабристов рисуют О. как человека высокой нравств. чистоты, даже нравств. целомудрия и безграничной доброты, проявлявшейся в живом и самоотверженном действии, пользовавшегося неизменным доверием и привязанностью всех без исключения декабристов. Вместе с тем его неловкость в практич. делах и предприятиях, полит. мечтательность, его горячая готовность к всеоправданию и всепрощению (в т. ч. оправдание идеи самодержавия и Николая I как ее носителя) были предметом добродушных подшучиваний в среде декабристов.
В эпистолярном наследии О. примечательна его переписка с Я. И. Ростовцевым (РА, 1873, кн. 1; PC, 1889, No 9; 1900, No 11), где высказан ряд принципиальных суждений с публицистике рубежа 50--60-х гг. и, в частности, о "вольном рус. слове" А. И. Герцена: "Я читал "Колокол"... и нашел много желчи, а мало любви. Но пусть пишет и он: наши обществ, язвы глубоки, пусть раскрывают их, они скорее залечатся" (РА, 1873, кн. 1, стб. 510--11; из частного письма О., преданного Ростовцевым публичной огласке и очищающего его от герценовских определений как "доносчика" и "Иуды").
Др. произв.: "Неск. слов в память... M. M. Нарышкина" ("День", 1863, No 3).
Изд.: Восп. -- В кн.: Мемуары декабристов, М., 1981.
Письма О.: С. П. Трубецкому (Дмитриев-Мамонов А. И., Декабристы в Зап. Сибири. СПб., 1905, с. 210--11). М. И. Муравьеву-Апостолу (Декабристы. Мат-лы для характеристики. М., 1907), Е. Н. Хвостовой (альм. "Огни", кн. 1, П., 1916). И. И. Пущину, П. Н. Свистунову, Г. С. Батенькову (Декабристы. Летописи ГЛМ, кн. 3, М., 1938), С. Н. Кашкину (Избр. социально-полит. и филос. произв. декабристов, т. 1, М., 1951), И. И. Путину (Декабристы о Бурятии. Улан-Удэ. 1975). Письма к О.: Батенькова (PC, 1901, No 10), В. К. и М. К. Кюхельбекеров, Ф. Ф. Быковского (Декабристы. Неизд. мат-лы и статьи. М., 1925), Д. И. Завалишин (Памяти декабристов, в. 3, Л., 1926), И. И. Горбачевского (в его кн.: Зап., письма. М., 1963), И. И. Пущина (в его кн.: Зап. о Пушкине. Письма. М., 1989), М. А. Фонвизина (Соч. и письма т. 1--2. Иркутск. 1979--82).
Лит.: Никитенко (ук.); Никитенко А. В., Моя повесть о самом себе.... т. 1, СПб., 1904, с. 126; Апушкин В., Декабрист О. и его неизд. письмо к отцу. -- "Вест. всемирной истории", 1900, No 4; Богучарский В., Княз. О. -- В кн.: Обществ. движения в России в первую пол. XIX в., т. 1. СПб., 1905; [Письмо П. H. Оболенского-отцa Николаю II. -- РА, 1905, кн. 2; Корнилов А. А., Обществ. движение при Александре II.-- МГ, 1908, No 3; Тр. Воронеж. ученой арх. комиссии, т. 4. 1908, с. 70--71; Подробности смерти декабриста кн. О. -- ГМ 1915, No 12; Декабристы на поселении. M., 1926 (ук.); Восп. Бестужевых. М.--Л., 1951 (ук.) Пассек (ук.); Добринскaя Л. Б. (сост.). Декабрист О., Л., 1971; Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. М., 1977 (ук.) Эйдельман Н. Я., Пушкин и декабристы. М. 1979 (ук.); Казьмирчук Г. Д., Вавренюк Р. С. Декабрист Е. Оболенский. Жизнеописание, К., 1990; Осьмакова Н. И., Виновник мятежа. Повесть в документах..., Тула. 1991; ЛН, т. 59--60. + Некрологи, 1865; "День", No 11 (А. Е. Розен); "Илл. газ.", No 17. РБС; Селиванов В., Декабристы. Систематич. ук. рус лит-ры, М., 1925; Ченцов H. M., Юбилейная лит-ра о декабристах. Библ. ук., М., 1927; Эймонтова (1); БСЭ; Урубкова Л., Декабристы и Москва. Ук. лит-ры. М., 1978; ИДРДВ; Декабристы, с. 385*; Муратова (1, ук.).
Архивы; ИРЛИ. ф. 606; Движение декабристов, ЦГВИА; РГБ, ф. 20 (Г. С Батенькова) ф. 133 (Коновницыных и Нарышкиных); ф. 315 (Фонвизиных); ф. 243 (И. И. Пущина) (все -- письма О.); ГАРФ, ф. 48 и 109.
И. И. Осьмакова
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999