Новосильцева Екатерина Владимировна [1820 -- 7(19).7.1885, Москва], прозаик. Из старинного, в 18 в. еще богатого дворян, рода норманнского происхождения; предки Н. "служили почти исключительно на воен. поприще: со дня Куликов. битвы до польской кампании 1830" ("Семенные записки", М., 1865, с. 3). Отец, Влад. Григ., -- участник Отеч. войны 1812, полковник и кавалер 16-го гусар. Иркутского полка; мать -- Авдотья Ал-др. (урожд. Новикова). Сестра С. В. Энгельгардт. Детство Н. прошло в родовом имении Колычево (отсюда псевд. Т. Толычева) Серпухов. у., где она получила дом. образование, в частности познакомилась с соч. И. И. Голикова ("Деяния Петра Великого", ч. 1--12, М" 1788--89; "Дополнения", т. 1--18, М., 1790-- 1797), Эжена Ла-Бома ("История о низвержении Наполеона Бонапарта...", ч. 1--6, М" 1821--23), А. Бер кена и др" повлиявшими на ее развитие. Рано лишившись отца (ум. ок. 1830) и матери (ум. ок. 1836), в течение 4 лет воспитывалась у богатой родственницы в "раззолоченных палатах" (где было "пролито много слез"), затем у бабушки, от к-рой почерпнула семенные предания и рассказы из жизни 18 в.
Молодость Н., взявшей на себя обязанности главы семьи, прошла в заботах о сестрах. В 1852--55 ("эпоха разгара страстей и поклонения идеалу") в их моск. доме собирался дружеский кружок, в к-рый входила "молодая редакция" "Москвитянина": А. Н. Островский (говоривший друзьям об уме Н. и упрекавший ее в "недостатке простоты"), А. А. Григорьев (товарищ брата Н. -- Александра по Мокоскому университету; о его сотрудничестве в "Атенее" см. в восп. кн. Д. Д. Оболенского: РА, 1895. 4, с. 508), Т. И. Филиппов, Б. Н. Алмазов, Н. В. Берг, а также Н. Ф. Павлов, Н. Ф. Щербина, зоолог и будущий путешественник Н. А. Северцов, прослывший чудаком (сватавшийся к Н" но получивший от нее "изящный" отказ; подробнее см.: Энгельгардт С. В., Из воспоминаний. -- Рус. Об. 1890, 11, с. 83--85, 105).
Первая публ. Н. -- ст. "Шеридан н его время" (РР, 1861, 29 июня -- 9 июля); в дальнейшем изредка обращалась к лит.-критич. жанру: см., напр., ее ст. "Поэзия Некрасова" (РВ, 1878, 5) с резко отрицат. характеристикой творчества поэта (критич. отклик: М. А. Загуляев -- "Journal de St.-Petersbourg", 1878, 167, 25 juin). Через год она начала печатать "Семейные записки" (РВ, 1862, 10. 11; 1864, 12; отд. изд. -- М" 1865), продолжающие жанровую традицию "Семейной хроники" С. Т. Аксакова [ср. также близкую Н. по духу "семейную хронику" Е. Тур "Семейство Шалонских" (1879), о к-рой см. положит, отзыв Н.: МВед, 1880, 20 янв.] и адресованные совр. рус. обществу, не зараженному -- "и слава Богу!" -- "родословным духом", в к-ром все же следует, по мнению автора, уважать "нравственную мысль", его породившую. В повествовании Н. (испытывавшей "законную гордость, с к-рой мы сознаем, что нам была передана честная и неиспорченная кровь") о драм, перипетиях в жизни своего рода в 18 и 19 вв. звучит скорбный лейтмотив: "Горе образует самую прочную связь между людьми" (с. 65). Хотя Н. стремится к открытости и точности изображения (особенно удались характеры и судьбы), о многих существ, обстоятельствах семейной жизни, "закулисных тайнах" умалчивается, имена ближайших родственников и назв. насел, пунктов изменены.
В одном из немногих чисто беллетристнч. произв. Н. -- рассказе "Холостая жизнь" (РВ. 1863, 1; посв. "благосклонному моему читателю и старому другу" Г. Ф. Головачёву, ред. журнала "Дет. чтение") о судьбе одинокого человека, пережившего смерть близких и безответную любовь к княжне, а в преклонном возрасте полюбившего горничную (она умерла при родах вместе с ребенком), переплетены характерные для автора моменты: трагич. окраска повествования, поиски межсословной гармонии и нравств. оправдания.
В своих произв., посв. отеч. истории, гл. обр. событиям 1812 ("Рассказ старушки о двенадцатом годе", М., 1878; 3-е изд.. М., 1894; "Смоленск и его предания о двенадцатом годе", РВ. 1880, 11; пов. "Приемыш", М., 1870; 5-е изд.. М., 1907, и др.) и Крым, войны ("Рассказы о домашнем быте севастопольских жителей во время осады 1854--55 гг.", РВ, 1880. 9; "Рассказы старушки об осаде Севастополя", "Дет. отдых", 1881, кн. 1 -- 3; отд. изд. -- М., 1881,1887), Н. стремилась на документ. материале передать дух времени, акцентируя внимание на нравств. смысле событий, -- в назидание потомкам, но без напускного пафоса или квасного патриотизма. На ее кн. "Рассказы очевидцев о двенадцатом годе" (М.. 1872; 4-е изд., М., 1880), в к-рой она "с умом и лит. тактом" записала собранные ею в монастырях н богадельнях "самые интересные случаи" ("Нар. и дет. б-ка", 1879, 1. с. 3), многократно ссылается историк А. Н. Попов в своем исследовании "Французы в Москве в 1812 г." (М" 1876).
Мн. произв. Н., рассчитанные на широкого читателя, посв, более отдаленным по времени событиям рус. (в т. ч. церковной) истории: "Начало икрещение Руси" (М.. 1876), "Сказание о том, как была основана Троицко-Сергиева Лавра" (М" 1868; 6-е изд., М.. 1892), "Избрание в цари Михаила Федоровича Романова" (М., 1880), "Минин и Пожарский" (4-е изд., СПб., 1900), "Св.Стефан Пермский" (СПб., 1884) и др. В предисл. к кн. "Нат. Бор. Долгорукова и березовские ссыльные" (М" 1874) Н., размышляя о жен. подвижничестве, противопоставляет совр. "цеховым героиням" подлинных ("Не знамя, а закал всей личности образует героя. Тот, кому природа вложила в сердце задатки доблести и мужества, не придает цены своему подвигу и смотрит на него с простотой ребенка...", с. 4), к числу к-рых Н. относит и М. М. Тучкову. Ее трагически-светлой судьбе и личности Н. посв. кн. "Спасо-Бородинский монастырь и его основательница" (М., 1874).
Подлинность, "непридуманность" мн. историй Н. (характерно авт. прим, в пов. "Бабушкино благословение": основана "на истинном происшествии", 3-е изд., М., 1905, с. 88) создают особую "атмосферу доверия" и причастности к миру ее героев во всей уникальности их судьбы (напр., пов. "Киргизка", М" 1880). Воспитат., а иногда и прямо назидат. характер беллетристич. произв. Н., рассчитанных на дет. или нар. восприятие (хотя произв. Н. читались "во всех слоях общества -- и в гостиных. и в избах, и в госпиталях во время войны" -- МВед, 1885, 11 сент.), продиктован просветит, целями, прежде всего в отстаивании традиц. ценностей рус. правосл. культуры (см. положит, рец. на соч. Н. в изд. Об-ва распространения полезных книг МВед 1873, 29 дек.). В этногр. очерках, опубл. в "Дет. чтении" (1878--79) и построенных по месяцам года. Н. знакомила юного читателя с особенностями крест. быта, сезонными заботами земледельца, христ. праздниками и обычаями, старинными нар. приметами и поверьями. Ряд сказок Н. (под псевд. Колдун-говорун) адресован самым маленьким.
Особый интерес представляют "Ист. рассказы и анекдоты" (РА, 1877, кн. 1 -- 2). "Дела давно минувших дней" (там же, 1871, кн. 2; один из рассказов со слов М. С. Щепкина), "Рассказ о Н. С. Свечине" (там же), передающие стиль времени в его трагнч. и комич. проявлениях.
Единств, попыткой Н. непосредственно включиться в совр. лит. борьбу была ее антинигилистич. комедия "Демократический подвиг" (лито-графиров. изд. -- РГБИ; Александрин. и Мариин. т-ры, 1867; Малый т-р в Москве, 1868; псевд. Т. Себинова -- от назв. имения Н. -- Себино), герой к-рой, молодой дворянин "базаровского типа", опьяненный "новыми идеями", задумал жениться на горничной своей сестры, жить собств. трудом и порвать с "развращенным обществом".
Пьеса вызвала разноречивые отклики. А. С. Суворин предлагал назвать этот "фарс" из "жизни людей, лишенных рассудка". "Аристократической дурью", отметив "балаганностъ и водевильность многих сцен" (Суворин А. С. Театр. очерки, СПб.. 1914. с. 111). М. Е. Салтыков-Щедрин назвал пьесу "тенденциозно-надрутательным подвигом" (03. 1868, No 11. 2-я пат., с. 108; см. также юмористич. рец: "Будильник", 1867, No 39). К. М. Станюкович "выделял" ее из общего уровня по "нелепости мыслей и содержания" ("Нов. рус. базар". 1867. 31. с. 298). Критики иной идейной ориентации. не закрывая глаза на некоторые худож. просчеты, отмечали "оживленные толки в публике" ("Голос", 1867. 1 окт.), расценивали ее как "остроумную сатиру" на квазидемократов: "нельзя было злее подсмеяться над тем, что есть ребяческого, мальчишеского в этом направлении" (там же. 6 окт.: см. также рец.: "Совр. летопись". 1868. Nо 33. с. 16),
Автор некролога в "Моск. вед." (где Н. сотрудничала в 1872--84) назвал жизнь Н. "подвигом самоотвержения" ("ей не было суждено выйти замуж и стать матерью семейства"): заработанное она отдавала сестрам и бедным (на ее "капиталец" жило неск. семей), воспитывала (сдерживая свой вспыльчивый характер) племянника. [Ему посв. "Семейные записки", его внучка -- та Л. Ю. Новосильцева, трагич. лагерная судьба к-рой в 1930-е гг. описана О. В. Волковым в автобиогр. кн. "Погружение во тьму", М., 1989.] Скончалась после "тяжелых страданий" (МВел, 1885. 11 сент.).
"О славной Белозерской обители и ее основателе преп. Кирилле" (СПб., 1885),
"Предания о Демидовых и о Демидов, заводах" (РА, 1878, кн. 2).
Очерк "Село Косино" (М., 1874, 1888),
"Рассказ двух болгарских монахинь" (М., 1878),
Повесть "КнязьИван Калита -- Солнечный луч" (М" 1884. 1907).
Литература:
Зограф Н. Г.. Малый т-р. М.. I960 (ук.);
Гриц Т. С., М. С Щепкин. Летопись жизни И творчества. М.. 1966 (ук.; ошибочно указано отчество Н);
Петрушков В. С., К. М. Станюкович и т-р. Театр, критика. Этюды об артистах. Драматургия. Душанбе. 1968, с. 23--25;
Петровская (1; ук.);
ИРДТ. т. 5 (ук.); Летопись Ист.-родословного об-ва в Москве, в. 1. М. 1993. с. 32--39; ЛН. т. 47--48. с. 140.
+ Голицын: Языков: Муратова (1: см. ук. на Толычеву);
Масанов (ошибочно указано, что Н. -- урожд. Энгельгардт; не учтен псевд. Т. Себинова).
Архивы:
РГАЛИ. ф. 1731;
ИРЛИ. 24.942 (письма К. Н. Бестужеву-Рюмину); 20.287 (письмо А. А. Фету с пер. на франц. яз. его поэмы "Сабина"); 7093 (письма Н. Ф. Щербине);
РГАДА, ф. 1264, on. 1, 28 (письма разных лиц к В. Г. и А. А. Новосильцовым). 319 (сведения о родителях в копии брачного свидетельства Д. П. Голохвастова и сестры Н. -- Надежды).