Новиков-Прибой Алексей Силыч
Певцы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Алексей Силыч Новиков-Прибой
Певцы

   В трактире "Не грусти -- развеселю", несмотря на сумрачность и грязь, в этот вечер поздней осени, когда на дворе беспрерывно моросит дождь, а сырой и холодный ветер пронизывает до костей, -- хорошо и уютно. Народу не так много, сравнительно тихо, хотя в деловой разговор то и дело врываются пьяные голоса, звон посуды, призывающий к столам прислугу, щелканье на буфете счетной кассы. По временам заводят граммофон, старый, полинявший, с большой красной трубой. Он играет сносно, но вдруг сорвется и, словно чем-то подавившись, зарычит режущим ухо голосом.
   Большой зал освещен электрическими люстрами. Вдоль стен и по углам, точно прячась от людского взора, сидят каменщики, ломовики, чернорабочие -- народ плохо одетый, заскорузлый, но плотный и сильный. Они глотают водку большими стаканами, не торопясь закусывают потрохами и ржавой селедкой, чай спивают добела. Разговор их медлительный, лица хмурые, взгляд тяжелый. Ближе к буфету жмутся дворники, швейцары, городовые, за честь считающие потолковать с буфетчиком. Посредине -- подрядчики и торговцы. Эти говорят степенно и важно, слов на ветер не бросают, и только те, что помоложе, держатся бойчее. К ним более внимательно, чем к другим посетителям, относятся половые.
   В трактир входит мужчина, опираясь одной рукой на костыль, а другой на плечо женщины. Он лет тридцати, худой и жилистый, во флотской фуражке и поношенном пиджаке, с Георгиевским крестом на груди. Ноги его согнуты, трясутся и беспокойно шаркают по полу, точно нащупывая место, чтобы утвердиться. Она моложе его, но и на ее бескровном лице, с заострившимся носом и строго поджатыми сухими губами, отпечаток нужды и горя. Покрыта ситцевым платком, в мужских сапогах и просторной ватной поддевке, сквозь которую сильно выпячивается беременный живот. Оба мокрые от дождя, прозябшие.
   Окинув усталым взглядом трактир, вошедший обратился к буфетчику:
   -- Позвольте бывшему матросу повеселить публику.
   Буфетчик, сощурившись, оглядел пришельцев с ног до головы, отсчитал кому-то сдачи и наконец спросил у матроса:
   -- Раненый, что ли, будешь?
   -- Да.
   -- Где сражался?
   -- При Цусиме.
   -- Так... А это жена твоя?
   -- Подвенечная...
   Получив разрешение, матрос достает из-за плеча большой деревянный футляр, вынимает из него венскую двухрядную гармонику и садится на стул, а жена становится рядом. Перебирает лады, пробуя голоса. Потом играет какой-то марш.
   В трактире сразу замолчали. Сошлись люди из других комнат. Все смотрят на матроса, а он, склонившись левым ухом над гармоникой, словно прислушиваясь к ней, растягивает меха во всю ширину рук. И несутся, потрясая воздух, стройные звуки, кружатся, как в вихре, звонко заливаются, буйные аккорды сменяются веселой трелью.
   -- Браво, моряк! Молодец!.. -- дружным одобрением отозвался "Не грусти -- развеселю", когда замолкла гармоника.
   Какой-то длинноволосый человек в монашеском костюме подносит матросу рюмку водки, а сам держит другую, приговаривая нараспев:
   -- Возвеселимся, пьяницы, о склянице и да уповаем на вино...
   -- Очистим чувствие и узрим дно, -- по-церковному отвечает матрос, выпивая.
   Он оживает, ерошит черные волосы и смотрит на людей немного насмешливо, не то собираясь еще чем-то удивить их, не то радуясь, что добился внимания к себе.
   Снова грянула гармоника, дружно понеслись, заливаясь в пьяном, дымном воздухе, мелодично-шумливые звуки, а за ними, словно стараясь догнать их, с торжественной медлительностью покатился бас матроса:
   
   Нутко, молодцы лихие,
   Песню дружно запоем...
   
   Выждав момент, радостно взвился женский подголосок:
   
   Мы матросы удалые,
   Нам все в мире нипочем...
   
   Зала насторожилась, по лицам пробежала легкая струйка удовольствия. Застыли в напряженном внимании. Какой-то подрядчик, начавший было рассчитываться, так и остался с раскрытым ртом и бумажником. К его столу придвинулись два печника и усиленно вытянули к певцам желтые шеи. Замерли "шестерки" в белых ситцевых штанах и рубашках.
   А матрос, набирая в грудь воздух, поет:
   
   Дудки хором загудели,
   И пошел вовсю аврал...
   
   Присоединяясь к нему, жена бойко-певуче выкрикивает:
   
   Мачты, стеньги заскрипели,
   Задымился марса-фал...
   
   По окончании песни во всех углах раздаются рукоплескания, крики одобрения.
   Женщина взяла флотскую фуражку, обходит публику, низко кланяясь каждому, кто бросает ей монету.
   Матроса угощают водкой, колбасой, жмут ему руки.
   -- Молодчага!.. Спасибо!.. Дербани еще одну!..
   Жена возвращается и, спрятав в карман выручку, просит:
   -- Не пей, Андрюша, пойдем.
   -- Я только чуточку, Даша, ей-богу...
   -- Нет, насчет музыки ты горазд, -- выражает похвалу матросу лесопромышленник, крутя пальцами острую бородку. -- И поешь здорово. Тонко знаешь свое дело...
   Матрос улыбается.
   -- Любил я ее с малолетства, музыку-то... Как, бывало, услышу где -- сам не свой. И голос у меня был. А вот после войны ослаб.
   -- Какой ослаб! Хоть сейчас к архиерею в протодиаконы...
   Пучеглазый купец с красным, как голландский сыр, лицом пристает к матросу:
   -- Спой, брат, ты для меня еще флотскую, со слезой спой... Такую, знаешь ли, чтобы за самое нутро хватила! Красненькой не пожалею...
   Он сует матросу десятирублевую бумажку.
   -- Хорошо, -- соглашается тот.
   Шепнув что-то жене, которая, сложив на большом животе руки, стоит с опущенной головой, матрос снова разводит гармонику, быстро перебирая лады. И вдруг, тряхнув головою, протяжно запевает:
   
   Закипела в море пена,
   Будет ветру перемена...
   
   Жена, встрепенувшись, подхватывает подголоском:
   Братцы! ой, перемена-а-а...
   В пении чувствуется большой навык, в музыке -- уменье. Гудят и рокочут басы, грустно журчат миноры, испуганно заливаются альты и дисканта, сливаясь в бурный каскад звуков, а в нем, то утопая, то поднимаясь, плавают два человеческих голоса, качаясь, точно на волнах моря.
   Матрос, оставив свою подругу на высокой ноте, продолжает:
   
   Зыбь за зыбью часто ходит,
   Чуть корабль наш не потопит!..
   
   Он стал неузнаваем. Голова, со спустившимися на лоб вихрами, покачивается в такт переходам голоса, широко раскрытый рот искривлен, брови сдвинуты, а темные глаза, загоревшись вдохновением, смотрят куда-то мимо людей. И во всей его фигуре, напряженной и сосредоточенной, теперь чувствуется молодецкая удаль, отвага, точно он, как в былые годы, снова видит перед собою бушующее море, разверстые бездны, слышит оглушительный шум грозной бури.
   Жене трудно петь: она надрывается, залитая нездоровым румянцем.
   В зале никто не шелохнется. С вытянутыми шеями, серьезные, сидят девицы, подсмеивавшиеся раньше над женою матроса. Толстый мучной торговец, забрав в рот окладистую бороду, смотрит в стакан с чаем, точно увидев в нем что-то необыкновенное. Какой-то старик из чернорабочих тихонько вытирает слезы. Даже буфетчик, ко всему равнодушный, кроме наживы, застыл на месте, скосив на матроса маленькие, острые глаза.
   Точно не в трактире, а с корабля, переживающего бедствие, волнами раскатывается бас матроса, с тревогой возвещая:
   
   Набок кренит, на борт валит,
   Бортом воду забирает...
   
   А подголосок, словно испугавшись, что предстоит неминуемая гибель, отчаянно рыдает:
   Братцы! ой, забирае-ет...
   Необычный, красивый мотив песни, исполняемой с большой страстностью, заражает тревогой весь трактир. И чем дальше поют, тем страшнее развертывается картина бури, готовой разнести корабль. Вот уже:
   
   Белые паруса рвутся,
   У матросов слезы льются...
   
   -- Не могу больше, -- оборвав песню, неожиданно заявляет матрос, вытирая потное лицо. -- Силушки нет.
   Певцов наперебой благодарят, хвалят, а пучеглазый купец со слезами на глазах целует их в губы, говоря растроганно:
   -- Спасибо!.. Отродясь такой не слыхал, песни-то!.. Душа будто от скверны очистилась.
   Матрос что-то отвечает, но в шуме голосов его уже не слышно. Он укладывает гармонику в футляр. Поблекший, с потухшими глазами, поддерживаемый женою, он едва пробирается через толпу к выходу и, выбрасывая в сторону трясущиеся ноги, тихо выходит на улицу.
   А на дворе дождь, мелкий, осенний, надоедливый. Бросаясь из стороны в сторону, колышется пламя фонарей, слабо освещая мокрые, угрюмые дома. Дует ветер, тонко подпевая в телеграфных проводах. Не разбирая дороги, опираясь на жену и костыль, молча идет матрос, немного хмельной, усталый, с одной лишь мыслью об отдыхе в холодном и сыром подвале.

0x01 graphic

Источник текста: Новиков-Прибой А. С. В бухте "Отрада", Рассказы. Роман. Составитель И. А. Новикова. М., "Моск. рабочий", 1977. 384 с.

   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru