Новиков Петр Александрович
Новиков П. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   НОВИКОВ Пётр Александрович [19(30).6.1797, Москва -- 1(13).10.1876, Москва], поэт, эстетик. Из семьи "довольно богатого" моcк. дворянина, коллеж, сов. А. Б. Новикова, "человека доброго, но холодного, угрюмого, неподвижного" (М. А. Дмитриев -- РГБ, ф. 178, л. 101 об.). Воспитывался дома ["рос., франц., нем. и лат. языки, история, география, арифметика и начата геометрии" -- ЦИАМ, д. 265, л. 1; в стих. "Воспоминание" (1819) рассказывает о "любви родителей, их первых советах", о пробуждении поэтич. способности -- "Старина и новизна", 1905, кн. 10, с. 499--500]. В 1815 поступил в Моск. ун-т на этико-полит. отделение; позднее вспоминал о "благосклонном к нему расположении тогдашних ун-тских профессоров ([А. Ф.] Мерзлякова, [А. В.] Болдырева, [И. А.] Двигубского)" (письмо С. П. Шевырёву -- РГБ, No 17, л. 5). В ж-ле Мерзлякова "Амфион" (1815) состоялся лит. дебют Н. -- одич. стих. "Явления ночи" (No 9), в к-ром "лирич. восторг" перед красотой и могуществом сотворенной Богом природы сочетается с интимностью в обращении к Богу ("как нежный сын нежнейшему отцу"). Возможно, стих, не избежало редакторского вмешательства Мерзлякова (ср. у Дмитриева: Н. "пользовался поправками Мерзлякова" -- л. 102 об.). В "Амфионе" же напечатан перевод Н. фрагмента эстетич. труда Ж. Ф. Мармонтеля "Основы литературы" под назв. "Нечто о чудесном" (1815. No 12).
   В 1816 стал сотрудником ОЛРС (в 1821 -- д. чл.) в один день с М. А. Дмитриевым, что послужило поводом к их знакомству, переросшему в долголетнюю дружбу. Во время обучения в ун-те (1815--18) Н. познакомился с племянником H. M. Карамзина М. Н. Философовым и сыном поэта И. М. Долгорукова Р. И. Долгоруковым; подружился с Д. Н. Свербеевым и А. Д. Курбатовым (к ним и Н. обращено послание "К московским друзьям из N*...N*..." [Симбирска] Дмитриева -- ВЕ, 1820, No 19); был членом (вместе с М. А. Волковым, С. Е. Раичем, А. О. Корниловичем, Курбатовым) организованного Дмитриевым в подражание "Арзамасу" "Общества громкого смеха". Дмитриев отмечает "важность" и "чувствительность" Н., "ограничивавшуюся вздохами к луне, чтением Руссо и вместе Сенанкура" (л. 100 об.), рассказывает о его платонич. увлечении крепостной певицей А. И. Бахметева; Свербеев пишет о "нежном Н." ("Записки", т. 1. с. 298).
   Развитый под влиянием лекции Мерзлякова интерес к эстетич. и филос. вопросам и одновременно стремление к самостоят., порою отталкивающемуся от теорий учителя, мышлению, близкому к принципам романтич. эстетики, проявились в ряде соч. Н.: в речи при избрании его в чл.-сотрудники ОЛРС "О гении, о главных его свойствах, о средствах, им употребляемых, и о влияния его на современников и потомство" ("Тр. ОЛРС", 1818, кн. 15), рисующей романтич. облик поэта-гения, в к-ром соединяются "чувствительность необыкновенная, воображение пламенное, смелость благородная, добродетель высокая, презрение всего обольстительного, терпение непреоборимое и особенно какая-то врожденная свобода и гордость, начало величия нравственного" (с. 71) (ср. ст. Мерзлякова "О гении, об изучении поэта, о высоком и прекрасном", 1812); в ст. "Об идеале в изящных искусствах и в особенности в поэзии" (сб. "Соч. в прозе и стихах", М., 1824, кн. 10), направленной против последователей аристотелевского принципа "поэзия есть подражание природе" (в т. ч. -- Мерзлякова: ср. его ст. "Об изящном, или О выборе в подражании", 1813), к-рый "стесняет" труд поэтического гения и приводит его "в состояние механизма" (с. 13--14), и представляющей поэзию как "способность ... выражать бесконечное или идеал" (с. 12). Вместе с тем, для Н. остается важным классицистич. разделение предметов поэзии на "низкие и недостойные" и "прекрасные и высокие" ("О гении ...", с. 69).
   Соответственно эстетич. суждениям (их можно назвать и предромантическими) Н. пишет в разных традиц. и новых жанрах, не пытаясь их смешивать: стих.-аллегория "Истина и Мудрец" ("Тр. ОЛРС", 1818, кн. 17), оригинальные ("Спесивый лошак", "Ваятель и резец" -- "Соч. в прозе и стихах", 1822, кн. 5; 1828, кн. 20) и переводная ("Пастух н соловей" Флориана -- "Тр. ОЛРС", 1820, кн. 28) басни соседствуют с "кладбищенскими" стих. "Весна, сетование над гробом друга" (там же. 1819, кн. 20) и "Элегия" ("Куда стремимся мы в полете?" -- "Соч. в прозе и стихах", 1822, кн. 5), использующими традиционную для романтич. поэзии оппозицию "здесь" и "там", и пер. стих. А. Ламартина "Мой призрак" и Дж. Байрона "Стансы" (там же, 1822, кн. 2; 1828, кн. 20).
   Книжность и чувствительность Н. сказались в истории его женитьбы (1820) на дочери И.М.Долгорукова -- Антонине (Варваре) (крещеное имя Антонина, но закрепилось имя Варвара), к-рой он увлекся во время обсуждения его перевода трактата мадам де Сталь "О влиянии страстей на счастье людей и народов" (перевод не сохр.). Она проявляла интерес к лит-ре и, возможно, перевела роман А. Коцебу "Филибер, или Отношения общественные" (М., 1815), вышедший за подписью ее отца. Семейная жизнь нх была счастлива; они вырастили двух сыновей. После свадьбы Н. поселился в доме тестя, одном из известных лит. и театр, центров Москвы 1820-х гг.; участвовал в домашних спектаклях и собраниях составленного тестем в 1821 приятельского, или шуточного, лит. об-ва. в состав к-рого входили Дмитриев, С. Т. Аксаков, M. H. Загоскин, А. И. Писарев, моск. воен. ген.-губ. Д. В. Голицын.
   Ешс не будучи студентом (1806). Н. записан губ. регистратором в экспедицию винокуренных заводов. По окончании ун-та определен в Моск. архив иностр. дел (1819--26): в 1822 откомандирован от архива к Голицыну, покровительствовавшему ему; в 1823 возведен в звание камер-юнкера. В 1826--33 служил советником Моск. губернского правления (Дмитриев, рассматривавший отд. уголовные дела совм. с Н., отмечает его осторожность и педантичность как чиновника): в 1833--35 -- чиновник особых поручений при Моск. учебном округе. В 1833--50 -- попечитель Преображенской больницы в Москве: в 1838 -- дир. моск. ссудной казны. Камергер (с 1835).
   После 1828 Н. не печатался. Позже в письме Шевырёву он признавался: "Заботы службы отвлекли меня рано от литературной деятельности" (РГБ, No 17, л. 6). Однако поддерживал связи в лит. (Н. Ф. Павлов, М. П. Погодин, Е. М. Ломакина, сотрудница "Москв.", жившая в его доме), а также в церковных (отец Ипполит Платонов, митрополит Филарет Дроздов) кругах.
   Во второй пол. жизни Н., не теряя интереса к лит-ре, посещает возобновившиеся заседания ОЛРС (Барсуков, XVII, 437); но лит. нравы и принципы последующих поколений не приемлет: "она [совр. лит-ра] монополизировала гласность в пользу одних крайних мнений, отчего мало выработана полезного, истинного и практического" [письмо Погодину 1859(?) -- РГБ. No 14, л. 6]. Развернувшаяся в публицистике кон. 1850-х гг. полемика о крестьянском вопросе, в частности между его давними знакомыми Н. А. Безобразовым и Погодиным, не оставила Н. равнодушным: в пространном письме к историку он оспаривал его позицию, оставаясь на стороне "охранителей": "Я страшусь, но страшусь не вспышек народного гнева, а той опасной толпы мечтателей, которые порываются сделаться водителями и нашими и народными" (РГБ -- письмо к Погодину, оп. 3, к. 26, No 14, л. 3 об.). Погодин показывал письмо близким друзьям и подробно на него отвечал (Барсуков, XIX, 14--22). С 1852 Н. в чине д. стат. сов. состоял почетным опекуном при Моск. воспитательном доме, уч-ще ордена Св. Екатерины и Александровском ин-те. управлял Мариннской больницей. С 1854 -- тайный сов.; в 1862 вышел в отставку, жил в собственном доме на Поварской улице.
   Изд.: О гении... -- В кн.: Рус. эстетич. трактаты первой трети XIX в.. т. 1. М.. 1974 (ук.: прим. З. А. Каменского).
   Лит.: Мерзляков А. Ф., Письмо Н. от 13 июля 1817. -- PC, 1879, No 10: Шевырев С. П., История имп. Моск. ун-та. М., 1855, с. 460; Дмитриев М. А., Кн. И. М. Долгорукой и его соч., 2-е изд., М., 1863; Свербеев Д. Н., Записки. М., 1899, т. 1, с. 110, 168, 308--309, т. 2. с. 77--78, 102--103; Барсуков. I. 213; Аксаков, III, 52 (про об-во у И. М. Долгорукова); Снегирев И. М., Дневник, т. 1, М., 1904, с. 137; Грумм-Гржимайло А. Г., Сорокин В. В., "Общество громкого смеха". -- В кн.: Декабристы в Москве. М., 1963, с. 147; Соболев П. В., Очерки рус. эстетики 1-й пол. XIX в., ч. 1, Л., 1972, с. 120--21. * МНекр.; Адрес-календарь на 1823[--27, 1830, 1844] г., СПб.; Венгеров. Список; Моск. уч-ще ордена Св. Екатерины. 1803--1903 гг., М., 1903, с. 461; Словарь членов ОЛРС. М., 1911; Протоколы ОЛРС. М., 1911; Клейменова.
   Архивы; ЦИАМ, ф. 4, оп. 14, д. 1390 (ф. с. 1840 Г.); ф. 418, оп. 112, д. 265 и оп. 115, д. 397 (о поступлении в ун-т и его окончании); РГБ, ф. 178, 8184, 1, лл. 99--104 об. и др. ("Главы из воспоминаний моей жизни" М. А. Дмитриева); ф. 231, оп. 2, к. 22, No 47; оп. 3, к. 26, No 14 (письма М. П. Погодину); ф. 232 (книга с трагедиями В. Озерова, в к-рой написано шуточное стих. М. Дмитриева, обращенное к Н.; "Се книга Новикова / Эдип в ней и Фингал..."); ф. 126, оп. 2, к. 3608, No 12 (письма к Н. от Ф. И. Гильфердинга); No 17 (Шевырева с просьбой написать автобиографию для предполагаемого изд. "Словарь воспитанников моск. ун-та" и черновик ответа Н.); No 13 (М. Максимовича, приглашение на заседание ОЛРС в 1858); No 14 (Н. Ф. Павлова); No 15 (Ипполита Платонова); No 16 (Филарета) и др.; РГИА. ф. 759. оп. 39. д. 322 (ф. с. 1862 г.) [справка С. И. Вареховой].

Т. Ф. Нешумова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru