НОВИКОВ Михаил Петрович [23.5(4.6).1870, с. Боровково Тульского у. Тульской губ. -- 1939(?)], прозаик, публицист. Из многодетной семьи малоземельных крестьян. Окончил сел. школу. С 10 до 17 лет ходил на "поденку" к помещику, затем работал на подмоск. фабриках. С 1892 на воен. службе, 2 гола учился в писарском классе и распределен в Моск. окружной штаб. Там впервые услышал о Л. Н. Толстом; личное знакомство с ним в 1893, перешедшее в многолетнюю дружбу (не лишенную противоречий и разногласий, но настолько близкую, что Толстой, решив в 1910 покинуть Ясную Поляну, именно к Н. обратился с просьбой о приюте), изменило всю жизнь Н.: "... пробужденное им во мне сознание так много дало моему уму работы, что я прямо горел и день и ночь в своих новых мыслях" ("Из прошлого. Мои восп. 1896--1917" -- ГМТ). За "свои новые мысли" Н. пострадал в 1896: при обыске у его брата было обнаружено письмо Н. со словами о "глупохитрой" коронации Николая II, с ее "чудовищным" расходом в десятки миллионов. После ареста Н. был обвинен в хранении запрещенных произв. Толстого и Т. М. Бондарева и сослан в Варшаву, а затем в форт Карабутак Туркестан, края, откуда возвратился через год, полностью утратив веру в царя и церковь. О причинах своего отхода от православия Н. рассказал в очерке "Старая вера" (частично опубл. в кн.: Материалы к истории и изучению рус. сектантства и старообрядчества, в. 3, СПб., 1910; рукоп. -- РГБ, ф. 398, No 8). В очерке обосновывается необходимость для рус. народа рациональной "веры в действительно сущее -- в самого себя, свои силы и разум" (с. 157). Толчком к новому духовному подъему рус. народа, с т. з. Н., "будет апостольство не Марксов и Энгельсов, не Кропоткиных и других подобных им ценителей всесветного социализма и анархизма", а "очищение истины" христ. учения (с. 156). В прим. ред. говорится об "особо важном значении" этой рукописи, в к-рой показано, как "перелом души православного человека ... приводит к сектантству вообще и к "свободному христианству" в частности" (с. 155).
Стремясь к осуществлению принципа деятельного добра, Н. посылает в 1900 письмо редактору "Журнала для всех" (опубл. В. Г. Чертковым под назв. "Народный суд" -- "Свободное слово", Крайстчерч, Англия, 1904, No 10; отд. изд. под назв. "Голос крестьянина" -- Крайстчерч. 1904), в к-ром переход от обществ, "беспорядка" к такому порядку, когда прибыль останется у ее создателя, считает возможным через воздействие на сознание и совесть "господ", хотя год (1899--1900), проведенный им в одной из "колоний-коммун", созданной "кающимися помещиками", продемонстрировал практич. неисполнимость толстовской идеи самоусовершенствования через опрощение. Публицистика Н. насыщена живописными сценами и картинами.
На просьбу Толстого, восхищавшегося "метким, неподражаемым языком" Н. и его "удивительным чувством меры" ("Я всю жизнь старался так писать и не умел" -- Толстой в восп., I, 463--64), напечатать это письмо в "Рус. богатстве" В. Г. Короленко ответил категорич. отказом -- не тапько из-за цензуры, но и по причине предполагаемого неуспеха у читателя (Короленко, X, 433--34). Сходные проблемы Н. ставит и в докладной записке (ГАРФ, ф. 102, 3 д-во. 1896 г., д. 1404, ч. 2, л. 44--48), поданной в 1902 в к-т по выявлению нужд сел.-хоз. промышленности и заканчивавшейся требованием свободы в делах веры, отмены телесных наказаний, выкупных платежей за крест, наделы, круговой поруки в деревен. общине. За эту записку Н. тогда же был заключен на 2 месяца в одиночку Петропавлов. крепости.
Первая публ. Н. в России -- "Письма крестьянина" ("О Толстом. Междунар. толстовский альм.", М., 1909; о положит, отзывах см.: ЛН. т. 90, кн. 3, с. 317). Сост. альманаха П. А. Сергеенко находил их превосходными. Д. П. Маковицкнй свидетельствовал, что слова Толстого "словно отпечатались" в памяти Н., "будто слышишь самого Л. Н." (ЛН, там же, с. 317). Документальность характерна и для написанных вскоре после смерти Толстого восп. Н. "Мое последнее свидание со Львом Николаевичем" (опубл.: "Соединенный вып. ж-лов "Голос Толстого и Единение" и "Истинная свобода"", М., 1920), выражающих крестьянскую т. з. на уход Толстого, из семьи и осуждение либеральной интеллигенции, толкавшей его на этот поступок, усматривая в нем эффектное завершение подвига самопожертвования. Часть восп. Н. опубл.: "Восп. о Толстом" ("Крест, дело". 1912, No 6), "Наш долг перед Толстым" ("Единение", 1917, No1 "Путь к свету", 1919, No 1), часть -- в рукописи ("Л. Н. Толстой в оценке народа" и др. -- ГМТ). По словам Н., его восп. "Последняя ночь в Ясной Поляне" были переведены на франц. яз. Ш. Саломоном и опубл. в Париже (их переписка -- в П1У. в деле Н. от 4 янв. 1928; см. об этом в его заяалении в тульское ОПТУ от 17февр. 1930--ГМТ).
Мысли Н. о России, далеко не полно выраженные в его публиц. выступлениях, сформировались в первое десятилетие после отмены (1908) выкупных платежей, к-рое он назвал золотым веком рус. крестьянства. Вначале Н. требовал от помещиков снизить до доступной хлебопашцам цену на землю, а в противном случае призывал мужиков, не считаясь с частной собственностью, выехать по весне пахать кто сколько сможет (ст. "Земельный вопрос в крест. разумении", известная по пересказу Толстого, к-рый считал, что она "пахнет кровью" и что Н. "захватило социалистич. движение", -- ЛН, т. 90, кн. 2, с. 25). В дальнейшем Н. в очерках, статьях и рассказах, опубл. в "Утре России", "Ежемес. журнале" и др. изд., предлагал другие меры для подъема жизненного уровня "кормильцев" страны.
Н. агитировал крестьян за трезвый образ жизни ("О вреде пьянства" -- "Крест. дело". 1911, No 10; рассказ "Не поверили" -- там же, No 19) и широкое внедрение на селе обществ. торговли ("Во что обходятся крестьянам лавочники" -- там же, No 13), давал практич. советы по борьбе с искусств. взвинчиванием цен ("Где покупать швейные машины" -- там же, 1912, No 23--24), предлагал создать "крайне нужную науку" о разумном и выгодном расходовании заработка "Бережливость" -- там же, No 5). ратовал за повышение культуры земледелия и избавление народа от невежества и предрассудков ("Почему беднеют крестьяне" -- "Деревен. газ.", 1912, No 8; "Язва крест. земледелия" -- там же, No 9), находил выход из, казалось бы, неразрешимой проблемы, "как отличить нищего от вымогателя" ("Что делать с нищими" -- там же, 1911, No 11) и др.
В кн. "Братьям крестьянам" (М., 1912) Н., проповедует свободную от суеверий, трезвую семенную жизнь (одобрит. отзыв Толстого, читавшего книгу в рукописи, -- ЛН, т. 90, кн. 4, с. 154). Толстой направил две статьи Н. в "Рус. вед.", рекомендуя его как "самобытно мыслящего писателя" (упоминание о них см.: "К отъезду Толстого" -- РВед, 1910, 2 нояб.).
В 1915 Н. был арестован за подписание антивоен. воззвания "Опомнитесь, люди-братья!" и, просидев 11 месяцев в Тульской тюрьме, освобожден в зале суда (см. подробнее в кн.: Булгаков В., Опомнитесь, люди-братья! История воззвания единомышленников Л. Н. Толстого против мировой войны 1914--1918 гг., М., 1922, с. 36--37, 79--86). Вернувшись домой, продолжал вести агитацию против войны (см. в кн.: Королев, с. 61). Из его антивоен. соч. разных лет опубл.: "На войну! Записки призывного летом 1904" ("Свободное слово", 1905, No 15-- 17/18; о высокой оценке Толстого в кн.: Гусев H. H., Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, 1891 -- 1910, М., 1960, с. 542), ст. "Война и крест, богачество" ("Ежемес. журнал", 1916), "Разговор с Л. Н. Толстым о япон. войне" ("Толстой. Памятники творчества и жизни", т. 2, М., 1920) и 2 письма Толстому от 24 н 27 сент. 1904, к-рые тот почти полностью использовал в ст. "Одумайтесь!" (XXXVI, 144--45; см. также его отзыв: ЛН, т. 90, кн. 2, с. 498).
Н. надеялся, что Февр. рев-ция 1917 "будет способствовать ускоренному миру" и отмене смертной казни. После Окт. рев-ции в письме к В. Д. Бонч-Бруевичу выразил "крестьянскую" т. з. на социализм, навязаный рус. народу "грубым насилием" (опубл.: "Слово", 1991, No 7), в письме И. В. Сталину (1929) предлагал программу вывода страны из тупикового на магистральный путь развития человечества через свободу рыночных отношений (опубл.: "Горизонт", 1989, No 1, с. 22--27). Неоднократно избирался в волисполком, премирован на сел.-хоз. выставке. Бессменный корр. газ. "Беднота"; его ст. "Нужен ли приказ?" (1927, 11 янв.) вызвала острую дискуссию, в результате к-рой появился закон о расширении прав сельсовета.
Начиная с 1923 Н. был арестован 8 раз. В перерывах между тюремным заключением и ссылками (во время одной из них составил сб-к нар. песен) совм. с сыном написал кн. "Дедовские порядки на пересмотр" (два изд. -- М., 1929), получившую восторженный отзыв М. Горького: авторы этого произв. нужны стране "как солнце и хлеб" (XXX, 131--32; положит. рец.: "Сел.-хоз. газ.", 1929, 30 мая; "Деревен. коммунист", 1929, No 20, с. 47--48); в кн. "Научитесь работать!" (М, 1930; совм. с сыном) изложил, по совету Горького, свой "житейский опыт". В 1924 закончил 1-ю часть мемуаров "Из прошлого. Мои восп.", доведя их до 1917.
В 1937 просил Бонч-Бруевича похлопотать о пенсии, о работе в музее и получил обнадеживающий ответ. В том же году арестован и осужден на 10 лет без права переписки. Реабилитирован посмертно 8 марта 1960.
Брат Н. -- Андриан Петр. (1863--1930), автор "Записок лакея, или Правдивой истории рабской жизни" (рукоп. с пометками Толстого -- ГМТ), частично опубл. под назв. "Народ и господа" ("Свободное слово", 1905, No 17--18; отзыв Толстого -- LXXV, 85).
Др. произв.: "Как я выучился переплетать книги" (в кн.: Архангельский А., Как переплетать книги без переплетного инструмента, М., 1915, с. 19--31), "Черная жизнь" ("Москва", 1960, No 12; восп. Н. в записи его сына).
Лит.: Л. Толстой и В. В. Стасов. Переписка 1878--1906, М., 1929 (ук.); Булгаков В. Ф., Л. Толстой, его друзья и близкие, Восп. и рассказы. Тула. 1970 (ук.); его же. Л. Н.Толстой, Последний год его жизни. М., 1978, с. 331--37; Толстой С. Л., Очерки былого. 4-е изд., Тула, 1975 (ук.); Л. Н. Толстой. Переписка с рус. писателями. 2-е изд., т. 2, М., 1978, с. 418--19; Королев А. А., Времен связующая нить (Л. Н. Толстой и Н.), Тула. 1978; Мейлах Б., Уход и смерть Л. Толстого. 2-е изд., М., 1979 (ук.); Досев Хр., Вблизи Ясной Поляны. М., [б. г.], с. 13--14. + Библ. ук. лит-ры о Л. Н. Толстом. 1974--1978; Назаров.
Архивы: ГМТ, Л-ф.: Музей истории религии и атеизма, ф. 15; РГБ. ф. 369. к. 398, No 8, к. 185, No 23 (переписка с В. Д. Бонч-Бруевичем), к. 309, No 9 (письмо А. В. Луначарскому), к. 398, No 20 (заметка "О гражданских браках"); РГАЛИ, ф. 122, оп. 1, No 980 (письма И. И. Горбунову-Посалову), оп. 2, No 96 (рассказ Н. "Дождались!"), No 234 (ст. "Молодым крестьянам ...". путевой набросок "Бабья доля"); ф. 552, оп. 1, No 2248 (письма В. Г. Черткову), No 3745 ("Мысли из-за решетки"); ГАРФ, ф. 102, 3-е д-во, 1902 г., оп. 203, д. 1421.
И. И. Гамина.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999