Новалис
Новалис: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Гарденберг, Георг Фридрих Филипп

   (Hardenberg, как писатель более известен под именем Новалиса) -- немецкий поэт-романтик, родственник государственного деятеля, род. в 1772 г. В 1793 г. Г., рано, под влиянием Шиллера, почувствовавший влечение к поэзии, поселился в Арнштадте. Здесь познакомился он с необычайно одаренной 12-летней Софией фон-Крон, полюбил ее и через 3 года стал ее женихом, но год спустя молодая девушка умерла. 1797-99 гг. Г., состоявший в это время на государственной службе, провел во Фрейберге, где изучал горное дело. К этому времени относится тесное сближение Г. с братьями Шлегелями и с Тиком и усиленная литературная деятельность. Скоротечная чахотка свела его в могилу в 1801 г.
   Г. по всей справедливости считается провозвестником и пророком немецкого романтизма. Отличаясь редкой душевной чистотой, обладая крупным поэтическим дарованием и широким образованием, Г. более серьезно, чем кто-либо из остальных представителей романтизма, стремился к полному и совершенному слиянию жизни с поэзией, науки с религией. Но болезненная мечтательность и восторженный мистицизм, развившиеся на почве строго религиозного домашнего воспитания, слабое здоровье и, главное, глубокое потрясение от потери предмета первой любви и любимого брата -- крайне невыгодно отразились на поэтической деятельности Г. -- он весь ушел в себя, главнейшим объектом своего творчества сделал свое внутреннее "я", туманно-мистические порывы которого возвел в закон, дошел до явной ненависти к "наглому сиянию дня", мешающему погружаться в блаженное самоуслаждение собственными страданиями. Это истерическое настроение составляет неизменный фон почти всех лирических произведений Г., из которых особенно замечательны "Hymnen an die Nacht". В его духовных песнях преобладающей нотой является восторженный мистицизм. Начатый под непосредственным влиянием Тика и оставшийся неоконченным роман Г. "Heinrich v. Ofterdingen", несмотря на отдельные прекрасные места, производит слабое, туманное впечатление; погоня за "голубым цветком" ("Die blaue Blume") поэзии, под которым автор в мистико-романическом духе символизирует квинтэссенцию идеальных стремлений человеческого духа, остается тщетной, и читателю так и не удается ни полюбоваться красотой, ни насладиться благоуханием "голубого цветка". Полное собрание сочинений Г. издано Тиком и Шлегелем (1802, 1838, 1846). Ср. "Friedr. v. H., genannt Novalis. Ein Nachlass aus den Quellen des Familienarchivs" (Гота, 1883); "Novalis Briefwechsel etc." (Майнц, 1880); Brandes "Hauptstr Жmmungen etc.".
  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   НОВАЛИС (псевдоним Фридриха фон Гарденберга) [1772--1801] -- немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с так наз. первым (иенским) кружком романтиков, со Шлегелем, Тиком, Шлейермахером, Шеллингом. Особое значение в биографии Н. имеют его отношения к Софии Кюн -- невесте писателя. Под впечатлением ее ранней смерти написаны знаменитые "Гимны к ночи".
   В творчестве Н. с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций.
   Неустойчивость социального бытия своей группы Н. пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им "бренности" сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность деградирующего класса. Смерть в его "Гимнах к ночи" [1800] вместе с ночами, "вестницами бесконечных тайн", прославляется как соединение с "настоящим", слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а поэтическим, духовным, непосредственным, не осложненным пагубными премудростями рационализма проникновением (интуицией). Отсюда идеал непосредственно творящего, ищущего вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Отсюда же исходит Н., провозглашая творчество "наивного, как ребенок, народа" высшей философской мудростью. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке "Гиацинт и роза", вставленной в философский фрагмент "Ученики в Саисе" (основная идея: мир науки -- искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Н. -- неоконченном романе "Гейнрих фон Офтердинген" [1797--1800]. В этом романе "о чудесных судьбах поэта, где поэзия в ее многообразных соотношениях и изображается и прославляется", дан в достаточно развернутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, -- образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках "голубого цветка", сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, -- нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного "народа", -- все это раскрывает тот идейный мир, в к-рый уходит Н. от бренности в поисках абсолюта. "Народ" ремесленно-цехового мира средневековья, "обезвреженный" народ, дается в плане "поэтических состязаний" и идиллического существования, проходящего между станком и сочинением сказок. Утверждение феодально-монархических идеалов Н. с достаточной четкостью демонстрировано в статьях "Христианство и Европа" и "Вера и любовь, или Король и королева". В первой из них Н. скорбит об утерянной власти католической церкви, обуздывавшей вольнодумство, во второй -- называет монархию идеальной системой, основанной "на добровольном признании существования идеального человека (короля), который не может и не должен избираться, а должен быть им рожден".
   Вся философия Н., его поиски абсолютного, т, е. вечного и прочного, взамен потрясенных основ социального бытия его класса, мистицизм ("Духовные песни"), боязнь "искажающего действительность разума" -- это идейный багаж деградирующего класса. Мир, который противопоставляет Н. видимой жизни -- "бледному отблеску потустороннего", -- это мир положительных реакционно-дворянских идей. Мистицизм оформляется как апология средневековой церкви; монархия мыслится как "большая семья", как прочная база этого идиллического феодально-монархического строя; розовая идиллия ремесленно-цехового уклада феодального средневековья, являвшегося для Н. эпохой высшего подъема поэтического творчества, завершает его систему.
   Н., ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством "Молодой Германии" как реакционная сила. В конце XIX в. его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов и неоромантиков конца 90-х гг. -- писателей эпохи буржуазного загнивания.

Библиография:

   I. На русск. яз. переведены: В грустный час, Стих., перев. К. Случевского; Гимны ночи, перев. А. Соколовского -- см. в хрестоматии Н. В. Гербеля "Немецкие поэты", СПБ, 1877; Ученики в Саисе, перев. Григория Петникова, "Пути творчества" (Харьков), 1920, No 6--7 (и. отд отт.); Гейнрих фон Офтердинген, перев. З. Венгеровой и Вас. Гиппиуса, вступ. статья З. Венгеровой, М., 1914; То же, изд. "Всемирная литература", П., 1922; Фрагменты, перев. Гр. Петникова, М., 1914; Стихи, в перелож. Вяч. Иванова, "Аполлон", 1910, VII; Kritische Ausgabe, hrsg. v. Jakob Minor, 4 B-de, Jena, 1906 (переизд. в 1923); Schriften, hrsg. v. P. Kluckhohn, 4 B-de, Lpz., 1929.
   II. Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Карлейль Т., Новалис, перев. В. Лазурского, М., 1901; Деген Евг., Новалис, поэт Голубого Цветка, "Мир божий", 1901, IX; Коган П. С., Письма о Западе (Гарденберг-Новалис. К столетию со дня смерти поэта), "Русская мысль", 1901, V; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, П., 1914; Его же, Роман о Голубом Цветке, "Русская мысль", 1915, III; Коган П. С., Новалис. "Г. фон Офтердинген", "Голос минувшего", 1915, V (отзыв о перев. З. Венгеровой и В. Гиппиус); Браун Ф., Немецкий романтизм. 4. Новалис, "История западной литературы (1800--1910)", под ред. проф. Ф. Д. Батюшкова, т. I, М., 1912; Л., "Книга и революция", 1920, No 3--4 (отзыв об "Учениках в Саисе", перев. Гр. Петникова); Белецкий А. М., Новый перевод Новалиса ("Ученики в Саисе", перев. Гр. Петникова), "Мысль", 1922, II; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. I, изд. 9-е, Гиз, М. -- Л., 1929; Cremers P. J., Der magische Idealismus als dichterisches Formproblem in den Werken Fr. v. Hardenbergs, 1921; Dilthey W., Das Erlebnis und die Dichtung, 9 Aufl., Lpz., 1924; Schubart A., Novalis Leben, Dichten und Denken, Gütersloh, 1887; Spenlé E., Novalis. Essai sur l'idéalisme romantique en Allemagne, P., 1904; Simon H., Der magische Idealismus. Studien zur Philosophie des Novalis, Hdlb., 1906; Busse K., Novalis Lyrik, Oppeln, 1898; Maeterlinck M., Le trésor des humbles, P., 1896; Herzog W., Mystik und Lyrik bei Novalis, Stuttgart, 1928; Greiner M., Die frühromantische Naturgefühl in der Lyrik von Tieck und Novalis, Lpz., 1930; Ritter H., Novalis Hymnen an d. Nacht, Hdlb., 1930.

Н. Эйшискина

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 111--113.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-1111.htm
  

III.

   НОВАЛИС (Novalis) [псевд.; наст. имя -- Фридрих фон Харденберг (Hardenberg); 2.V.1772, близ Мансфельда, -- 25.III.1801, Вейсенфельс] -- нем. писатель. Происходил из старинного дворянского рода, в к-ром жили традиции религ. сектантства. Получил разностороннее образование. Входил в круг т. н. "иенских романтиков", был сподвижником А. и Ф. Шлегелей, Л. Тика, Ф. Шеллинга. Прозаик и поэт, автор "Фрагментов" ("Fragmente"), обнаруживающих его философ. дарование, Н. лишь немногие из своих соч. успел довести до конца. Следуя "Наукоучению" Фихте, он позднее стал выходить на собственные пути в философии, к-рые совпадают с устремлениями раннего Шеллинга, иногда даже предвосхищая их. Подобно Шеллингу, Н. хотел освободиться от односторонне этич. миропонимания в духе Фихте и Канта, признать права природы, чувственной стихии. С этим же связана у Н. борьба против философ. и худож. рационализма. Философии природы посв. его повесть "Ученики в Саисе" ("Die Lehrlinge in Sais", 1800, рус. пер. 1920), где немало места отведено полемике с грубо утилитарным, хищнич. отношением к природе. Центр. место в творчестве Н. занимает неоконч. роман "Генрих фон Офтердинген" ("Heinrich von Ofterdingen", 1802, рус. пер. 1914), где изображено нем. средневековье с первыми проблесками нового времени. Этот роман Н. писал в виде возражения на роман И. В. Гёте "Годы учения Вильгельма Мейстера"; у него тоже получался "роман воспитания" (или "роман развития") в особом, романтич. смысле, лишенный компромиссов с бюргерским прозаич. строем жизни, -- в компромиссах этого рода Н. обвинял Гёте. В своем романе Н. создал апофеоз поэта и поэзии как самой глубокой и изначальной силы жизни. Роман Н. -- ответ на все запросы раннего романтизма -- это его этика и эстетика, его теория познания и его социальная философия. В романе поставлена задача указать место человека в мире -- в природе, в культуре, в области социальных отношений, в семье, в повседневном быту. Н. также автор лирич. стихов и своеобразных "Гимнов к Ночи" ("Hymnen an die Nacht", 1800), пафос к-рых -- победа над смертью; романтика Н. связана с религией и мистицизмом.
   Н. был человеком инициативы в делах мысли и художества и в гораздо меньшей степени -- человеком свершений. В историю нем. романтизма он вошел, окруженный легендой, как один из его первоучителей. Тихая и очень короткая жизнь, к-рую он прожил, давала повод трактовать его как своеобразного романтич. святого, безгрешного поэта, угасшего прежде, чем раскрылась тайна всех его замыслов и помыслов. В близкое к нам время легенду о Н. обновил М. Метерлинк в "Сокровище смиренных" ("Le trИsor des humbles"). Как бы то ни было, творчество Н. -- один из ключей к пониманию раннего романтизма в Германии -- как в лит-ре, так и в философии.

Сочинения:

   Fragmente, Dresden, 1929; Schriften, Bd 1--4, Lpz., [1929]; Werke, Briefe. Dokumente, Bd 1--4, Hdlb., 1953--57; в рус. пер. -- [Стихи], в кн.: Гербель Н. В., Нем. поэты, СПБ, 1877; [Стихи], "Аполлон", 1910, No 7; Ученики в Саисе. Фрагменты, в кн.: Нем. романтич. повесть. Вступ. ст. и коммент. Н. Я. Берковского, т. 1, М. -- Л., 1935.

Литература:

   Берковский Н. Я., [Предисл.], в кн.: Лит. теория нем. романтизма, Л., 1934; Samuel R., Die poetische Staats-und Geschichtsauffassung Friedrich von Hardenbergs (Novalis), Fr./M., 1925; Pixberg H., Novalis als Naturphilosoph, Gütersloh, 1928; Hederer E., Novalis, W., 1949; Hugenroth H. F., Die dialektischen Grundbegriffe in der Ästhetik des Novalis..., Münch., 1967 (Diss.); Ritter H., Der unbekannte Novalis, GЖtt., [1967].

Н. Я. Берковский.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 301--303.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-3013.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru