Нодье Шарль
Шарль Нодье: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Нодье

   (Шарль Nodier, около 1780--1844) -- известный французский писатель. Живя в Безансоне и изучая право, Н. стал увлекаться естественными науками и литературой; под влиянием "Вертера" он написал малооригинальные произведения "Stella ou les proscrits" (1802), "Le peintre de Saitzbourg" (1803) и др.; сильно заинтересовала его также французская литература XVI в., вплоть до Ронсара. Настроенный сначала республикански, он был потом увлечен роялистскими клубами и страстной своей одой: "La Napoléone" (ок. 1803 г.) навлек на себя гонения и должен был бежать в Швейцарию. После ряда приключений он поселился в Лайбахе, где сделался городским библиотекарем и получил от французских властей поручение редактировать четырехъязычный "Télégraphe illyrien". В 1814 г. он вернулся в Париж, занялся журналистикой, страстно нападал на падшую империю и получил дворянство и место библиотекаря арсенала. В 1819 г. он заменил Жоффруа как театральный критик в "Journal des Débats", и в то же время стал редактором "Voyage pittoresque dans l'ancienne France". Под псевдонимом Dr. Neopholus он дал в "Revue de Paris" ряд фантастических картин, в которых бедность содержания покрывается изящной юмористическою формой. В 1833 г. он начал большой исторический словарь, но не закончили его. Н. был прекрасным филологом и доказал это как изданиями классиков, так и книгами: "Dictionnaire des onomatop ées de la langue française", "Ехаmen critique des dictionnaires do la langue française" (1829), "Dict. universel de la langue française" (1892), "Eléments dé linguistique" (1834). И в поэтических работах Н. филолог не исчезает совершенно. Часто он приводил в недоумение своих друзей, говоря в "D é bats" стилем Комина. В других случаях он ставил себе за образец стих А. Шенье: "Sur des sujets nouveaux faisons des vers antiques". Желание дать серьезное изображение фантастического вызвало по собственному признанию Н., его повесть "Smarra ou les d é mons de la nuit"; сентиментальность -- главное ее отличие от фантастических картин Гофмана. К "Smarra" примыкает ряд баллад и басен: "Trilby ou le Lulin d'Argail" (1822), "La fee aux miettes" (1832) и "Jean Sbogar" (1810), рассказ, основанный на действительном случае. Наиболее удачный из этих опытов "Le roi de Bohême et ses sept châteaux" (1830), одно из лучших и оригинальнейших юмористических произведений французской литературы. Превосходны также мелкие арабески его, особенно описания изящных движений животных, напр. золотой ящерицы в "Songe d'or" (1833). Там, где изображение Н. заходит за пределы наблюдавшегося, оно обыкновенно отличается чудовищностью; сюда, кроме "Songe d'or" (1833), относятся "Fleur des fèves et fleur des pois", "Le génie bonhomme", "Polichinelle", "Le bibliomane", "Voyage de Kaout t'Chou K", "Hurlulubleu", "Grand manifata ou la perfectililité " (1833). В романе в собственном смысле Н. находит иногда удачные обороты и оттенки, но ему недостает изобретательности. Внутреннее ядро его рассказов очень часто повторяется. Так, напр., очень популярные его "Souvenirs de jeunesse extraits desmemoires de Maxim Odiu" (1832) состоят из ряда небольших любовных рассказов, из которых каждый кончается смертью влюбленных. Во всех этих повестях истерики, слезы, обмороки и т. п. играют чрезвычайно большую роль. Довольно интересная новелла -- "Mademoiselle do Marsan", эпизод из времен карбонариев. Роман Н., который он сам считал наиболее удачным -- "Therese Aubert" (1819). К истории Н. относился с пренебрежением, находя, что она дает лишь условную правду. В своих "Souvenirs historiques sur la Ré volution" он пробовал обелить целый ряд лиц и доказывал, что 9-е термидора было победой терроризма над умеренными. Его "Dernier banquet des girondins" (1833) -- кропотливая мозаичная работа, в которой с точностью переданы способ выражения и ход мыслей каждого из участников банкета, по историческим документам. Принятый во Франц. академию (1833), Н. дал свою поэтическую confession de foi. Он называл себя новатором и выражал требование, чтобы франц. литература больше занялась средними веками, XVI в. и тем прекрасным, что создано другими нациями. Лишь в двух пунктах он не хочет быть новатором: он не желает нарушать законов языка и отделять искусство от вечных принципов морали. Значение, которым пользовался Н., было отчасти вызвано его добротой и любезностью. За что он ни брался, он все делал с юношеским пылом и горячностью, в способе выражений иногда напоминая Вольтера. Никогда он не шел по торному пути, всегда изыскивал самые сокровенные тропинки, чтобы свободно предаваться своим капризам. В политическом настроении его одно лишь оставалось постоянным -- его ненависть к Наполеону; помимо этого он стоял за всякую побежденную партию и был фрондером против каждого правительства. При республике он был христианином, во время империи -- то жирондистом, то шуаном, при Карле Х прославлял героев конвента. Н. может считаться одним из первых французских романтиков. Он играл большую роль в кружке молодых писателей времен реставрации, был другом Ламартина, близким лицом к В. Гюго, покровителем А. Дюма.
   Ср. Mennessier-Nodier, "Ch. N., épisodes et souvenirs de sa vie" (П., 1867), "Correspondance in édite de Charles N.".
  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
  

II.

   НОДЬЕ Шарль [Charles Nodier, 1780--1844] -- французский писатель. Происходил из провинциальной мелкой буржуазии; отец его в эпоху Великой французской революции был председателем революционного трибунала в Безансоне. Революционные настроения юности сменились впоследствии у Н. игрой в революционера, члена мнимых тайных обществ. В 1802 Н. пишет стихотворный памфлет против Наполеона. Впоследствии стал сторонником Наполеона и получил место в его администрации, но при Реставрации выдавал себя за жертву Империи.
   Н. написал несколько романов ["Жан Сбогар" (Jean Sbogar, 1818); "Зальцбургский живописец" (Peintre de Saltzbourg, 1803)], но более характерный для него жанр -- фантастическая новелла, дробящаяся в "кошмарную" новеллу ["Смарра" (Smarra, 1821); "Лорд Рётвин, или Вампиры" (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820)], фейную сказку ["Фея крошек" (La Fée aux miettes, 1832); "Трильби" (Trilby, 1822)] и религиозную легенду ["Легенда о сестре Беатриче" (La légende de sœur Béatrix)]. B этих произведениях Н. являлся проводником иноземных лит-ых влияний на французскую романтику, поскольку они были ей социально родственны.
   В 1824 Н. был назначен библиотекарем Арсенала, и его квартира сделалась местом первого объединения французских романтиков ("Сенакль"), где преобладали представители дворянской лит-ры 20-х гг. Печатным органом "Сенакля" Н. был журнал "Французская муза" (La muse française) католического и монархического направления. "Сенакль" Н. сыграл значительную роль в борьбе новой школы против классицизма, но распался к началу 30-х гг., когда после Июльской революции завершилась диференциация дворянского и мелкобуржуазного романтизма.
   Творчество Н. полно противоречий. Наряду с мистицизмом, продуктом которого является фантастическая новелла Н., y него уживаются материалистические тенденции XVIII в., наряду с реакционными высказываниями -- некоторые социальные идеи Великой французской революции ("Жан Сбогар"). В противоположность своему лиризму и неистовому разгулу фантастики Н. пользуется ясным, точным, суховатым яз. XVII в. Усвоив ряд романтических особенностей, он сохраняет влияние Кребильона-сына и Стерна.
   Н. был выразителем тех слоев мелкой буржуазии, к-рые рано разочаровались в революции и всегда с опаской относились к реакции. В своей лит-ой и общественной практике он всегда держался вдали от активно борющихся и никогда в своей оппозиционности к власти не проходил тех границ, к-рые лишают возможности устроиться у нее на службе. В течение 30 лет он был пропагандистом всех лит-ых мод, но не создал ни одного направления. В "свободу" романтиков он вкладывал смысл: свобода не от классических канонов, а от каких бы то ни было лит-ых принципов. Именно поэтому он после распада первого кружка романтиков был в одинаковой степени оставлен как реакционными, так и либерально-демократическими романтиками.

Библиография:

   I. Œuvres de Ch. Nodier, éditions Renduel, 12 vv., P., 1832--1834; Жан Сбогар, Вступ. статья И. М. Нусинова, "Academia", 1934.
   II. Де-Ла-Барт Ф. Г., Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908; Larat J., La tradition et l'exotisme dans l'œuvre de Ch. Nodier, P., 1923.
   III. Larat J., Bibliographie critique des œuvres de Ch. Nodier, P., 1923.

Ю. Д.

  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 144--145.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-1441.htm
  

III.

   НОДЬЕ (Nodier), Шарль (29.IV.1780, Безансон, -- 27.I.1844, Париж) -- франц. писатель. Чл. Франц. академии с 1833. Род. в семье адвоката. С 1797 -- библиотекарь публичной б-ки г. Безансона. Персонажи его первого романа "Изгнанники" ("Les proscrits", 1802) одиноки и несчастны, их роковые страсти и описания природы, то утешающей, то грозной, предвещающей беду, -- дань увлечения автора англ. и нем. романтиками. После опубл. в Лондоне в 1803 сатирич. оды Н. против Наполеона ("La Napoléonne") автор был выслан в Безансон, откуда бежал в Швейцарию. Последующие годы Н. странствовал, то читая лекции, то публикуя филологич. исследования и словари, а изредка -- сб-ки стихов или новелл. В 1812--13 он -- библиотекарь гор. б-ки Лайбаха (ныне Любляна) и редактор газ. "Télégraphe illyrien" ("Иллирийский телеграф"). Обществ.-лит. деятельность в "Иллирийских провинциях", отторгнутых Наполеоном в 1809 от Австрии, познакомила Н. с жизнью, языком и иск-вом балк. славян. Наблюдая их нравы, проникаясь сочувствием к их борьбе за независимость, Н. создал в 1812 роман, ставший вехой в истории франц. романтизма и принесший ему небывалый успех, -- "Жан Сбогар" ("Jean Sbogar", изд. анонимно в 1818, Париж). "Таинственный Сбогар" -- бунтарь во имя справедливости и глава разбойников (им увлекалась пушкинская Татьяна). Его вражда с бурж. обществом, выражавшаяся в ограблении "богачей" в пользу "бедняков и рабов", вызвана неприятием наполеоновской цивилизации. Отражая социально-политич. взгляды Н., почитателя Ж. Ж. Руссо, роман, однако, не давал реалистич. картины общества. Противопоставление героя, исключит. личности, толпе, тайны, роковые страсти и похищения дополняли его романтич. тематику.
   После возвращения в Париж (1813) Н. в рецензиях и статьях поддерживал начинающих романтиков, их увлечение средними веками, нар. поверьями. Бывая в первом "Сенакле" (кружке романтиков), участвуя в "Об-ве благонамеренной лит-ры", Н. сотрудничал и в журналах роялистско-романтич. направления. В 1821 под псевд. М. Оден (M. Odin) он опубл. сказку "Смарра" ("Smarra") -- "черную романтику", полную видений и кошмаров. С выявлением левого демократич. крыла романтизма (в связи с подготовкой Июльской революции) Н. начал выступать против "преувеличений" молодых, критиковать новые произв. Дж. Байрона, В. Гюго, призывать к компромиссу со старыми традициями. Оставаясь, по выражению Ж. А. Барбе д'Оревильи, на "опушке романтизма", он не вошел в состав нового, более революц. и реалистич. "Сенакля", нередко в то же время выступая против реакц. романтизма (Ф. Р. Шатобриана, А. де Ламартина). Обосновывая в 1831 теорию фантастического, наиболее плодотворного, по его мнению, жанра (ст. "О фантастическом в литературе" -- "Du fantastique en littérature"), Н. призывал следовать нар. преданиям, пока "чудовище прогресс" еще не все "уничтожил". Возмущаясь погоней за "чистоганом" и оставаясь верным Руссо, Н. занимался в 30-е гг. гл. обр. "Сказками" ("Contes"), выходившими сб-ками и сериями. Построенные чаще всего на фольклорном материале или на мотивах старых хроник, сказки эти глубоко гуманистичны, хорошо передают нац. колорит; это непревзойденные доныне образцы франц. сказки-новеллы.
   Соч.: Œuvres, v. 1--12, P., 1833--37; Contes, P., [1961]; в рус. пер. -- Избр. произв., М. -- Л., 1960.
   Лит.: Обломиевский Д. Д., Франц. романтизм, М., 1947; История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Мериме П., Собр. соч. в 6 тт., т. 5, М., 1963; Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908; Held M., Ch. Nodier et le romantisme, Bonnier, 1949; Maixner R., Ch. Nodier et l'Illyrie, P., 1960.

М. А. Гольдман.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 326--327.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-3261.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru