Никонов Борис Павлович
Никонов Б. П.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   НИКОНОВ Борис Павлович [14(26).12.1873, г. Орлов Вятской губ.* -- 2.6.1950, Ленинград: похоронен на Серафимов. кладб.]. поэт, прозаик, драматург. Отец, Пав. Петр., -- чиновник, в 1890 утвержден в дворянстве; мать, Ольга Мнх., -- дочь учителя. Н. закончил два класса реального уч-ща в Елабуге, затем прошел гимназич. курс в 1-й казан, г-зии и в 1894 поступил на юридич. ф-т Петерб. ун-та. С 1898. после окончания ун-та, работал в Петерб. окружном суде, в 1901 пом. присяжного поверенного округа Петерб. судебной палаты, в 1910 присяжный поверенный. Н. принадлежит неск. юридич. соч., в т. ч. "Обвиняемый до суда" (СПб., 1903) и "Спор о ребенке" (СПб., 1911).
   В 1891, будучи учеником 6-го класса, напечатан свое первое лит. произв. -- стих. "Христос воскрес!" ("Казан, бирж, листок", 21 апр.), начат печататься в "Казан. вестях", "Волж. вест.". В студенч. годы стал сотрудничать в "Живописном обозр." (с 1894), в 1896 поместил в "Лит. сб-ке произв. студентов имп. С.-Петерб. ун-та" под ред. А. Н. Майкова, Д. В. Григоровича, Я. П. Полонского стихи, два очерка и рассказ, в 1897 напечатан в "Ниве" рассказы "В положении невидимки" (No 41), "Конец Трезора" (No 49).
   В 1901 опубл. цикл очерков из гимназич. жизни (РБ, No 7--9; "Россия", 21 нояб.). Позднее эти и др. очерки вошли в сб. Н. "В стенах гимназии" (СПб., 1907).
   В них рассказана "история "первого ученика", к-рую можно назвать "историей гибели личности", обычной для нашей... средней шкалы" (реп.: А. Б. <А. И. Богданович> -- МБ, 1901, No 9, отд. II, с. 1--2); нек-рое однообразие и растянутость, по мнению критики, искупались искренностью тона, правдивостью в изобличении серости, царящей в классич. уч. заведениях (Неизвестный -- "Россия", 1901, 3 нояб.: Ан. Нечаева -- ИВ, 1908, No 3; Л. Клейнборт -- "Обр.", 1908, No 4).
   В 1904 вышла книга лирич. стихов "Голос сердца" (СПб.), об авторе к-рой было справедливо замечено критиком "Рус. мысли", что он -- "не выдающейся величины поэт, и дарование его -- не из крупных. Но оно свежо, непринужденно и искренне" (1904, No 8, с. 242--43). Стихи, рассказы и очерки Н. регулярно появляются в 1900-е гг, в столичных ж-лах и газетах, в т. ч, в "Ниве" (где одно время он работал редактором отдела поэзии), "Кругозоре", "Огоньке", "Моменте", "Светоче", "Родной стране", "Родине", "Бирж. вед." (1912--13), в популярных серийных изд. "Читатьня нар. школы" ("Семеново горе", СПб., 1904) и "Б-ке трезвой жизни" ("Пьяный пароход", СПб., 1913). По-видимому, с 1905 Н. сотрудничал в "Ист. вест.". По рекомендации его ред. С. Н. Шубинского получил заказ на биогр. очерк к "Прозаич. соч, в 2-х тт." В. А. Крылова (см.: т. 1. СПб., 1908), в к-ром Н. счел пьесы бытописателя прошлого столетия заслуживающими не меньшего внимания, чем драмы А. Н. Островского.
   Первые драм. опыты самою Н. относятся к 1905 -- в феврале в т-ре Корта шла его "шутка в одном действии" "Неистребимые" (каталог Б-ки ВТО). В 1910 Н. работал над либретто дня "музыкальной легенды" П. П. Шенка "Чудо роз" [БВед. веч. в., 1913, 9 янв., интервью; текст "Чудо роз. (Дочь иных веков)", СПб., 1913], пост. в Маршшском т-ре в сент. 1913; выдержала 11 представлений.
   Критика отмечала сходство содержания оперы, действие к-рой разворачивается в ср.-иск. Германии (благородная графиня гибнет, чудесным образом спасая жизнь нищим), с сюжетом популярной в то время вокально-инструментальной оратории Ф. Листа о св. Елизавете Венгерской (М. Иванов -- НВ, 1913. 23 сент.). Ожидания критики, что постановка новой рус. оперы на главной петерб. сцене станет заметным событием (И. Кнорозовский -- ТиИ, 1913, No 39), не сбылись. В откликах на премьеру хватили лишь за то, что "слова о братстве и святом труде прозвучали с наших оперных подмостков едва ли не впервые" (НВ, 1913, 23 сент.), а упрекали в несценичности сюжета, вялости действия и слишком наивной и прямолинейной обрисовке персонажей (И. -- НВ, 1913. 26 сент.).
   15 нояб. 1914 в Мариинском т-ре состоялась премьера еще одной оперы Шенка -- "Победа" -- на либретто Н., бывшее переложением поэмы Ф. Коппе о событиях франко-прусской войны. Театр. критика ограничилась пересказом содержания оперы и замечаниями о современности ее тематики (БВед, 1914, 30 сент., б. п.; там же, 16 нояб., подпись А.). В 1910-е гг. Н. неоднократно выступал как автор муз.-театр. рец. ("Нива", 1914, No 7, -- на пост. "Царя Иудейского" А. К. Глазунова; БВед, веч. в., 1914, 23 окт., -- на пост. "Фауста" Ш. Гуно; ТиИ, 1915, No 6, -- статья о вопросах организации театра в деревне). Лит.-муз. интересы Н. не были случайны, любимым его занятием было домашнее музицирование на рояле.
   Мн. темы своих произв., в т. ч. статен и очерков, Н. брал из рус. и европ. истории: ст. "Из нравов Павловского времени" (ИВ, 1905, No б) о процедуре подачи прошений в эпоху Павла I; очерк "Картофельный бунт" (ИВ, 1907, No 10) -- изображение крест. быта и характеров в России 18 в.; в очерке "Турецкие картинки" (альм. "Отражения", М., 1915) размышления о прошлой и будущей судьбе Востока навеяны путешествием Н, в Турцию и Алжир на борту теплохода "Экватор". Характерно пристрастие Н. к франц. тематике: героями его романов и пьес нередко становятся парижане (пов. "Погибающие", СПб., 1911; "Контрибуция" -- в альм. "В год войны", П., 1915). Сохранился его договор (1911) с изд-вом А. Ф. Маркса на пер. с нем. романа Г. Эберса "Ужас" (РГАЛИ, ф. 335, изд-во Маркса, оп. 1, No 12), но неизвестно, был ли перевод осуществлен.
   В 1915 Н. опубл. ром. "Золотой зверь" (П., в серии "Илл. собрание рус. романов", кн. 8--9). Нек-рые детали в портрете гл. героя -- "представителя интеллигентной богемы, адвоката без практики и поэта без имени" (стб. 6), не вписавшегося в "новую эру ... хулигански-рекламно-наживательскую" (стб. 191), выдают его автобиогр. характер (знаменателен и выбор имени -- Георгий Ардатов, используемый Н. в качестве собств. псевд.). Сюжет о внезапном обогащении, неудачной женитьбе и нек-рых др. драм. и романтич. поворотах судьбы героя не совпадает с реальными событиями жизни автора и служит задачам развлекат. беллетристики. В архиве семьи сохранилась рукопись автобиогр. ром. "Школьные годы Аркатова".
   С 1916, вместе с женой, Ольгой Вл. Никоновой-Бехтеревой, жил в доме ее отца, психиатра и рефлексолога В. М. Бехтерева. Их сын, Вл. Б. Никонов (1905--87), -- сов. астроном (см.: Колчинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г., Астрономы. Биогр. справочник, 2-е изд.. К., 1986). После 1917 Н. нек-рое время работал в финотделе Совкомхоза. Его ист. романы и повести 1920-х гг, в осн. предназначены для юношества и описывают события из времен Великой франц. революции и Париж. коммуны ("Мундир короля", М.--Л., 1926; "Последний выстрел", "Маленький герой" -- в его сб. рассказов "В огне", М.--Л., 1927, ист. ром. "Поэт-булочник", Л., 1927).
   Ром. "Глухая стена" (М.--Л., 1928), повествующий о сложных взаимоотношениях аристократки-жены с мужем-коммунистом в суровом 1919, Н. вместе с В. Наумовым переделал в 1929 в пьесу (текст: РГАЛИ, ф. 2626, оп. 1, No 21), к-рая в постановке реж. Н. Б. Лойтера шла в т-ре Пролеткульта и была невысоко оценена театр. критикой, несмотря на ее "идеологическую выдержанность" (Уриель -- "Веч. Москва", 1929. 15 февр.; А. Февральский -- "Правда", 1929, 22 февр.). Др. попытки Н. издать свои произв. оказались неудачными.
   Характерны "служебные" отзывы на его неопубл. книги. Так, А. Г. Горнфельд, находя "лит. достоинства" ист. романа "48-й год" "ничтожными", рекомендует ее лишь в качестве полезной книги для детского чтения (РНБ, ф. 211, No 84). В. А. Каверин предлагает извинить старомодность Н. -- автора сб. рассказов "То, что было" -- за "занимательность, простоту слога и приятное спокойствие" (РНБ, ф. 709. оп. 1, No 17; 1929 г.).
   В дни блокады Н. оставался в Ленинграде. В 1945 был принят в Союз писателей.
   Лит.: Похитонов Д. И., Из прошлого рус. оперы. Л., 1949, с. 81--83; Пяст, 1997. + Каталог ОРДП; Писатели Ленинграда; Алфавитный список родоначальникам потомств. дворян, внесенных в дворян. родословную книгу Казан. губ. с 1787 по 1895 г., Каз., 1896; Абызов. Масанов (не учтен псевд. Сергей Заовражный).
   Архивы: РГБ, ф. 81; ИРЛИ, ф. 115. оп. 3. И 227 (письма А. А. Измайлову, 1906, 1915); ф. 123, оп. 1, No 626, 627 (письма H. H. Сергиевскому, 1912--13); ф. 357, оп. 5, No 81 (письмо А. Н. Сальникову от 2 апр, 1902 с автобиогр. сведениями) [справка Л. Н. Клименюк]; РНБ, ф. 211, No 84; ф. 709, оп. 1, No 17; ф. 118, No 630; ф. 124, оп. I, No 3076 (письмо С. Н. Шубинскому, 1904); ф. 103, No 108 (автобиогр. анкета для "Словаря современников". 17 сент. 1928)* [справка Л. Н. Клименюк]; по сведениям правнука, А. С. Андреева, род. 27 дек. н. с.: РГАЛИ, ф. 335, оп. 1, No 242; ф. 1666, оп. 1, No 1977 (рукописи); ф. 2819, оп. 1, No 45; ф. 493, оп. 1, No 43; ф. 124, No 3076; архив С Н. Шубинского, оп. 1, No 98 (письма).

А. И. Левинзон.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru