Ночной смотр (Подражание Зейдлицу). [3 января 1856 г.]
В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает барабанщик,
И ходит он взад и вперед
И бьет он проворно тревогу.
На нем кирасирский мундир,
На плечах его багряница1,
И скипетр тяжелый в руке.
Он скипетром бьет в барабан,
Могучую будит пехоту;
Встают моряки молодцы,
Встают гренадеры, уланы,
С дунайских широких равнин,
С полей Ольтеницы, Четати;
Встают из-под стен Силистрии
И с Малоазийских равнин,
И с павших твердынь Бомарзунда,
С кровавой долины Альмы,
С гористых вершин Инкермана,
С оврагов у Черной реки2.
Но больше и гуще толпы
Встают с бастионов, курганов,
С высоких, крутых батарей,
Из длинных, глубоких траншей
Вкруг Севастополя. Тени
Несметной несутся толпой,
Сплошною, печальною массой;
В потухших очах их укор,
Геройская смерть на челе,
В чертах неподвижных презренье.
Не смотрит в смущенье на них
Венчанный стыдом барабанщик.
Он бьет в барабан и дает
Сигналы им делать ученье,
К разводным приемам зовет,
Командует марш им парадный.
Но тени недвижно стоят
И царским не внемлют призывам,
И слышится тихий их лепет,
Как шелест деревьев в лесу
В ночи, перед страшной грозою.
"Стыдись! Ты из темных могил
Опять на парад нас сзываешь,
Тяжелый урок позабыл.
Все тот же в гробу ты, как в жизни,
А опыт тебе показал,
Что ты, как дитя, заблуждался,
Что время напрасно терял
В забавах потехи воинской.
Как кукол ты нас наряжал,
На нас ты смотрел, как на кукол;
Ты думал весь мир испугать
Своею поддельною силой;
Ты думал в Европе играть
Такую же роль самодержца
И ею вертеть, как полком,
Но в час, как Европа тебя
Ни слушать, ни знать не хотела,
С упрямством безумным, слепым,
На битву ты двинул Россию,
К борьбе не готовую вовсе;
Как будто в насмешку нам дал
Парадные пушки и ружья,
Негодные вовсе в бою;
Поставил в начальники нам
Парадных своих генералов,
Отживших, пустых стариков,
Дрожавших, молчавших и кравших
Во всю их постыдную жизнь.
И в час, как Европа с тебя
Величье мишурного блеска
Победной рукой сорвала,
И ты, опозоренный миром,
Разгаданный даже своими
Созданьями жалкими, с шумом
С ходулей высоких упал
И умер с тоски и досады, --
Мы в битвах с сильнейшим врагом
Безмолвными массами гибли
[С отчаяньем мрачным, немым,]а
С холодным презрением к жизни,
И гибли за долг свой, за честь,
Воинскую славу, за знамя,
За родину нашу святую,
Тебя проклиная в душе!"
И долго под небом полночи
Погибших героев укоры,
Как шелест деревьев неслись.
И слушал их сердце скрепя,
Зубами в досаде скребя,
Венчанный стыдом барабанщик;
Потом, посмотревши на них
Своим испытующим взором,
Вздохнув тяжело, он сказал:
"Я вижу, погибла Россия!
Увы, не в мундирах она
И выправки прежней не знает.
На армии нет эполет
И касок моих величавых;
Пальто, сюртуки и фуражки
Повсюду3... О, горе, о, горе!"
И руки по швам опустив,
Отправился маршем парадным
Во гроб император усопший.
а Строка из списка В. Ф. Зотова -- сост.
Публикуется по: ОР РНБ. Ф. 849. К. 4. No 11. Л. 34--35 об. Писарская копия. Списки этого стихотворения хранятся также в фонде А. А. Краевского (ОР РНБ. Ф. 391. No 83. Л. 1--2 об.) и В. Ф. Зотова (РО ИРЛИ. Ф. 548. Оп. 1. No 8. Л. 39--40 об.). На списке Зотова поставлена дата: 3 января 1856. Сатирическое стихотворение неизвестного автора хорошо передает общественные настроения того времени. Йозеф Христиан Цедлиц (Зейдлиц, 1790--1862) -- австрийский писатель и поэт-романтик. Авторизованные переводы его баллад, посвященных Наполеону, принадлежат перу В. А. Жуковского ("Ночной смотр", 1836) и М. Ю. Лермонтова ("Воздушный корабль (Из Зейдлица)", 1840).
1. Багряница -- порфира, царская мантия.
2. Имеются в виду боевые действия в Валахии у населенных пунктов Ольтеница (октябрь 1853 г.), Четати (ноябрь 1853 г.), осада русскими войсками Силистрии (ноябрь -- декабрь 1853 г.), оборона Бомарзунда -- русских укреплений на Аландских островах (26 июля -- 4 августа 1854 г.), кровопролитные сражения в Крыму при Альме (7 сентября 1854 г.), при Инкермане (24 октября 1854 г.), при Черной речке (4 августа 1855 г.).
3. Вскоре после вступления на престол Александра II, начиная с 14 марта 1855 г., последовала череда приказов, согласно которым были произведены многочисленные изменения в военной форме. В частности, в качестве наплечных знаков различия для офицеров вместо эполет были введены погоны. Эполеты были сохранены лишь как принадлежность парадной формы одежды, а также городской и визитной. До Николая I каски с гребнем в качестве военного головного убора носили только кирасиры, драгуны, конно-артиллеристы и жандармы. Николай I лично участвовал в создании нового образца остроконечной кожаной каски, снабженной металлическими деталями. В 1844--1846 гг. кивера и другие головные уборы почти повсеместно были заменены касками, которые до 1856 г. преобладали в русских войсках. Плащ-пальто были введены в 1855 г. вместо так называемой "николаевской" шинели с пелериной и стоячим воротником. Сюртуки, первоначально являвшиеся верхней одеждой, стали одним из распространенных видов повседневной формы одежды. Фуражные шапки были введены в конце XVIII в. для фуражиров, ведавших снабжением фуражом кавалерийских и артиллерийских частей. Впоследствии фуражки видоизменились и благодаря своей практичности утвердились в войсках, потеснив другие головные уборы.