Николай Первый
Ночной смотр

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Николай I: личность и эпоха. Новые материалы.
   СПб.: Издательство "Нестор-История", 2007.
   

Ночной смотр
(Подражание Зейдлицу). [3 января 1856 г.]

             В двенадцать часов по ночам
             Из гроба встает барабанщик,
             И ходит он взад и вперед
             И бьет он проворно тревогу.
             На нем кирасирский мундир,
             На плечах его багряница1,
             И скипетр тяжелый в руке.
             Он скипетром бьет в барабан,
             Могучую будит пехоту;
             Встают моряки молодцы,
             Встают гренадеры, уланы,
             С дунайских широких равнин,
             С полей Ольтеницы, Четати;
             Встают из-под стен Силистрии
             И с Малоазийских равнин,
             И с павших твердынь Бомарзунда,
             С кровавой долины Альмы,
             С гористых вершин Инкермана,
             С оврагов у Черной реки2.
             Но больше и гуще толпы
             Встают с бастионов, курганов,
             С высоких, крутых батарей,
             Из длинных, глубоких траншей
             Вкруг Севастополя. Тени
             Несметной несутся толпой,
             Сплошною, печальною массой;
             В потухших очах их укор,
             Геройская смерть на челе,
             В чертах неподвижных презренье.
             Не смотрит в смущенье на них
             Венчанный стыдом барабанщик.
             Он бьет в барабан и дает
             Сигналы им делать ученье,
             К разводным приемам зовет,
             Командует марш им парадный.
             Но тени недвижно стоят
             И царским не внемлют призывам,
             И слышится тихий их лепет,
             Как шелест деревьев в лесу
             В ночи, перед страшной грозою.
             "Стыдись! Ты из темных могил
             Опять на парад нас сзываешь,
             Тяжелый урок позабыл.
             Все тот же в гробу ты, как в жизни,
             А опыт тебе показал,
             Что ты, как дитя, заблуждался,
             Что время напрасно терял
             В забавах потехи воинской.
             Как кукол ты нас наряжал,
             На нас ты смотрел, как на кукол;
             Ты думал весь мир испугать
             Своею поддельною силой;
             Ты думал в Европе играть
             Такую же роль самодержца
             И ею вертеть, как полком,
             Но в час, как Европа тебя
             Ни слушать, ни знать не хотела,
             С упрямством безумным, слепым,
             На битву ты двинул Россию,
             К борьбе не готовую вовсе;
             Как будто в насмешку нам дал
             Парадные пушки и ружья,
             Негодные вовсе в бою;
             Поставил в начальники нам
             Парадных своих генералов,
             Отживших, пустых стариков,
             Дрожавших, молчавших и кравших
             Во всю их постыдную жизнь.
             И в час, как Европа с тебя
             Величье мишурного блеска
             Победной рукой сорвала,
             И ты, опозоренный миром,
             Разгаданный даже своими
             Созданьями жалкими, с шумом
             С ходулей высоких упал
             И умер с тоски и досады, --
             Мы в битвах с сильнейшим врагом
             Безмолвными массами гибли
             [С отчаяньем мрачным, немым,]а
             С холодным презрением к жизни,
             И гибли за долг свой, за честь,
             Воинскую славу, за знамя,
             За родину нашу святую,
             Тебя проклиная в душе!"
             И долго под небом полночи
             Погибших героев укоры,
             Как шелест деревьев неслись.
             И слушал их сердце скрепя,
             Зубами в досаде скребя,
             Венчанный стыдом барабанщик;
             Потом, посмотревши на них
             Своим испытующим взором,
             Вздохнув тяжело, он сказал:
             "Я вижу, погибла Россия!
             Увы, не в мундирах она
             И выправки прежней не знает.
             На армии нет эполет
             И касок моих величавых;
             Пальто, сюртуки и фуражки
             Повсюду3... О, горе, о, горе!"
             И руки по швам опустив,
             Отправился маршем парадным
             Во гроб император усопший.
   а Строка из списка В. Ф. Зотова -- сост.
   
   Публикуется по: ОР РНБ. Ф. 849. К. 4. No 11. Л. 34--35 об. Писарская копия. Списки этого стихотворения хранятся также в фонде А. А. Краевского (ОР РНБ. Ф. 391. No 83. Л. 1--2 об.) и В. Ф. Зотова (РО ИРЛИ. Ф. 548. Оп. 1. No 8. Л. 39--40 об.). На списке Зотова поставлена дата: 3 января 1856. Сатирическое стихотворение неизвестного автора хорошо передает общественные настроения того времени. Йозеф Христиан Цедлиц (Зейдлиц, 1790--1862) -- австрийский писатель и поэт-романтик. Авторизованные переводы его баллад, посвященных Наполеону, принадлежат перу В. А. Жуковского ("Ночной смотр", 1836) и М. Ю. Лермонтова ("Воздушный корабль (Из Зейдлица)", 1840).
   
   1. Багряница -- порфира, царская мантия.
   2. Имеются в виду боевые действия в Валахии у населенных пунктов Ольтеница (октябрь 1853 г.), Четати (ноябрь 1853 г.), осада русскими войсками Силистрии (ноябрь -- декабрь 1853 г.), оборона Бомарзунда -- русских укреплений на Аландских островах (26 июля -- 4 августа 1854 г.), кровопролитные сражения в Крыму при Альме (7 сентября 1854 г.), при Инкермане (24 октября 1854 г.), при Черной речке (4 августа 1855 г.).
   3. Вскоре после вступления на престол Александра II, начиная с 14 марта 1855 г., последовала череда приказов, согласно которым были произведены многочисленные изменения в военной форме. В частности, в качестве наплечных знаков различия для офицеров вместо эполет были введены погоны. Эполеты были сохранены лишь как принадлежность парадной формы одежды, а также городской и визитной. До Николая I каски с гребнем в качестве военного головного убора носили только кирасиры, драгуны, конно-артиллеристы и жандармы. Николай I лично участвовал в создании нового образца остроконечной кожаной каски, снабженной металлическими деталями. В 1844--1846 гг. кивера и другие головные уборы почти повсеместно были заменены касками, которые до 1856 г. преобладали в русских войсках. Плащ-пальто были введены в 1855 г. вместо так называемой "николаевской" шинели с пелериной и стоячим воротником. Сюртуки, первоначально являвшиеся верхней одеждой, стали одним из распространенных видов повседневной формы одежды. Фуражные шапки были введены в конце XVIII в. для фуражиров, ведавших снабжением фуражом кавалерийских и артиллерийских частей. Впоследствии фуражки видоизменились и благодаря своей практичности утвердились в войсках, потеснив другие головные уборы.

Подготовка текста и комментарии Л. А. Булгаковой

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru