Николаев-Бергин Николай Мартынович
Борьба за новую метафизику

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (К оценке деклараций художников Филонова и друг.)


Н. М. Николаев-Бергин [893]

Борьба за новую метафизику [894] (К оценке деклараций художников Филонова и друг.)

   Открывшаяся в Академии Художеств выставка [895] , несомненно, ожив[ля]ет (и уже оживила) спор двух основных течений в изобразительном искусстве -- "правых" и "левых", "консерваторов" и "революционеров". Насколько удачен разрыв левых художников с общекультурными традициями -- вопрос целеполагательный и немаловажный, но a priori можно сказать, что критическая оценка старого искусства имеет сама по себе огромное прогрессивное значение. И если старое искусство окажется настолько действенным, чтобы удержать свое бытие, оно не может не учитывать уроков борьбы за самоутверждение.
   Декларация Филонова не может не заинтересовать не только художника, но и культурно-мыслящего человека вообще. Заслуживают внимания категоричность и бескомпромиссность тона и необычайная смелость суждения. Это -- сплошное писаревское "утверждаю" и "отрицаю", ставящее автора декларации в разряд совершеннейших нигилистов в искусстве. Впрочем, всякая новизна тем-то и ценна, что она берет на себя смелость бросать старине вызов, стимулируя переоценку сложившихся исторически ценностей. Но вот вопрос: в чем же идеологи новизны видят то подлинно новое, что явило бы бесспорную оригинальность, а то и новые цели, и новое назначение искусства? То, чем богато искусство живописи в прошлом и настоящем, отрицается Филоновым как "ненаучное", т. к. "ни один из художник не умел писать, рисовать и думать аналитически, "что, как и для чего" он пишет".
   Если бы не было с особой силой подчеркнута научность словом "абсолютная", пожалуй, можно было бы принять это положение как некий графический и технический прием в искусстве рисования. Беда, однако, в том, что не только в искусстве, но и в науках подлинная научность не может быть абсолютной (в смысле неоспоримости), т. к. это логически предполагало бы устранение какого бы то ни было развития науки, а затем и самой науки.
   Искусство -- динамическое, свободное от научных систем, построения, потому только и мыслимое как творчество, что оно свободно от абсолютности. Математика, наиболее совершенная наука, далеко не так идеальна и безупречна в этой научности, на что указывает новизна т[ак] наз[ываемых] постулатов, т. е. допущений в ущерб строгой доказательности.
   Филонов призывает художника к освобождению своего духа от навязанных художественным воспитанием вкусов и навыков. С этим можно согласиться, если это понимать в том смысле, что воспитание не должно стирать индивидуальный рельеф личности, но в таком случае мы вообще лишены будем возможности поставить границы между нужным и лишним или даже вредным.
   Старая натуралистическая школа в лице своих наиболее типичных представителей и впрямь как будто мало проникала в сущность вещей и явлений, давая их лишь в феноменальном аспекте, не удовлетворявшем пытливую и вдумчивую мысль. От новых течений как будто пахнуло свежестью, но за весьма короткий срок она перешла в свою противоположность и стала изживать себя: с одной стороны, от проповеди крайнего конкретизма она перешла к беспредметной живописи, отвлеченной, доходящей до голого символа и подлинного мистицизма, а с другой, Н. Пунин -- отрицатель старого искусства и апологет нового -- оказался обвинен Филоновым в тех же грехах, в которых тот, собственно, и обвинял художников традиционной школы.
   Задача художника состоит не в измышлениипутей к уяснению природы окружающего нас мира, а в глубинепостижения, даваемого силойизобразительности или таланта. Никакие измышления не могу конструироваться как этап в искусстве, коль скоро они не подсказаны общеколлективным устремлением автора. Скажу прямо: "Мировой Расцвет" [896] как художественноепроизведение никому не понятен. И нужно иметь большую дозу неуважения к коллективу (о котором так радеет Филонов), и нужно быть элементарно-безграмотным, чтобы сказать: "Я даю простой чисто научный метод, которым каждый может действовать по-своему направо и налево".Нет, уж если это научный метод, то он должен иметь объективные признаки, создающий критерий и рамки для суждений, а вовсе не давать право каждому действовать "по-своему" -- "направо" и "налево". Если произведение эстетически целостно и эстетическое его воздействие на воспринимающего субъекта несомненно, это объективный признак художественной ценности произведений; если же произведение, подобное "Мировому Расцвету", нуждается в доказательствах и убеждениях в своей эстетической значимости, то такое произведение стоит вне сферы художественного порядка, ибо доказательство в искусстве, если нет непосредственной убедительности, -- могила самому искусству.
   Здесь нет научности, нет убедительности, а есть жалкие потуги к выражению смутно осознаваемой новизны, приводящей в своем логическом завершении к новой, еще более туманной и более неопределенной метафизике, чем ныне сущая.
   О декларациях Матюшина и Малевича в следующий раз.

-----

   893 Николаев-Бергин Николай Мартынович(1892-1955), художественный критик, библиограф-коллекционер, педагог. Автор многочисленных литературно-критических статей. Профессионально литературной деятельностью занимался с 1925 года, публикуясь в газетах и журналах.
   894 Николаев-Бергин Н. М.Борьба за новую метафизику (К оценке деклараций художников Филонова и друг.) // Жизнь искусства 1923. No 23.
   895 См.: прим. No 886.
   896 На выставке экспонировались следующие картины П. Н. Филонова: "Формула Космоса". 1918-1919; "Формула Петроградского пролетариата". 1920-1921; "Формула периода 1904-1922 года". 1920-1922; "Живая голова". 1922.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru