Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы. 4
Издательство Саратовского Университета, 1965
И. В. ПОРОХ
ИЗ ЦЕНЗУРНОЙ ИСТОРИИ "ВОСПОМИНАНИЙ" П. Ф. НИКОЛАЕВА О Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОМ
В мемуарной литературе о Чернышевском воспоминаниям П. Ф. Николаева принадлежит видное место. Автор их -- человек незаурядных способностей и исключительной наблюдательности, 22-летним юношей был осужден за причастность к делу Каракозова на 8 лет каторги и ссылки. Почти пять лет (с 22 апреля 1867 -- по 7 декабря 1871 г.) провел П. Ф. Николаев бок о бок с Чернышевским на Александровском заводе. Его личные впечатления и легли в основу "Воспоминаний о пребывании Н. Г. Чернышевского в каторге".
Впервые "Воспоминания" П. Ф. Николаева увидели свет в 1906 г., когда революционная борьба в стране несколько ослабила цензурные притеснения. Вышли они отдельным изданием в Москве под названием "Личные воспоминания о пребывании Н. Г. Чернышевского на каторге" {См.: Г. Ф. Самосюк. Вшитая статья к "Воспоминаниям" о сборнике Чернышевский в воспоминаниях современников", Саратов, т. II, 1953, стр. 151--152.}. Однако имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют установить, что "Воспоминания" были написаны, видимо, в самом начале 1890 г. и явились таким образом своеобразным откликом на смерть Чернышевского. Поскольку творческая и цензурная история мемуаров П. Ф. Николаева до сих пор не известна, значительный интерес представляет найденный нами в Ленинградском государственном архиве доклад цензора П. Матвеева, проливающий свет на нее. Приведем целиком этот любопытный документ,
"Доклад цензора Матвеева о рукописи Д. М. "Воспоминания о Н. Г. Чернышевском".
Издатель-редактор "Русской старины" Семевский представил для предварительного цензурного рассмотрения вышеозначенную рукопись, предназначаемую им для напечатания в одной из книжек этого журнала.
Автор этих "Воспоминаний" политический ссыльный, проведший 5 лет (с 1867 по 1872 г.) с Чернышевским в Сибирском остроге, Нерчинского округа, изображает личность, идеи и взгляды последнего в тоне восторженного поклонения, выставляя его в качестве не только в высшей степени симпатичного человека и мученика за убеждения, но и вождя русской молодежи и мысли, неотразимо привлекавшего к себе чистые сердца, не исключая самых простых людей, с которыми его сводил случай во время ссылки. Эпиграф к этим воспоминаниям гласит:
"Кто знал его, забыть не может;
Тоска по кем грызет и гложет,
И часто мысль туда летит,
Где гордый мученик зарыт"1.
1 Эпиграф взят из поэмы Некрасова "Несчастные".
В заключение своих воспоминаний автор говорит: "Н. Г. (Николай Гаврилович Чернышевский) оставил в нашей литературе достаточно глубокий след, но только немногие близко знавшие его люди, могли знать, какой след он мог бы оставить и какое сердце билось в его груди. Они до седых волос, до могилы помнить будут
Какой светильник разума угас,
Какое сердце биться перестало!"
Все эти воспоминании от начала до конца представляют восторженный дифирамб как личности, так и учения Чернышевского без всякой критики вредных сторон его учения. Чернышевский был истинный демократ, проповедник правды. истины, света просвещения, настоящей науки, почти пророк и т. д., говорит автор. Последний горячий почитатель и поклонник известных идеи, отраженных в романе "Что делать?" Он рассказывает, что Чернышевский, пользуясь невольным досугом острога, с большим талантом проводил те же идеи в самых разнообразных формах, и передает содержание никогда не появлявшейся в драмы под заглавием "Другим нельзя" {Опубликовано впервые в 1906 г. в X томе Полного собрания сочинения Н. Г. Чернышевского под названием "Драма без развязки".}, в которой проводится доктрина свободной внебрачной любви, возможной и законной для высших представителей интеллигенции, людей, одаренных возвышенным гражданским чувством.
Содержание повести Чернышевского "Тихий глас" {Впервые напечатана в том же томе названного издания под заглавием "Тихий глас", В настоящее время известна под названием "История одной девушки". См.: Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. XIII, М., 1949.}, написанной на ту же тему, то есть с тенденцией отрицания обязательности брака ради пропаганды новых условий семейной жизни, указанных в романе "Что делать?", вызывает восторженный поклон автора "воспоминаний", очевидно их разделяющего.
В виду вышеизложенного содержания и направления настоящей рукописи, я нахожу ее безусловно не удобной для печати с цензурной точки зрения и притом в виду общего ее духа и направления полагаю, что "Воспоминания" эти даже оцензурены быть не могут, ибо исключение некоторых мест из них не может обезвредить идей и несовместна с нашими законами о печати пропаганда учения Чернышевского, осужденного правительственною властью. Посему я полагаю, что прилагаемая рукопись подлежит безусловному запрещению. Цензор П. Матвеев",
Нельзя сказать, чтобы литературно отзыв П. Матвеева был написан безупречно. Но автор его верно уловил политическую направленность "Воспоминаний". Ценность отзыва П. Матвеева как исторического документа состоит в признании опасности для царизма пропаганды идей Чернышевского. Даже мертвый автор "Что делать?" пугал цензуру своим революционным воздействием, могучей проповедью борьбы и социалистических преобразований, раздающейся со страниц его произведений.
Видимо, П. Ф. Николаев, опасаясь, что под своим именем ему не удастся напечатать "Воспоминания", поскольку он находился под полицейским надзором, скрылся за криптонимами "Д. М.". Но и это не помогло. 30 мая 1890 г. Цензурный комитет принял решение: "Признать "Воспоминания" безусловно подлежащими запрещению" {ЦГИАЛ, ф. 777, оп. 2, ед. хр. 66, часть II, лл. 7, 7 об. и 8.}. Так на 16 лет была задержана публикация "Воспоминаний" П. Ф. Николаева о Чернышевском.