Николаев Петр Федорович
Рабочие союзы в Англии и восьмичасовой рабочий день

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Рабочіе союзы въ Англіи и восьмичасовой рабочій день.

   Во времена, не особенно давнія, на нашей почти памяти, какихъ-нибудь 30--40 лѣтъ тому назадъ, рабочіе союзы (trades-unions) подвергались нападеніямъ съ двухъ сторонъ: съ одной стороны, политическіе люди Англіи и предприниматели считали ихъ союзами безпокойныхъ людей, не только нарушающихъ общественный порядокъ, но и вредящихъ интересамъ націи, разрушающихъ ея промышленность, задерживающихъ ея развитіе; съ другой стороны, болѣе радикальная часть рабочихъ смотрѣла на нихъ какъ на средство дифференцированія всего рабочаго класса и образованія новой рабочей аристократіи, внѣ которой оставалось новое пятое сословіе обездоленныхъ, не вошедшихъ въ организацію рабочихъ не-уніонистовъ. Несомнѣнно, что жизненные факты подтверждали иногда и тотъ, и другой взглядъ на рабочіе союзы. Съ одной стороны, бывали примѣры безумныхъ стачекъ, вызванныхъ рабочими союзами и повлекшихъ за собой страданія какъ самихъ рабочихъ, такъ и предпринимателей, и временно повредившихъ той или другой отрасли промышленности (хотя слѣдуетъ замѣтить, что подобныя стачки были не правиломъ, а довольно рѣдкимъ исключеніемъ); съ другой стороны, и до сихъ поръ уніонисты, т.-е. члены рабочихъ союзовъ, составляютъ меньшинство всего рабочаго класса въ Англіи. Изъ 9 милліоновъ взрослыхъ рабочихъ только 1 1/2 милліона уніонистовъ; "искусныхъ" рабочихъ въ Англіи 3 милліона и только треть ихъ -- члены рабочихъ союзовъ. Такимъ образомъ, масса рабочаго населенія страны находится внѣ организаціи и члены trades-unions, дѣйствительно, составляютъ своего рода аристократію, хотя слѣдуетъ замѣтить, что въ послѣднее время организація рабочаго населенія, въ силу вліянія все болѣе и болѣе распространяющихся среди него здравыхъ экономическихъ понятій, прогрессируетъ замѣчательно быстро. Отчасти подъ вліяніемъ именно того обстоятельства, что trades-unions составляетъ только меньшинство рабочаго класса Англіи и, какъ всякое меньшинство, могло явиться и иногда являлось тормазомъ для осуществленія стремленій всего класса, а отчасти и въ силу распространенія новыхъ экономическихъ взглядовъ и примѣра германской соціалъ-демократической партіи, лозунгомъ рабочаго движенія въ Англіи сдѣлалось стремленіе осуществить желаніе всего класса -- въ данномъ случаѣ восьмичасовой рабочій день -- законодательнымъ путемъ. Движеніе это, какъ извѣстно, было такъ сильно, что не только повліяло на распредѣленіе политическихъ силъ націи, но увлекло за собой и самые рабочіе союзы. Ихъ конгрессъ 1891 г. въ Ньюкастлѣ рѣшилъ, чтобы его парламентскій комитетъ внесъ 8-ми часовой билль. Такія же рѣшенія были приняты и на послѣдующихъ конгрессахъ. Тутъ повторилось то обычное историческое явленіе, что во время сильнаго общественнаго движенія идеи, интересы и чувства массы всегда увлекаютъ за собою меньшинство, лишающееся тогда силы сопротивленія. На этомъ конгрессѣ не было, однако, недостатка въ возраженіяхъ противъ метода достиженія цѣли,-- въ самой цѣли, въ стремленіи добиться восьмичасоваго рабочаго дня, никакихъ разногласій не было, но относительно методовъ достиженія были довольно оживленные споры. Одинъ делегатъ отъ дургамскихъ рудокоповъ говорилъ, наприм., что "они вполнѣ сочувствуютъ всѣмъ рабочимъ союзамъ, стремящимся къ уменьшенію рабочихъ часовъ, но не хотятъ вмѣшательства законодательства, потому что довѣряютъ самопомощи и мужественной независимости. Они не хотятъ, чтобы рабочіе союзы просили парламентъ или кого-либо иного сдѣлать для нихъ то, что они могутъ сдѣлать сами". Эти слова были покрыты апплодисментами делегатовъ дургамскихъ и нортумберландскихъ рудокоповъ, причемъ любопытно то обстоятельство, что эти рудокопы путемъ соглашеній съ хозяевами копей добились болѣе короткаго, чѣмъ восьмичасовой, рабочаго дня. Понятно, какой поводъ могутъ дать подобныя заявленія для обвиненій въ эгоистичности и буржуазномъ самодовольствѣ, но понятно также и то, что они могутъ вызвать и нѣкоторыя другія соображенія. Объ этихъ соображеніяхъ мы и хотимъ сообщить читателямъ. А пока отмѣтимъ то весьма многознаменательное обстоятельство, что на конгрессѣ въ Глазго почти единодушно была принята резолюція о порученіи парламентскому комитету внести 8-ми часовый билль, но съ тою оговоркой, чтобы организованные рабочіе всякой отрасли промышленности пользовались правомъ тайною баллотировкой не примѣнять къ своей промышленности опредѣленій парламентскаго акта. Мы увидимъ сейчасъ, какое значеніе имѣетъ подобная оговорка.
   Широкое общественное теченіе всегда дѣйствуетъ въ различныхъ направленіяхъ и заставляетъ примыкать къ себѣ людей, бывшихъ раньше, часто незадолго до появленія его, его врагами. Исторія Англіи полна такими примѣрами и потому-то именно она такъ поучительна для всякаго мыслящаго человѣка. Не далеко отъ насъ то время, когда политики Англіи считали рабочіе союзы врагомъ порядка, съ которымъ слѣдуетъ бороться на жизнь и смерть; теперь они готовы войти съ ними во всяческіе компромиссы, урегулировать, опираясь на нихъ, движеніе, даже ускорить его, лишь бы не потерять окончательно своего вліянія, какъ общественно-политической силы. Опытъ жизни, неопровержимые факты дѣйствительности сдѣлали свое дѣло и заставили признать тѣ заслуги, которыя рабочіе союзы оказали не только рабочимъ классамъ, но и самой промышленности Англіи. Въ этомъ отношеніи весьма поучительна статья члена парламента, еще въ 91 году вотировавшаго противъ 8-ми часоваго билля, крупнаго фабриканта Mather'а, напечатанная въ ноябрскомъ No Contemporary Review. Авторъ, прежде всего, категорически заявляетъ, что онъ не только не врагъ движенія въ пользу 8-ми часоваго рабочаго дня, что онъ вполнѣ признаетъ право рабочихъ на осуществленіе ихъ требованій; онъ признаетъ, что достиженіе этой дѣли желательно въ интересахъ не только рабочихъ, но и предпринимателей и всей націи. Онъ не отвергаетъ и законодательнаго вмѣшательства въ дѣла промышленности. "Мы не сомнѣваемся,-- говоритъ онъ,-- что если бы политическое вліяніе не перешло въ руки рабочихъ, они старались бы по своему старому методу добиться того, что они считаютъ справедливымъ и что должно быть справедливо признано за ними. Мы, какъ нація самоуправляющаяся, должны радоваться тому обстоятельству, что подача голосовъ распространяется на всю массу населенія. Намъ нечего бояться опасныхъ послѣдствій обсужденія предложеній о законодательномъ вмѣшательствѣ въ дѣла промышленности. Послѣ передвиженія центра тяжести политической власти отъ классовъ богатыхъ къ классамъ болѣе другихъ чувствительныхъ ко всякой несправедливости и болѣе другихъ страдающихъ отъ неравномѣрнаго распредѣленія жизненныхъ благъ мы должны ожидать, что къ парламенту будутъ обращаться съ петиціями объ уничтоженіи всяческихъ золъ". Политическій дѣятель и крупный фабрикантъ не одобряетъ только способа рѣшенія вопроса, такъ какъ находитъ его слишкомъ единообразнымъ, слишкомъ отличнымъ отъ обычнаго англійскаго или, вѣрнѣе сказать, англо-саксонскаго пріема рѣшенія всѣхъ общественныхъ вопросовъ,-- пріема, который для обитателя континента можетъ представиться довольно сложнымъ и медленно дѣйствующимъ, но который удивительнымъ образомъ сочетаетъ принципіальность и практичность и соединяетъ въ единое и довольно стройное цѣлое верховныя права центральной власти и права самоуправляющихся мѣстныхъ органовъ или права представительства общественныхъ классовъ. Однимъ словомъ, для Mather'а простой законодательный актъ парламента, единообразно примѣняемый ко всѣмъ отраслямъ промышленности, кажется черезъ-чуръ "континентальнымъ", кажется пріемомъ, свойственнымъ государственной жизни странъ, населеніе которыхъ привыкло къ системамъ управленія болѣе или менѣе централистическимъ и не вполнѣ соотвѣтствующимъ условіямъ жизни англо-саксонской расы, этой великой носительницы идей федерализма и самоуправленія.
   Такимъ образомъ, вы видите, что частный, хотя и очень важный, вопросъ экономической жизни Англіи ставится Mather'омъ на общую принципіальную точку зрѣнія и приводится въ извѣстное соотношеніе съ самыми основаніями государственнаго права Англіи. Несомнѣнно, что сами рабочіе до значительной степени сознаютъ всю важность такого вопроса, и потому-то резолюція конгресса рабочихъ союзовъ и вносить въ предлагаемый ею билль ту оговорку, на которую мы указывали выше. Рабочіе союзы сохраняютъ, благодаря такой оговоркѣ, свое право самостоятельнаго рѣшенія подробностей примѣненія общегосударственной мѣры и ихъ конгрессъ дѣлается de facto, а не на словахъ только, "рабочимъ парламентомъ" страны, какъ обыкновенно называютъ въ Англіи такіе конгрессы. Казалось бы, что парламентскій актъ, въ который будетъ включена оговорка, предложенная глазговскимъ конгрессомъ, оставляетъ неприкосновеннымъ принципъ самоуправленія и устраняетъ то централистическое единообразіе, которое такъ глубоко противорѣчивъ основамъ англійской государственной жизни и можетъ гарантировать не только независимость рабочаго класса, но и всѣ его интересы. Mather, однако, полагаетъ, что такая оговорка недостаточна. Въ самомъ дѣлѣ, именно въ виду того, что рабочіе союзы организуютъ только шестую часть всего класса, оговорка является недостаточной. Предположите, что рабочій союзъ какой-либо отрасли промышленности рѣшаетъ не примѣнять по какимъ-либо соображеніямъ опредѣленій парламентскаго акта; его рѣшеніе будетъ обязательнымъ только для членовъ этой отдѣльной группы рабочихъ, а для всѣхъ фабрикъ, гдѣ работаютъ не-уніонисты, парламентскій актъ объ единообразномъ 8-мичасовомъ рабочемъ днѣ будетъ обязательнымъ. Отсюда произойдетъ то, что именно эти фабрики будутъ находиться въ наиболѣе невыгодномъ положеніи сравнительно съ другими, на которыхъ работаютъ уніонисты, и, конечно, предприниматели постараются или закрыть невыгодное для нихъ производство (предполагается, конечно, что рѣшенія рабочихъ союзовъ имѣютъ вѣскія экономическія основанія), или переманятъ къ себѣ рабочихъ уніонистовъ. Слишкомъ понятно, къ какимъ потрясеніямъ въ мірѣ промышленности можетъ повести подобное положеніе дѣлъ, какую массу страданій можетъ принести это единообразное законодательство самимъ рабочимъ. Подобные случаи могутъ, по мнѣнію Mather'а, представляться довольно часто. Въ громадномъ количествѣ отраслей промышленности существуетъ еще и теперь 10-тичасовой или даже 11-тичасовой рабочій день, и для такихъ отраслей внезапный переходъ къ 8-мичасовому дню былъ бы рѣшительно убійственнымъ. И именно въ этихъ отрасляхъ организація всего слабѣе, именно въ нихъ всего труднѣе примѣненіе ограничительной статьи. Mather въ своемъ предложеніи руководится и другимъ мотивомъ; онъ полагаетъ, что при современномъ распредѣленіи политическихъ силъ въ Англіи единообразный 8-мичасовой билль не имѣетъ въ теченіе нѣкотораго времени особенныхъ шансовъ на успѣхъ. Дѣйствительно, этому соображенію нельзя отказать въ основательности;, не только самъ "великій старецъ", но и болѣе молодые изъ его сподвижниковъ не особенно склонны поддерживать предложеніе рабочихъ; самый выдающійся изъ нихъ, Морлей, даже принципіально (и именно на основаніи соображеній, основанныхъ на духѣ государственнаго права Англіи) враждебенъ ему; а, между тѣмъ, для интересовъ промышленности, для интересовъ самихъ предпринимателей и для интересовъ всей націи желательно возможно скорѣйшее рѣшеніе вопроса о 8-мичасовомъ рабочемъ днѣ. Mather полагаетъ, что предложенное имъ рѣшеніе имѣетъ всѣ шансы быть принятымъ, такъ какъ противъ него была бы трудно сдѣлать возраженія, которыя дѣлаются противъ парламентскаго акта, примѣняемаго ко всѣмъ отраслямъ промышленности, и на немъ могутъ сойтись всѣ, кромѣ слѣпыхъ противниковъ всего рабочаго движенія" какихъ теперь не особенно много среди политическихъ дѣятелей Англіи. Онъ думаетъ, что билль могъ бы быть измѣненъ приблизительно такимъ образомъ:
   Всякій рабочій союзъ извѣстнаго округа, удостовѣрившись въ желаніи большинства его членовъ уменьшить число рабочихъ часовъ въ ихъ отрасли промышленности, сообщаетъ объ этомъ желаніи предпринимателямъ и сходится съ ними для обсужденія предложенія.
   Послѣ такого совѣщанія съ предпринимателями, рабочій союзъ имѣетъ право большинствомъ голосовъ принять рѣшеніе объ уменьшеніи рабочихъ часовъ въ округѣ и, послѣ принятія предложенія, собираетъ голоса всѣхъ взрослыхъ рабочихъ своей отрасли промышленности, какъ уніонистовъ, такъ и не-уніонистовъ.
   Эти рѣшенія могутъ составляться только въ предѣлахъ минимальнаго рабочаго дня, т.-е. сорока восьми часовъ въ недѣлю (самъ Mather готовъ отказаться отъ такого ограниченія и предоставить рабочимъ союзамъ уменьшеніе рабочихъ часовъ безусловно).
   Если большинство взрослыхъ рабочихъ округа подадутъ голоса за приведеніе въ исполненіе рѣшенія рабочаго союза, этотъ послѣдній въ теченіе года не имѣетъ права дѣлать предложеній о дальнѣйшемъ сокращеніи рабочихъ часовъ.
   Послѣ принятія всѣхъ этихъ мѣръ, рабочій союзъ сообщаетъ свое рѣшеніе мѣстнымъ властямъ или властямъ округа, а эти послѣднія сообщаютъ всѣмъ предпринимателямъ этой отрасли промышленности въ округѣ, что такъ какъ рѣшеніе союза состоялось сообразно опредѣленіямъ парламентскаго акта, то оно приводится въ исполненіе черезъ три мѣсяца послѣ сообщенія, и что всякій предприниматель и рабочій, нарушающіе его, подвергаются опредѣленнымъ актомъ наказаніямъ и будутъ преслѣдуемы мѣстными властями.
   Когда будутъ введены въ округѣ изложенныя правила, они будутъ имѣть силу закона до тѣхъ поръ, пока мѣстныя власти не получатъ отъ рабочаго союза новаго сообщенія, что большинство рабочихъ округа желаетъ измѣненія правилъ и что это желаніе опредѣлено по способу, предписываемому парламентскимъ актомъ, причемъ это новое извѣщеніе не можетъ быть принято мѣстными властями до истеченія года со времени принятія правилъ.
   Mather предлагаетъ далѣе, чтобы сами рабочіе союзы рѣшали вопросъ о распредѣленіи округовъ, такъ какъ рабочіе союзы и теперь имѣютъ окружныя секціи, которыя могутъ составить извѣстныя группы. Каждый рабочій союзъ будетъ рѣшать вопросъ о современности измѣненія числа рабочихъ часовъ, а вся національная организація промысла (т.-е. конгрессъ рабочихъ союзовъ этого промысла) будетъ имѣть право рѣшить, нужно ли сдѣлать такое измѣненіе единовременно во всей странѣ или же это рѣшеніе должно быть предоставлено отдѣльнымъ округамъ. Право распредѣленія "круговъ и опредѣленіе, должны ли округи дѣйствовать одновременно или каждый изъ нихъ долженъ дѣйствовать самостоятельно, предоставляются національнымъ рабочимъ союзамъ (такимъ правомъ они пользуются на практикѣ и въ настоящее время); парламентскій актъ не вмѣшивается въ свободу дѣйствій союзовъ въ этомъ отношеніи.
   Предложеніе, подобное предложенію Mather'а, можетъ быть сдѣлано только при полномъ довѣріи къ правоспособности рабочихъ союзовъ и ихъ способности исполнить въ интересахъ всего рабочаго класса возложенную на нихъ трудную задачу. За предложеніемъ стоитъ сознаніе, что предприниматели обязаны за улучшенія въ методахъ производства твердости и независимости рабочихъ организацій. Только энергія и упорство рабочихъ союзовъ заставили провести законодательные акты, результатомъ которыхъ было развитіе промышленности, причемъ слѣдуетъ замѣтить, что это развитіе произошло при постоянно увеличивающейся конкурренціи другихъ народовъ. Процвѣтаніе промышленности, о которой не могли мечтать наши предки,-- говоритъ Mather,-- было слѣдствіемъ измѣненія промышленныхъ порядковъ и обычаевъ, а это измѣненіе, главнымъ образомъ, было произведено рабочими союзами. Благодаря ихъ вліянію, въ теченіе 50 лѣтъ было проведено около 40 парламентскихъ актовъ о безопасности и здоровьи рабочихъ разныхъ отраслей промышленности, о покровительствѣ женщинъ и дѣтей, объ улучшеніи способовъ производства и т. д., и т. д. "Всякій разумный предприниматель долженъ признать, что его фабрика, въ которой теперь введены всѣ удобства и улучшенія, предписываемыя парламентомъ для блага и здоровья рабочихъ, сдѣлалась во всѣхъ отношеніяхъ болѣе цѣнною собственностью, и что его доходы увеличились благодаря улучшенію условій, въ которыя поставлены рабочіе". Наиболѣе важное значеніе рабочіе союзы имѣютъ въ томъ отношеніи, что они организуютъ людей, цѣлью которыхъ становится развитіе ихъ отраслей производства, какъ постоянныхъ и прогрессирующихъ занятій. Не было примѣра, чтобы союзъ стремился къ своимъ непосредственнымъ цѣлямъ (сокращенію рабочихъ часовъ и возвышенію заработной платы), не принимая въ соображеніе того, можетъ ли выдержать такія измѣненія эта отрасль промышленности. Правда, въ этомъ отношеніи бывали ошибки, но ошибки вполнѣ добросовѣстныя, а съ другой стороны, неустанная и упорная агитація рабочихъ приводила, по большей части, къ существеннымъ уступкамъ предпринимателей безъ всякаго вреда для промышленности. Главнымъ мѣриломъ для разумности дѣйствій какъ рабочихъ, такъ и предпринимателей должна служить не величина барыша предпринимателя, а постоянное развитіе промышленности. Всѣ уступки рабочимъ, не уменьшающія рессурсовъ поддержанія промышленности и развитія ея, и разумны, и справедливы. Постоянство, предполагающее и развитіе, а не сумма денегъ, остающихся въ рукахъ предпринимателя, даетъ отрасли промышленности ея цѣнность. По мѣрѣ того, какъ развивается дѣятельность рабочихъ союзовъ, по мѣрѣ того, какъ ростетъ число ихъ членовъ, они все больше и больше знакомятся съ законами, обусловливающими прочность и развитіе промышленности, и все больше и больше дѣлаются заинтересованными въ постоянствѣ и охраненіи своего промысла. Стремленіе къ такому постоянству вполнѣ согласимо со стремленіемъ добиться высшей платы и болѣе короткаго рабочаго времени; это доказывается тѣмъ обстоятельствомъ, что рабочіе союзы, въ виду тяжелаго состоянія промышленности, часто соглашались на уменьшеніе заработной платы и на другія пожертвованія. Это доказываетъ, что организованный трудъ, въ противуположность труду неорганизованному, умѣетъ оцѣнивать законы, управляющіе развитіемъ и упадкомъ промышленности. Рабочіе союзы добивались всегда выгодъ не для однихъ своихъ членовъ, а для всей рабочей массы, занятой извѣстною отраслью промышленности; не-уніонисты принимаютъ, обыкновенно, всѣ правила, выработанныя рабочими союзами; если не-уніонисты и не участвуютъ иногда въ борьбѣ за уступки, которыхъ добивались рабочіе союзы отъ предпринимателей, они пользовались всѣми побѣдами союзовъ. Правила и опредѣленія союзовъ постепенно вошли въ обычай въ промышленномъ мирѣ Англіи и пріобрѣли почти силу закона. Предпріимчивость, энергія, капиталъ предпринимателей были бы безполезны, если бы во всѣхъ отрасляхъ промышленности трудъ не былъ организованъ; и только благодаря такой организаціи труда, ни одна страна въ мірѣ не испытала столь незначительнаго (если принять во вниманіе обширные размѣры промышленности, количество занятаго въ ней капитала, численность рабочаго класса и ростъ богатства) нарушенія промышленнаго порядка, какъ Англія. Рабочіе союзы принесли громадную пользу всему государству своею искреннею преданностью принципу свободной торговли, такъ какъ они успокоивали рабочія массы и учили ихъ въ тяжелыя годины полагаться на великіе принципы, а не на временные эксперименты, приносящіе временное облегченіе, но часто уничтожающіе промышленные рессурсы страны.
   Вообще говоря, по мнѣнію Mather'а, не только сами рабочіе, но и предприниматели, и вся нація имѣютъ основаніе довѣрить рабочимъ союзамъ трудное дѣло регулированія правилъ о заработной платѣ и рабочемъ днѣ. Рабочіе союзы могутъ, конечно, заблуждаться, но не въ большей степени, чѣмъ заблуждаются какъ индивидуумы, такъ и всѣ политическіе или общественные аггрегаты.
   Мы не будемъ останавливать вниманія читателей на подробностяхъ предложенія Mather'а, на детальномъ развитіи его мотивовъ, такъ какъ это можетъ быть не интересно для русскаго читателя. Нашею задачей было указать на тѣ особенности предложенія, которыя имѣютъ характеръ не чисто-англійскій, а, такъ сказать, общечеловѣческій, на тѣ соображенія, которыя могутъ быть примѣнены къ условіямъ экономическаго строя всѣхъ странъ. Какова бы ни была судьба предложенія автора статьи Contemporary Review, въ немъ любопытно именно то соодиценіе принциповъ верховенства центральнаго представительнаго органа власти съ правами самоопредѣленія мѣстныхъ органовъ управленія и представительствомъ органовъ экономически дифференцированныхъ классовъ населенія, то соединеніе принципа централизаціи съ принципами федералистическими, которое всегда составляло основу государственнаго права англо-саксонской расы, и которое эта раса, вѣроятно, примѣнитъ и къ рѣшенію экономическихъ и соціальныхъ вопросовъ. Предложеніе Mather'а просто частный случай того движенія, которое еще только намѣчается въ Англіи въ разныхъ сферахъ ея экономической жизни, въ попыткахъ рѣшить отдѣльныя стороны соціальнаго вопроса мѣстными муниципальными или провинціальными властями, однимъ словомъ, въ такъ называемомъ "муниципальномъ соціализмѣ". Это движеніе пока далеко не яркое, но ему, вѣроятно, предстоитъ блестящая будущность. Нѣтъ основанія полагать, чтобы принципъ соединенія централизаціи и федерализма, породившій такія великія слѣдствія въ сферѣ политической жизни Англіи и сдѣлавшій эту страну "матерью свободы" и учительницей другихъ націй, не могъ быть примѣненъ и къ явленіямъ экономической жизни страны.

П. Н.

"Русская Мысль", кн.XII, 1892

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru