(Giovanni-Battista Niccolini) -- известный итальянский поэт (1785--1861), родом из Сан-Джулиано, близ Пизы. Решительное влияние на развитие его поэтического дарования имела близость с Уго Фосколо. Первый опыт Н. -- "La peste di Livorno", поэма в терцинах -- появился в 1804 г. Королева Этрурии Элиза назначила его библиотекарем и профессором истории во Флорентийской академии художеств (1807). Успех первой трагедии его, "Polissena" (1810), вызвал целый ряд трагедий Н. также на античные темы: "Medea", "Ino e Temisto", "Edipo", "I Sette a Tebe". В 1815 г. он написал драму из современной жизни "Matilda", в 1819 г. -- политическую драму "Nabuco"; под ассирийскими именами фигурируют здесь Наполеон, Мария-Луиза, Пий V II, Коленкур и др. современные деятели. Опубликовав ряд работ о связи поэзии с живописью, о независимости искусства, о Микеланджело, он в 1827 г. вновь выступил с политической драмой "Antonio Foscarini", вызвавшей целую бурю среди сторонников и противников либеральных воззрений автора. В "Giovanni da Procida" (1830), имевшем огромный успех, Н., несмотря на цензурные стеснения, дал энергическое выражение ненависти итальянцев к чужеземному господству. Меньшее впечатление произвели драмы "Lodovico Sforza", "R o smonda d'Inghilterra" и "Beatrice Cenci", но в "Arnoldo di Brescia" талант автора и его популярность достигли высшей точки. Последним драматическим произведением Н. была трагедия "Filippo Strozzi" (1847). Кроме того, он оставил в рукописи "Stofia della ca s a di Hohenstaufen". Более историк, чем драматург, и более проповедник, чем художник, Никколлини представляет собой тип тенденциозного, боевого, политического поэта. Смелый ненавистник деспотизма, он покорный последователь литературной традиции; его условная декламация не дала бы успеха его произведениям, если бы они не были одушевлены великой мыслью национальной свободы. Любовной интриге он отводил лишь второстепенное место; мир прошлого служит у него всегда лишь для намеков на современность. Собрания соч. Н.; изданные им самим, неполны (Флоренция 1823 и 1831; Каполаго, 1835); полное собрание вышло после его смерти в Милане (1862).
См. Вануччи, "Ricordi della vita e delle opere di G.-B. N." (Флор., 1866).
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
II.
НИККОЛИНИДжован Баттиста [Giovan Battista Niccolini, 1782--1861] -- итальянский поэт и драматург. Р. в Тоскане в обедневшей дворянской семье. В молодые годы Н. участвовал в тосканском революционном движении и сидел в тюрьме. Лит-ое образование получил во Флоренции, юридическое -- в университете Пизы. В молодости был близким другом Уго Фосколо (см.), оказавшего большое влияние на его творчество.
Н. -- выразитель взглядов передовой части формировавшейся буржуазии первых десятилетий XIX в., когда раздробленная Италия была под властью сначала Франции, а потом Австрии. Творчество Н. проникнуто ненавистью к политическому и религиозному деспотизму и мечтой о создании единой независимой Италии.
Наибольшую популярность создали Н. его трагедии. В начале своей лит-ой деятельности Н. брал сюжеты для них из античной лит-ры ("Эдип", "Медея", "Поликсена" и др.), потом перешел к романтическим историч. драмам с политич. сюжетом, имевшим большой успех. В трагедии "Навуходоносор" (Nabucco, 1816) под вымышленными ассирийскими именами выведены Наполеон I, Мария-Луиза, папа Пий VII и др.; деспотизму Наполеона противополагается республиканец Корно. В драме "Антонио Фоскарини" (Antonio Foscarini, 1827; русский перев. В. Крестовского, "Дело", 1882, IV), направленной против тирании папы и императора, под видом Венеции XVII в. изображена современная Тоскана, страдающая под гнетом австр. режима. Те же мотивы протеста против гнета Австрии звучат и в другой очень популярной трагедии -- "Джованни да Прочида" (Giovanni da Procida, 1830). Лучшая трагедия Н. "Арнольд Брешианский" (Arnaldo da Brescia, 1843) -- резкий протест против власти папы и вместе с тем апофеоз демократической республики.
После 1848 Н. писал исключительно лирические стихотворения, проникнутые идеей национального освобождения. Излюбленная форма стихотворений Н. -- сонет.
Библиография:
I. Opere edite ed inedite, ordinate da D. Pallavni, 2 vv., Firenze, 1860--1861; Opere postume, 2 vv., Firenze, 1860--1866; Opere edite ed inedite, curata da C. Gargiolli, 8 vv., 1860--1880.
II. Vannucci A., Ricordi della vita e delle opere di G. B. Niccolini, 2 vv., Firenze, 1866; Zardo A., G.-B. Niccolini e F. Schiller, Padova, 1883; Leoni U., L'uomo politico nell' Arnaldo da Brescia di G.-B. Niccolini, Roma, 1901.
К. Марцишевская
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 80.
НИККОЛИ́НИ (Niccolini), Джованни Баттиста (29.X.1782, Баньи-ди-Сан-Джулиано, -- 20.IX.1861, Флоренция) -- итал. поэт и драматург эпохи Рисорджименто. Жил во Флоренции. Первые трагедии создал в традициях классицизма: "Медея" ("Medea"), "Поликсена" ("Polissena", 1811). Драма "Навуходоносор" ("Nabucco", 1819) -- сатира на Наполеона, знаменует переход к романтизму. Шумную славу принесли Н. романтич. трагедии -- "Антонио Фоскарини" ("Antonio Foscarini", 1827), "Джованни Прочида" ("Giovanni da Procida", 1831), "Арнольд Брешианский" ("Arnaldo da Brescia", 1843); поздние трагедии -- "Филиппо Строцци" ("Filippo Strozzi", 1847) и "Беатриче Ченчи" ("Beatrice Cenci", соч. 1838). Трагедии Н. сочетают героико-патриотич. пафос с резкой антицерк. сатирой; подчеркнуто злободневные, они возбуждали умы современников. Структура драм Н. примитивна, стержнем действия является политич. идея, диалоги часто декларативны, но стих очень выразителен. Трагедии Н. изобилуют "кошмарными" ситуациями, неожиданными сюжетными поворотами, мелодраматич. эффектами.
Соч.: Opere, edite ed inedite, v. 1--8, Mil., 1860--80; в рус. пер. -- Антонио Фоскарини, "Дело", 1882, No 4.
Лит.:Baldini M., Il teatro di G. B. Niccolini, Firenze, 1907; Guastalla R., La vita e le opera di G. B. Niccolini, Livorno, 1917.
И. К. Полуяхтова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 282.