Никитенко Александр Васильевич
Мысли о реализме в литературе. А. Никитенко

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мысли о реализмѣ въ литературѣ. А. Никитенко. Извлечено изъ "Журн. Мин. Нар. Просв.", Спб. 1872 г.
   Если бы Папа-Пряникъ. о которомъ мы только-что говорили, зналъ о существованіи брошюрки г. Никитенко, то онъ непремѣнно предложилъ-бы въ награду за доброе дѣло не самый большой пряникъ, а эту маленькую и жиденькую книжку; потому что книжка эта имѣетъ всѣ достоинства сахарнаго пряника. "Мысли о реализмѣ", якобы явившіяся въ головѣ г. Никитенко, также неуловимы, какъ тающая во рту конфекта, и также необременительны для читателя, какъ ароматъ кандитерскаго печенья. Кромѣ того эта книжка, извлеченная изъ "Журн. Мни. Нар. Просвѣщенія", имѣетъ еще одно неоцѣненное достоинство: ее можно читать, какъ угодно, съ начала до конца или съ конца до начала, не теряя ни связи мыслей, ни вывода, къ которому приходитъ авторъ. Мы даже рекомендовали-бы послѣдній способъ чтенія, особенно тѣмъ изъ нашихъ читателей (если таковые окажутся), которымъ дорого время и которые уже вышли изъ того возраста, въ которомъ питаются только пряниками.-- Признаемся, мы думали, что эстетическая теорія искуства давно уже кончила свой вѣкъ даже у насъ, что и послѣдніе ея могикане перестали о ней говорить серьезно; но оказывается, что мы ошибались. Папа-Пряникъ,-- виноваты,-- г. Никитенко ратуетъ именно за эстетическую теорію, которую онъ съ помощію своей элоквенціи, напоминающей благословенныя времена Мерзляковыхъ, и діалектической эквилибристики чаетъ утвердить на почвѣ реализма, что это за почва -- мы не поняли ничего, какъ ни старались понять, хотя читали книгу г. Никитенко и спереди и сзади. Но поняли мы одно, что авторъ "Мыслей" дѣлаетъ нѣкоторыя внушенія нашей художественной литературѣ, упрекая ее въ крайностяхъ реализма; но и тутъ нѣтъ ничего новаго, потому что внушенія эти были уже давно поставлены ей на видъ болѣе чуткими и усердными его предшественниками, подобно ему спасавшими общество отъ "скандала безусловныхъ w безпощадныхъ отрицаніи", такъ-что съ этой стороны книжка г. Никитенко нѣсколько запоздала. Впрочемъ, она представляетъ нѣкоторый интересъ новизны, как" попытка окончательно сбить съ толку не только противниковъ, но и защитниковъ эстетической теоріи искуства. Входило-ли это въ намѣреніе автора -- не знаемъ, но по отношенію къ эстетикамъ онъ вполнѣ достигъ своей цѣли, ибо послѣ его комментаріевъ ужь нѣтъ никакой возможности сказать что-либо за или противъ этой теоріи. Авторъ полагаетъ, что задача искуства заключается въ эстетическомъ воздѣйствіи реализма на духовную природу человѣка^ -- реализма (замѣтьте хорошенько!) истиннаго,-- который служитъ выраженіемъ * полной. а не частной удѣльной дѣйствительности" (стр. 11). Другое условіе истиннаго реализма состоитъ въ томъ, чтобы онъ "не останавливался на безпрерывно-измѣняющихся волненіяхъ вещей а (стр. 53), но возносился, "слѣдуя за жизнью, до центральныхъ ея представленій" (тамъ-же). Оцѣнивъ такимъ образомъ современную русскую литературу, г. Никитенко остался недоволенъ ею и осыпалъ упреками какъ реалистовъ, такъ и эстетиковъ. Реалисты, впрочемъ, виноваты больше потому, что они произвели "скандалъ безусловныхъ и безпощадныхъ отрицаній" и затѣмъ обнаружили пристрастіе къ "удѣльной дѣйствительности" и "безпрерывно измѣняющимся волненіямъ вещей", а за эстетиками г. Никитенко признаетъ, повидимому, лишь одну вину: отсутствіе въ ихъ произведеніяхъ "центральныхъ представленій жизни". Авторъ былъ настолько благоразуменъ, что не пытался объяснять своей теоріи реализма и требованій, которыя должна выполнять, но его мнѣнію, изящная литература, ибо никакія объясненія тутъ, конечно, не помогутъ.
   Мы, съ своей стороны, также полагаемъ, что пояснить теорію г. Никитенко можно лишь мертвымъ молчаніемъ. При этомъ намъ вспомнилось назидательное изрѣченіе Монтаня: "Не тотъ уменъ, кто говоритъ, а тотъ, кто умѣетъ во-время молчать". О! если бы наши эстетики увѣровали въ истину этихъ словъ, какъ они выиграли-бы во мнѣніи если не современниковъ, то близкаго потомства.

"Дѣло", No 4, 1872

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru